Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей
методическая разработка (1 класс) по теме

Слипченко Ольга Александровна

психогимнастические приемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhogimnastika.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Психогимнастика

1.«Медвежата в берлоге»

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь  следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте,  можно начинать игру.

2.«Игра с шишками» (на напряжение и расслабление мышц рук)

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапах. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.

Повторить игру 2-3 раза.

3.«Игра с пчелкой» (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась.

Игру повторить 2-3 раза.

4. Игра «Холодно-жарко (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама - медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Игру повторить 2 -3 раза.

5. «Любящие родители»

Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тихонечко покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: сложить перед собой руки; обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.

6. «Игры в воде»

Лето. Дети на даче. Вот они веселой гурьбой бегут к речке и с разбега плюхаются в воду, молотят по воде руками и ногами…

Но один мальчик, посмотрите, поплыл на самое глубокое место (там воды до пояса), зажал нос и уши пальцами и погрузился в воду с головой. Сидит, задержав дыхание, под водой, а потом как выскочит из воды. Набрал побольше воздуха и снова под воду. Тут и остальные ребята подплыли к нему, соревнуются, кто дольше под водой пробудет. Хорошо в воде, весело. Можно брызгаться друг на друга руками. А можно и ногами, если шлепать по мелководью. А какое это удовольствие ходить по дну руками! И нет лучшего наслаждения, как с веселым визгом выскочить и растянуться на теплом песке и лениво ждать, пока высохнут трусики.

Дети действуют в соответствии с фабулой рассказа, пока звучит музыка.

7. «На берегу моря»

Дети играют на берегу моря (этюд «Игра с камушками»).

Плещутся в воде (этюд «игры в воде»).

Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

8. «Игра с песком» (напряжение и расслабление мышц рук).

Набрать воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания).

Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Повторить игру 2-3 раза.

9. «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носики в этом положении, прислушаться на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги – ноги отдыхают.

Повторить 2-3 раза.

10. Пантомима «Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подбородок загорает (подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы – на выдохе) Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из детей на язычок (крепко закрыть рот – задержка дыхания). Жучок улетел (слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух). Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает (подставить нос солнцу, рот полуоткрыт). Летит бабочка, выбирает на чей бы нос сесть (сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым – задержка дыхания). Бабочка улетела (расслабить мышцы губ и носа – на выдохе). Брови – качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях (двигать бровями вверх-вниз). Бабочка улетела совсем. Спать  хочется (расслабление мышц лица: не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу).

11. «Отдых. Сон на берегу моря»

Дети слушают шум моря. Ведущий говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.)

Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснуться (по расчету, когда заиграет дудочка и т.д.). (Пауза.) Звучит сигнал. Дети энергично (или, если того требует ситуация, медленно и спокойно) встают. Звучит музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.

12. «Собака принюхивается»

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно смотрят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

13. «Лисичка прислушивается»

лисичка стоит у окна избушки, в которой живет котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот приоткрыт.

Поза: нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен вперед.

14. «Спящий котенок»

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается музыкой.

15. «Медвежата выздоровели»

заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома.

Выразительные движения6 положение сидя, ноги раздвинуты. Тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят. Улыбка.

16. «Факиры»

Дети садятся на пол, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены. Голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит музыка, факиры отдыхают. Они делают глубокий вдох и долгий выдох.

17.«Битва»

Один ребенок изображает Ивана – царевича, который сражается с трехглавым Змеем –Горынычем и побеждает его. Рад и горд своей победой Иван – царевич.

Выразительные движения:

1.У исполнителя роли Змея – Горыныча голова и кисти рук – это головы Змея – Горыныча. Они  качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые). Иван- царевич с видимым усилием  размахивает воображаемым мечом.

2.Поза и мимика победителя. Плечи развернуты, ноги слегка расставлены. Голова откинута. Брови приподняты. Губы тронуты улыбкой.

18. «Северный полюс»

 У девочки Жени был волшебный цветик - семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик - семицветик. Оторвала один из его лепестков. Подбросила его вверх и сказала:

«Лети, лети лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся. Сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была на Северном полюсе.

И женя тут же. Как была в летнем платьице. С голыми ногами. Одна одинешенька. Оказалась на Северном полюсе, а мороз там 100 градусов!

Выразительные движения: колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое, руки около рта; дышат на пальцы.

19. «Ой, ой, живот болит».

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы.

Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем Том и Тим!

Жалоба медвежат сопровождается музыкой.

Выразительные двиения6 брови приподняты, двинуты. Глаза прищурены; туловище согнуто. Живот втянут, руки прижаты к животу.

20. «Очень худой ребенок»

ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног.

Это кто там печально идет?

И печальную песню поет?

Муравей пробежал.

