Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы"
рабочая программа
Данная рабочая программа педагога-психолога предназначена для эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ЗПР на индивидуальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalno-volevoy_sfery.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНА Приказ от _______ 2021 г. № _____ Директор ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга ____________ Л.Н. Ненашева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
для учащихся
(индивидуальное сопровождение)
на 2021-2022 учебный год
Составлена
Педагогом-психологом
Курносовой А. О.
Санкт-Петербург
2021
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 1 | |
Календарно-тематическое планирование | 4 | |
Планируемые результаты освоения программы | 5 | |
Условия реализации программы | 6 | |
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы | 6 |
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Международные:
· Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
· Конституция РФ;
· Закон РФ «Об образовании»;
· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
· Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
· Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;
· Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;
· Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
· Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
· Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
· Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;
· Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;
· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;
· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);
· Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
Актуальность
Данная программа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы школьников, как при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально- волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность.
Именно поэтому в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников большую роль играет своевременное проведение коррекционной работы, основными направлениями которой являются:
• смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
• повышение активности и самостоятельности;
• устранение личностных реакций, которые вызваны эмоциональными
нарушениями, такими, как тревожность, агрессия, повышенная возбудимость;
• формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция уровня самооценки, самосознания.
Формы и методы проведения индивидуальных занятий:
- игра
- элементы арт-терапии
- элементы сказкотерапии
- психогимнастика
- беседы
Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована детям с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Занятия проходят не реже 1 занятия в неделю по 30-40 минут. Профилактическая часть составляет 5 занятий, коррекционно-развивающая - 20 занятий.
Цель программы – коррекция эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ОВЗ.
Задачи программы:
- Снижение уровня школьной тревожности.
- Формирование учебной мотивации.
- Повышение уровня самоконтроля, обучение способам релаксациию.
- Формирование адекватной самооценки.
- Профилактика агрессивного поведения.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, доступности. Индивидуальный подход и учет возрастных возможностей также имеют исключительное значение.
Структура занятий
Этапы занятия | Содержание этапа | Цели этапа |
I | Ритуал приветствия. | Создание условий для сплочения участников. |
II | Разминка. | Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность. |
III | Основное содержание занятия. | Формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм. |
IV | Рефлексия прошедшего занятия. | Обмен чувствами, анализ произошедшего на занятии. |
V | Ритуал прощания. | Окончание занятия. |
При необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы. В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные психологические методы: беседа, психогимнастика, ролевая игра, настольная игра, арт-терапевтические техники, проблемные ситуации, релаксационные методы, когнитивные
методы. Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.
Календарно-тематическое планирование
Наименование темы | Задачи занятия | Кол-во часов | Сроки проведения | |
Знакомство. Развитие представлений о себе и о других. |
| 1 | ||
Принятие себя, формирование доверительных отношений. |
| 1 | ||
Коррекция тревожности. |
| 1 | ||
Развитие мотивации. |
| 1 | ||
Коррекция и развитие эмоциональной сферы и компонентов личности. |
| 1 | ||
Коррекция умения выражать эмоции. |
| 1 | ||
Коррекция эмоциональных состояний. |
| 1 | ||
Коррекция агрессии. |
| 1 | ||
Формирование навыков бесконфликтного общения. |
| 1 | ||
Формирование ответственности. |
| 1 | ||
Развитие и коррекция нравственных представлений. |
| 1 | ||
Итого: 11 ч. |
Объем часов по программе – 11 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся каждой отдельной группы.
Планируемые результаты
Повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с нарушением интеллекта, таких как память, внимание, мышление, восприятие.
Условия реализации программы
Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:
- посещение группой обучающихся занятий не менее одного раза в неделю;
- продолжительность занятий – 30-40 минут;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
- организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
- использование современных педагогических технологий;
- взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) обучающихся.
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы
I. Литература:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, М.: «Академия», 2001.
2. Гаурилюс А.И. Динамика отношений и представлений о себе и своем социальном окружении учеников начальных классов вспомогательной школы. Журнал «Дефектология» № 2 1995.
3.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие, сост. Н.Д. Шматко.
М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.
5.Зинина С.М. Специфика и условия оптимального использования классических волшебных сказок в деятельности детского практического психолога. Журнал «Психолог в детском саду» № 1 2006.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е изд. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
7.Колягин В.А., Овчинникова Т.С. Значение эмоций для полноценного развития аномального ребенка. Журнал «Коррекционная педагогика» №1 2005.
8.Кузьмина Г.И. Проблема исследования Я - концепции умственно отсталых младших школьников. Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 2005.
9.Леви Г.Б. Квадратные колышки к круглым отверстиям. Дети с нарушением обучаемости в школе и дома. С-Пб.: «СМАРТ», 1995.
10.Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: «Педагогика-Пресс», 1996.
11.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Под ред. Б.П. Пузанова М.: Издательский центр «Академия», 2001.
12.Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. М.: Изд-во «Гном и Д», 2004.
13.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2005.
14.Психология детей с отклонениями и нарушениями в развитии. Сост. В.М. Астапова, Ю. Микадзе В. СПб.: «Питер», 2002.
15.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: «Просвещение»,1979.
16.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.
17. Усанова О.Н. Дети с проблемами в психическом развитии. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.
18. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: «Просвещение», «ВЛАДОС», 1995.
19. Шаповалова О.Е. Игра – эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы у умственно отсталых школьников. Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 2008.
II. Сетевые источники:
- Энциклопедия практической психологии. Практические и теоретические материалы (http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya_cheloveka);
- Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
- Педсовет: образование, учитель, школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);
- Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
- Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
- Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
- Электронная библиотека детской литературы (http://www.kidsbook.ru/);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника
Методика экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»...
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальн...
статья "Особенности эмоционально - волевой сферы младших школьников"
Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоциональн...
Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...
Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»
Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....
Методики эмоционально-волевой сферы
Существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии. А именно – 4 основные методики: методика «Контурный САТ-Н (Детский аппе...
Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей
психогимнастические приемы...