Повалил его с ног,

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног.

Митя из дому ушел,

До калитки дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши. Он каши не ел,

Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног!

(Э. Мошковская)

Дети по очереди показывают, какое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, муравья и Мити. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка одевает Митю и отправляет его гулять. Мальчик, пошатываясь. Идет по направлению к калитке (специально поставленные стул). Навстречу выбегает  муравей и трогает его своими усиком (пальцем) – Митя падает (приседает).

21. Пантомима «Я так устал»

Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился. Положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал. Я очень устал». Звучит музыка.

Выразительные движения: стоять. Руки висят вдоль тела; плечи опущены.

22.«Золушка»

Девочка изображает Золушку, которая приходит после бала домой очень печальной: она потеряла туфельку…

Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки глаз, замедленная походка.

23.Пантомима «соленый чай»

Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместе сахарного песка мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него 2 ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения голова наклонена назад, брови нахмурены. Глаза сощурены. Верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен – ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.

24.«Грязная бумажка»

На полу в коридоре лежи грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив… Ему кажется, что эта бумажка из туалета. Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумажку кончиками пальцев и, отведя руку сторону. Относит ее в ведро для мусора.

«грязная» бумажка делается из чистой, которая закрашивается акварельными красками в неопределенный  цвет и затем мнется.

Если брезгливый ребенок не решается ее поднять, то на следующем занятии он вместе с другими детьми изготовляет «грязную» бумажку сам, т.е. сам раскрашивает. Мнет и бросает ее на пол. Затем проводится игра.

25. «Гадкий утенок»

Дети вместе с педагогом вспоминают сказку Г.-Х. Андерсена «гадкий утенок», затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе. Птицы и человек демонстрируют свое презрительное и брезгливое отношение к утенку, который не был похож  на других утят. Они считали его безобразным и гадким.

«все гнали бедного утенка. Даже братья и сестры говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несоосный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!»

утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою».

Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал с птичьего двора.

Выразительные движения:

1.Отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены. Глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены или, наоборот, верхняя губа подтягивается вверх.

2. Униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед

26.Пантомима «Дюймовочка у майских жуков»

Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Г.-х. Андерсена «Дюймовочка» и особое внимание  обращают на эпизод, когда майский жук приносит Дюймовочку на дерево, где он жил.

«Он (майский жук) уселся с крошкой на самый большой лист, покормил ее сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем не похожа на майского жука.

Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на этом же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки- барышни шевелили усиками и говорили:

-У нее только 2 ножки! Жалко смотреть!

-у нее нет усиков!

-какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек!

-какая некрасивая! – сказали  в один голос все жуки женского пола.

Дюймовочка была премиленькая! Майскому жуку, который принес ее, она тоже сначала понравилась, а тут вдруг и он нашел, что она безобразная, и не захотел держать ее у себя – пусть идет куда знает. Он слетел с нею с дерева и посадил ее на ромашку»

Дети, взявшиеся изображать майских жуков, с презрением рассматривают Дюймовочку.

Выразительные движения: смотреть сверху вниз; голова откинута назад, брови приподняты, лицо вытянуто. Выражать пренебрежение движением: отстраняться, отходить от презираемого существа, как бы испытывая тошноту.

27. «Сердитый дедушка»

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

Мимика: нахмуренные брови.

28. «Гневная гиена»

Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость. Когда кто-нибудь подходит к пальме. Чтобы помочь обезьянке

Я страшная Гиена,

Я гневная Гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

Выразительные движения: усиленная жестикуляция.

Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

29. «Два сердитых мальчика»

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови. Размахивают руками, наступают друг на друга, вот- вот подерутся.

30. «Лисенок боится»

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная. Да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

31. «Страх»

Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь…

Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?

Выразительные движения: голова откинута назад и втянута в плечи.

Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

32. «Разъяренная медведица»

На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы не поиграть с таким пушистым несмышленышем? Вдруг послушалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и влез на него. Медведица не полезла на древо за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать. Злобно глядя на мальчика.

Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды.

Мальчик немного посидел на дереве. Потом спустился и побежал домой.

Выразительные движения: ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.

33. «Гроза»

За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкает молния. Грозно гремит гром.

Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты. Брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука  силой сжимает другую.

34. Пантомима «Провинившийся»

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.

Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела.

Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

35. «Ваське стыдно»

Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала. Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол.

Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и давай ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?»

А Васька стоит. Голову опустил: стыдно ему.

Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.

36. Пантомима «Чуня просит прощения»

От хвастушки – поросенка Чуни ушли друзья – ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовет друзей:

Где вы верные друзья?

Чуне помогите!

За бахвальство и за смех

Вы меня простите.

(В. Соколов. Т. Дмитриева)

Выразительные движения: первая, вторая строчки: поворачивать Гловой в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты вперед. Третья, четвертая строчки: опущенная голова. Брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.

37. «Таня – плакса»        

Дети водят хоровод, в центре которого Таня, и читают стихотворение:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик..

Тише. Танечка, не плачь –

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто)

Пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и широко улыбается.

38. Пантомима «Разные настроения»

Педагог читает стихотворение Еф. Юдина «вот какой малыш», а ребенок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексе.

Ох, как плачет малыш –

Что медведь рычит.

А смеется малыш –

Что ручей журчит.

А уж слезы текут –

Будто дождик льет.

Улыбается малыш –

Будто солнце взойдет.

Вот какой малыш –

Сын мой.

39. «Разное настроение»

Капризуля мальчик Марк.

Не унять его никак.

Улыбнется он на миг –

Засияет солнца лик.

Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика марка.

Выразительные движения: 1-4-й такты –капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад.

5-8-й такты – хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой. Голова слегка откинута назад. Плечи развернуты.

40. Пантомима «Что в углу?»

Из стульев строится кровать. Ребенок делает вид, что раздевается и ложится в постель, закрывает глаза. Входит дедушка – другой ребенок, делает вид, что снимает халат, а потом подходит к внуку, видит, что он спит, поправляет одеяло и уходит  из комнаты, выключает свет.

Педагог читает стихотврение Ал. Кушнир «Что в углу?»

Что виднеется в углу

С черной тенью на полу.

Непонятное, немое,

Не пойму и сам какое.

Человек или предмет?

Ах, скорей зажгите свет!

Вдруг оно сейчас подскочит.

Утащить меня захочет?

Вдруг. Издав ужасный стон,

Побежит за мной вдогон?

Схватит? Стащит одеяло?

Свет зажгли – мне стыдно стало.

Я ошибся. Виноват.

Это – дедушкин халат.

Затем мальчик открывает глаза – ему делается страшно. Входит дедушка и включает свет. Мальчику стало стыдно.

Выразительные движения:

1. Беспокойство: надутые щеки. Сощуренные глаза, углы рта опущены, оттянуть назад.

2. Сожаление, стыд: брови приподняты и сведены, рот открыт (вытянутое лицо), плечи приподняты.

41. «Потерялся»

Мальчик с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел большую собаку и от удивления даже остановился (этюд «удивление»). А родители пошли дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы (бабушки) нигде нет. Он бежит к выходу в город (специально поставленные стулья), выходит… и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет (этюд «Момент отчаяния»).

Родители тоже ищут мальчика. Они подходят к нему сзади и трогают за плечо. Радость встречи. Мама и папа берут его за руки и весело идут с ним по городу (этюд «хорошее настроение»).

42. «Пожар»

Педагог рассказывает следующую историю, а дети изображают описанные в ней события

«два брата остались дома, так как в детском саду был карантин. А мама не нашал никого, кто бы мог побыть с ними, пока она будет на работе. Мальчики этому очень обрадовались.

Как только за мамой закрылась дверь. Браться отправились на кухню за спичками. Спички нашли быстро, целых 2 коробка. Ребята вышли в коридор, разгородили его стульями и стали играть в войну. Они чиркали спичками о коробки и. когда спички загорались. Кидали их  через стулья друг другу. Представляя. Что стулья – это граница. А летящие спички – боевые ракеты.

 Спички в полете гасли. А если случалось, что спичка падая, продолжала гореть на полу, то стоило на нее наступить ногой, как от огня ничего не оставалась.

«Ура! Пли! Огонь! – кричали братья то по очереди. То вместе. Не замечая, что одна из непогасших спичек провалилась за тумбочку для обуви… За тумбочкой лежала газета. Газета вспыхнула и подожгла снизу обои, загорелась и задняя стенка тумбочки. В коридоре стало дымно.

Ребята наконец почувствовали запах дыма и увидели, что он поднимается из-за тумбочки. Они бросили игру. Побежали на кухню, набрали воды в чашку, потом перелезли через стулья, которые мешали им подойти к тумбочке и начали лить воду туда, откуда шел дым. Но дым продолжал клубиться. Ребята решили отодвинуть тумбочку от стены, чтобы посмотреть, что там, но только они взялись за нее, как она упала на бок. Из-за тумбочки вырвались языка жаркого пламени, огонь побежал по стене, и ребята оказались отрезанными от воды и от выхода из квартиры.

Братья испугались, громко заревели, убежали в комнату и зарыли дверь, но дым проникал и сюда. Дети стали кашлять. Задыхаться. Они хотели открыть форточку, но им было уже очень плохо. Мальчики смогли только дойти до кровати, они залезли на нее, закрылись одеялом и,,, потеряли сознание.

Ребята очнулись в больнице. Возле них сидела их мама, рядом стоял доктор, браться сразу же все поняли. Мальчики горько заплакали, стали просить прощение у мамы. Когда дети успокоились, мама рассказала сыновьям, как к ним домой приезжали пожарные, как кони вынесли ребят из огня и тушили пожар».

43. Пантомима «Два рыболова»

Дети изображают события, описанные в рассказанной педагогом истории.

«на мосту стояли 2 мальчика и удили рыбу. У них были одинаковые удочки, одинаковые ведерки для рыбы, да и стояли они недалеко друг от друга. Но один мальчик то и дело вытаскивал из воды рыбку за рыбкой, а другой только с досадой поглядывал на него. Вот и сейчас у него не клюет. А у соседа опять дергается поплавок.

У неудачливого удильщика на лице все сильнее выражалась досада, а у удачливого лицо было, как у задаваки, насмешливое».

44. «Котята»

Педагог читает английскую народную песенку в переводе С.я. Маршака.

Два маленьких котенка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отварила дверь.

«Ну что, - она спросила – не ссоритесь теперь?»

прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

и оба перед печкой заснули сладким сном.

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети. Послушав песенку. По очереди показывают мимику хозяйки. Озябших котят. Сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

45  .«Смелый заяц»

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его услышит волк.

Выразительные движения.

Поза: положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

46. «Капитан»

ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо. Высокие крутые скалы, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.

Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда капитан подносит к глазам воображаемый бинокль.

47. «Добрый мальчик»

Педагог рассказывает детям небольшую историю, а дети потом изображают описанные действия.

Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руки свою рукавицу.

48. Пантомима «Посещение больного»

Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, поправляет одеяло.

49. «Честный шофер»

Педагог читает историю, а дети показывают описанные в ней события, стараются изобразить как можно точнее.

«В такси (специально поставленные стулья) сел мужчина. У него был фотоаппарат. Он сказал шоферу, куда ехать, и они быстро прибыли к дому. Шофер посмотрел на то место. Где сидел пассажир, и увидел оставленный на сиденье фотоаппарат. Он остановил машину, взял забытую пассажиром вещь и пошел к подъезду, в которой вошел владелец фотоаппарата. Водитель не знал, в какой квартире живет рассеянный пассажир, поэтому он стал звонить во все квартиры подряд. Наконец на 2 этаже одну из дверей открыл сам владелец фотоаппарата. Таксист, улыбаясь, протянул ему потерю. Мужчина поблагодарил водителя».

50. Пантомима «Сварливый папа»

Педагог читает историю, а дети показывают описанные в ней события, стараются изобразить как можно точнее.

«Мальчик с папой отдыхали за городом. У них был свой огород.  На одной из грядок росла клубника. Как-то утром отец отправился в соседнюю деревню на почту, а сына попросил собрать покрасневшую клубнику. Мальчик выполнил поручение отца очень аккуратно: не смял ни одного листочка, не сорвал ни одной зеленой ягодки. Мальчик отнес ягоды домой и побежал на речку. И вот. Пока он купался, к ним в огород пролез соседский поросенок и стал ходить по грядке с клубникой. Соседка увидела поросенка и увела его домой. Когда папа вечером пришел домой и увидел испорченную грядку, то очень рассердился на сына. Мальчик стал говорить, что это не он испортил грядку. Папа рассердился еще больше, так как подумал, что его сын еще и лгун. Отец велел сыну пойти в другую комнату и подумать над своим поведением. В это время пришла соседка, и рассказал о поросенке. Папа пошел к сыну, сел рядом с ним, обнял и сказал: «Я был не прав, что не поверил тебе. Прошу у тебя прощения».

51. «Любящий сын»

Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.

52. Пантомима «Монетка на мороженое»

Мама дала девочке монетку на мороженое. Девочка вприпрыжку побежала по дороге и не заметила, как монетка выскочила у нее из кармана. Вот и киоск, где продают мороженое. Опустила девочка руку в кармашек, а денег там уже нет. Девочка пошла по дороге назад. «Где же я потеряла денежку?» - думает девочка.  Монетку нашел мальчик. Он тоже решил на эти деньги купить мороженое. Мальчик поравнялся с девочкой. Девочка спросила: «ты не видел денежку? Мама дала мне монетку, а я ее потеряла». – вот  она», - ответил мальчик и протянул девочке пропажу. «Ты честный», - сказала девочка. Она купила мороженое и поделилась с мальчиком.

54. «Робкий ребенок»

Ребенок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот обидят.

Выразительные движения. Сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.

55. Пантомима «Хочу все!»

Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить спортивную обувь. В этом же магазине продавались спортивные велосипеды.

-я хочу этот велосипед, - сказал мальчик.

Мама показала ему деньги в кошельке и шепотом сказала, ч то у нее нет денег на велосипед.

-А мне что до этого! –громко закричал мальчик и даже топнул ногой. – Хочу и все!

Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына. Она потянула мальчика за руку, чтобы выйти с ним поскорее из магазина, но он подогнул ноги под себя и повалился назад. У мамы не хватило сил, чтобы удержать руку в своей руке… и вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками об пол, пинает ногами воздух и, выгибает спину, повторяет плачущим капризным голосом: «Хочу! Хочу и все!»

56. «Эгоист»

Мама принесла к чаю 3 пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем на 2 других: «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын – эгоист».

57. Пантомима «Ябедник»

Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает к себе все карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его. Мальчик, плача, бежит к своей маме (педагогу0 и говорит, что его обидели.

58. «Притвора»

Мальчики играют в пятнашки (салки), они догоняют и пятнают друг друга. Неожиданно один мальчик падает и не поднимается.

Товарищи подходят к упавшему. Он не двигается. Мальчики поднимают его, осматривают ногу, усаживают на скамью. Внезапно мальчик отталкивает товарища, вскакивает, пятнает ближайшего и бежит. Товарищи пытаются его догнать. Но он спасается бегством.

59. Пантомима «Горе у Федота»

Педагог читает отрывок из поэмы Л. Филатова «Про Федота – стрельца».

Пришел Федот домой,

От горя немой.

Сел в уголок,

Глядит в потолок.

Ясные очи слезой заволок.

Маня есть кличет,

А он шею бычит,

Ничаво не хочет,

Супится да хнычет…

Дети показывают состояние Федота – стрельца.

Выразительные движения: правой рукой подпереть подбородок, левую безвольно опустить вдоль туловища.

60. «Собака лает и хватает за пятки»

Ребенок гуляет. Мимо на поводке ведут собаку. Она  лает на мальчика и пытается, натягивая поводок. Достать мордой до его ног.

61. Пантомима «Ночные звуки»

Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные. Мохнатые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что это кто-то кричат от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно спрятаться.

В зале притемняется свет. Все дети, кроме ребенка- утенка, изображают деревья, коряги. Пеньки. Из стульев можно сделать берлогу. Пока звучит музыка, дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы и издают громкие, пугающие звуки: завывают. Ухают и т.п. Утенок прячется в маленькой пещерке (под столом). Он собирается в комочек и дрожит.

Когда перестает звучать музыка, включают свет. Этюд закончен. Все дети подходят к ребенку и по очереди слушают, как сильно и гулко бьется у него сердце.

62. «Стыдно»

Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.

Выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

63. Пантомима «Поссорились и помирились»

Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей.

Выразительные действия: двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.

Затем изображают помирившихся детей.

Выразительные действия: дети поворачиваются лицом друг другу и, улыбаясь, берутся за руки. Весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

64. «Прогулка»

Летний день. Дети гуляют (этюд «Хорошее настроение»). Пошел дождь (этюд «Золотые капельки»). Дети бегут домой.

Прибежали они вовремя, начинается гроза (этюд «Гроза»). Гроза быстро прошла, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам (этюд «После дождя»).

65. Пантомима «Змей-Горыныч»

В сказочном городе (поставленные по кругу стулья) живут царевич, царевна и ремесленники. Сторожит город стражник. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна вышивает. Ремесленники каждый занят своим делом (кузнец кует, маляр красит и т.д.). Стражник обходит город. Вдруг налетает Змей-Горыныч. Он смертельно ранит стражника, убивает ремесленников, а царевну уносит (уводит) в свою пещеру (специально поставленные стулья). Змей-Горыныч летает перед входом в пещеру, сторожит царевну, Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, куда Змей - Горыныч унес царевну, бессильно падает. Иван-царевич берет меч и идет сражаться со Змеем-Горынычем (этюд «Битва»). Борется и побеждает его. Как только Змей - Горыныч падает, стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет царевну в город. Царевна снова вышивает, ремесленники работают, стражник обходит город, а Иван-царевич собирается на охоту.

66. «В темной норе»

Два друга утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась лиса. Лиса подумала, что хорошо бы ей съесть малышей, но вслух сказала: «Здравствуйте, неразлучные друзья! А у меня для вас в моей норке приготовлено угощение – вкусные конфеты и рассыпчатое печенье.

Пойдемте со мной!» малыши поверили лисе и пошли с ней. Пришли. Лиса открыла дверцу в свою нору: 2Заходите первыми!» только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощение!»

Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. Зайчонок не плакал, он думал…»Давай, Утенок, выроем подземный ход и убежим от сюда». Сказал наконец зайчонок. Утенок перестал плакать и вместе с Зайчонком принялся рыть землю. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и больше, и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные и веселые побежали домой. Пришла Лиса с дровами, положила их на землю, сняла крючок, открыла дверцу, посмотрела в нору и замерла от удивления… В норе никого не было.

Игра проводится рядом с местом, где нет естественного освещения (коридор, кладовка и т.д.). Эта темная комната будет лисьей норой. Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Педагог через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.

67. Пантомима «Маленький скульптор»

Ребенок изображает скульптора, остальные дети - глину. Скульптор задумывает слепить из глины злого волка. Он ведет одного ребенка на середину зала и показывает ему, как он должен встать, какое надо сделать лицо, чтобы походить на злого волка. Ребенок - глина застывает в данной позе. Скульптор обходит вокруг статуи, любуется ею, а если он неудовлетворен своей работой, снова показывает позу и мимику ребенку – глине.

68. «Часовой»

Ребенок изображает пограничника. Педагог читает стихотворение С. Погореловского.

Стоит он в дозоре,

И зорок, и смел,

Чтоб мир потревожить

Никто не посмел.

Выразительные движения: голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат.

69. Пантомима «Внимательный мальчик»

По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.

70. «Вежливый ребенок»

В зале на стульях сидят дети. Звучит музыка. Входит ребенок и вежливо здоровается с каждым сидящим в зале.

71. Пантомима «Так будет справедливо»

Мама ушла в магазин. Как только за нею закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно мячик, диванную полушку. Вдруг щелкнул замок: это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Вот он подбросил подушку вверх и попал ею в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердилась. Поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и стал рядом с братом.

-почему ты встал в угол, я же тебя не наказывала?- спросила мама.

- так будет справедливо, - ответил ей старший сын. – Ведь я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьей.

72. «Чуня-задавака»

Поросенок Чуня хвастался перед Белочкой и Ежонком, что не боится волка:

Я стукну волка в нос,

Ему по уху дам.

Я срежу волку хвост!

Пуст волк боится сам.

Выразительные движения: голова повернута и откинута назад. Брови приподняты, плечи развернуты. Ноги слегка расславлены. Правая рука лежит на бедре, левая рука делает размашистые угрожающие движения.

73. «Наглец»

Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила перейти на другое место: «ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная девочка!»- «А мне – то что?» - сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.

74. «Жадный пес»

Педагог читает стихотворение В. Квитка.

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал у уголок

И съел сам-

Гам-гам-гам!

75.Пантомима «Мышка – хвастунья»

Одна мышка гуляла по лесу и встретила там Олененка с золотыми рожками.

-подари мне твои золотые рожки, =- попросила у Олененка мышка.

-Зачем тебе мои рожки? Он будут тебе мешать, - ответил Олененок.

-Ты жадина, жадина! – стала дразнить Олененка мышка.

Физкультминутка

«Игра с шарфиком» (на напряжение  мышц шеи).

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

«пчелка мешает спать» (игра лицевых мускулов).

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро  стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка открыли рот – язык отдыхает. Пришла мама- медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

Пантомима «Солнышко и туча» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комочек, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе).

«В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лежа на спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

«Листочки»

Педагог читает стихотворение, а дети двигаются согласно описанию в тексе (сначала сидят на стульях, затем кружатся, «летят» по всей комнате и в конце садятся на ковер).

Мы листочки осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились. Полетели

И на землю тихо сели.

Пантомима «Карлсон»

Ведущий предлагает детям отгадает  загадку:

Мой дом – у вас на крыше!

Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком!

(М. Танич)

Затем ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика. К которому прилетел Карлсон.

«Новая кукла (машинка)»

девочке подарили новую куклу (мальчику – новую машинку). Она рада, весело качает, кружится. Играет с куклой. Этюд сопровождается музыкой.

«Ключ нашелся»

мальчик учится в школе. Он приходит домой раньше своих родителей, поэтому у него есть свой ключ от квартиры. Вот и сейчас он достанет ключ. Откроет дверь, войдет в свою комнату. Положит портфель. Быстро поест и пройдет гулять… Но где же ключ?

Мальчик ищет его и в портфеле, и в карманах, и вокруг себя на полу… нет ключа1

Мальчик расстроился: мама и папа придут с работы поздно, да и попадет ему за потерю. Он пошел на улицу и стал искать его там. Искал долго и, когда уже собрался заплакать, вдруг увидел свой ключ под скамейкой (или висящим на веточке куста). Мальчик схватил ключ и от радости даже запрыгал вокруг скамейки, а потом вприпрыжку побежал домой.

«Смелый наездник»

Ребенок скачет на коне.

Я горжусь своим конем,

Он летит как ветер.

Обгоняю я на нем

Всех коней на свете.

(З. Петрова)

Пантомима «Старый гриб»

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.

Выразительные движения: стоять, ноги расставлены. Колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Пантомима «Остров плакс»

Путешественник прибыл на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Пантомима «Грязь»

Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти через дорогу. Где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.

Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что мальчик идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.

«Зайчики»

Выскочили маленькие зайчики. Лапки поджали к груди.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит (дети показывают).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (дети показывают).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (дети скачут).

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал (дети садятся).

Взялись детки за бока.

Заплясали гопака.

Прилетели утки,

Заиграли в дудки.

Ах, какая красота,

Заиграли дудки.

«Елочка»

Педагог читает стихотворение, а дети производят соответствующие движения.

У маленьких детишек елочка большая

(дети поднимают руки вверх).

Огоньками, шариками елочка сверкает

(дети поворачивают кисти рук).

Ай, да елочка. Погляди. Погляди

(дети хлопают в ладоши).

Деткам, елочка, посвети, посвети

(дети поднимают руки над головой и. кружась вокруг своей оси, поворачивают ладони вправо, влево).

Не коли нас, елочка,

Веточкой лохматой (грозят пальчиком),

Убери иголочки

Дальше от ребяток (прячут руки за спину).

Пантомима «Король Боровик не в духе»

Педагог читает стихотворение. А ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

(В. Приходько)

«Ванька - встань-ка»

Педагог читает стихотворение, дети приседают в такт стихотворения.

Ванька – встань-ка.

Приседай-ка.

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с  тобой!

«Бабочка»

Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

Сидя за столами или на стульях, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить.

1-руки через стороны вверх – вдох;

2 –и.п. – выдох.

1- плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы;

2-руки вниз;

3-приседаем;

4- и.п.

После слов: «Солнце утром…» маховые движения руками, кружение.

«Гриб»

педагог читает стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, наклоняются, срывают грибы. Кладут в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

Гриша шел, шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз-грибок,

Два - грибок.

Три - грибок,

Положил их в кузовок.

«Дождь»

Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Плыли тучи дождевые:

-Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

-Пей, дождь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет!

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет!

«Юла»

Педагог читает стихотворение, дети кружатся, положив руки на пояс.

Юла юлится под кустом,

Юлой юла вертится.

Но все-таки, заметьте-ка.

Юла –такая птица,

Чей нежный, тонкий голосок

Чист, словно скрипка. И высок.

(А. Пудваль)

Кружит юла на тонкой ножке,

Жужжит. Как будто бы жучок.

Захочет – вскачь пройдет немножко,

Захочет – ляжет на бочок.

«Звери и птицы»

Дети делятся на 4 группы, садятся или становятся в разных частях комнаты (возле разных столов).

1 группа детей – гуси будут кричать: «Га-га-га».

2 группа - голуби («гуля-гуля-гуля»)

3 группа – ослики («иа - иа»)

4 группа детей – собачки  («гав-гав»).

Педагог, проходя мимо каждого столика (домика тех животных, которых представляют дети), стучит по столу или звенит колокольчиком  и спрашивает:

-кто-кто в этом домике живет? (дети отвечают).

Потом взрослый говорит:

-гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите головой три раза.

-голуби, помашите своими крылышками.

-ослики. Сделайте три прыжка вперед и три назад.

-Собачки, на корточках сделайте 2 шага назад, потом 2 шага вперед.

После того, как педагог подойдет к каждому домику животных и птиц, он отходит и обращается ко всем:

-Звери подпрыгните 3 раза. Птицы, присядьте 2 раза.

Звери, покружитесь. Птицы. Сделайте по 2 наклона.

«Жук»

Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке (дети бегают по комнате.)

Жу-жу-жу. Жу-жу-жу,

Я с ромашкой дружу. (дети берут в руки воображаемую ромашку и кружатся.0

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь. (дети качаются, затем делают наклоны.0

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках-

Пусть лежит в кармашке (дети показывают)

Ой. Упал, упал мой жук, (дети нагибаются)

Нос испачкал пылью (стряхивают пыль с носа)

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях (дети машут руками. «улетают» на свои места.)

«Матрешки»

Педагог читает стихотворение, дети показывают движения матрешек.

Мы веселые матрешки.

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Исходное положение – руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах. Ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счет «1-2-3» кружатся, руки на поясе.

«Мороз»

Педагог читает стихотворение, дети повторяют слова и движения за взрослым.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь. (пожимают руки)

Тронет руку, тронет нос. (показывают руки, нос)

Значит, надо не зевать (изображаем зевоту)

Бегать . прыгать и играть (бегают, прыгают, играют)

«Мы тоже можем так»

Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, так-так.(Дети показывают пальцем запястья)

Налево раз1 Направо раз!

Мы тоже можем так. (Дети делают наклоны туловища влево и вправо)

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла…

Мы тоже можем так. (дети вытягивают руки, плавно поднимают и опускают их)

Петух в лесу трубит в рожок – (Дети изображают  игру на рожке)

Пугается русак. (Дети закрывают лицо руками)

Сейчас он сделает прыжок…

Мы тоже можем так.

(Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают указательные пальцы, изображая заячьи уши, прыгают на месте.)

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг…

На двух ногах, на двух руках.

Мы тоже можем так.

(Дети становятся на четвереньки, двигаются сначала в одну, потом в другую сторону.)

Конь через мост идет шажком…

Мы тоже можем так.(Дети изображают лошадок, бегут в одну сторону рысцой, потом шагом.)

Теперь пора и отдохнуть,

Устали как-никак.

Поесть, попить и снова в путь…

Мы тоже можем так.

(Все приседают и движениями показывают, как наливают чай, размешивают сахар ложечками, нарезают бутерброды, потом пьют, едят, а после этого начинают снова работать.)

«Бегущие спортсмены»

Под музыку дети бегают по периметру зала (руки согнуты в локтях). Когда музыка прекращается, детям нужно остановиться.

«Бокс»

Под ритмичную музыку дети изображают боксеров: резко сгибают и разгибают руки, пальцы сжаты в кулаки.

«Ветер»

Педагог читает стихотворение, дети повторяют движения за педагогом.

Ветер дует на лицо (дети обмахивают лицо веерообразными движениями)

Закачалось деревцо (дети с поднятыми руками качаются то в одну, то в другую сторону)

Ветер тише, тише, тише. (дети медленно приседают)

Деревцо все выше, выше, выше (дети выпрямляются и потягиваются с поднятыми руками)

«Дровосек»

Соединенные пальцы рук подняты вверх над головой. Ноги прямые. Глубоким взмахом нужно разрубить пень воображаемым топором. Затем выпрямится.

«Зарядка»

Текст стихотворения сопровождается движениями детей.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх).

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков).

«Ножки»

Педагог читает стихотворение, дети все слова сопровождают соответствующими движениями.

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть пляшут ножки,

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки.

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

Где мы живем.

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся.

А как скажу: «Вставай!»-

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

«Паровоз»

Педагог читает стихотворение, а дети маршируют на месте, с продвижением вперед на полусогнутых ногах, согнутыми руками делаются движения взад-вперед.

Паровоз кричит: «Ду-ду,

Я иду, иду, иду!..

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так-так!»

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедим,

Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу!

Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

«Птички»

Педагог читает стихотворение, дети имитируют движения птичек.

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят (дети сидят на корточках и вертят  головой)

Погулять они хотят

И тихонько все летят. (дети «разлетаются», машут руками, как крыльями)

«Пильщики»

Педагог читает стихотворение, дети имитируют движения пильщиков.

Мы пилили доску,

С утра у нас дела.

Стальные зубы остры,

Легко идет пила.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим, пилим, пилим, пилим.

1-2, 1-2,

Будут на зиму дрова.

«Вороны»

Педагог читает стихотворение, дети озвучивают ворон (каркают) и имитируют их движения.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар! (дети прыгают и громко каркают)

Целый день они кричали.

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!(дети машут руками, как крыльями и громко каркают)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (дети тихо каркают, садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)

«Поезд»

Педагог читает стихотворение, дети имитируют движения поезда.

Паровоз. Паровоз,

Новенький, блестящий.

Он вагоны повез, точно настоящий.

Кто едет в поезд?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы и мартышки.

Кто едет в поезде?

Куклы и матрешки.

Стрелочник, стрелочник

Вышел из сторожки.

Дальняя, дальня.

Дальняя дорога

Вдоль нашей комнаты

Прямо по порога.

Дыхательная гимнастика

Пантомима «Отдых»

Мама-медведица спела медвежатам колыбельную, а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза.) Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снизься. Всем медвежатам снится один и тот же сон: как будто они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Пауза.)

Медведица говорит медвежатам, что они услышат сейчас прекрасную музыку, и, обращаясь к  каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, каким он будет хорошим, когда проснется. Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро, и, как только запоет жаворонок, они проснуться. (Пауза.)

Поет жаворонок. Дети быстро и энергично или, если того требует дальнейшая деятельность детей, спокойно и медленно встают.

С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается. Проспали медвежата в берлоге.

Педагог предлагает медвежатам снова превратится в детей. Психомышечная тренировка закончена.

Пантомима «Девочка, наступившая на хлеб»

В одной из своих сказок Г.-Х. Андерсен рассказал о девочке Инге. Инге была прехорошенькой, но вместе с тем гордой и спесивой. Жила она у богатых людей, а мать у нее была бедной. Инге стыдилась бедности своей матери. Однажды ее послали навестить мать.

«Инге нарядилась в сааме лучшее платье. Надела новые башмаки. Приподняла платьице и осторожно пошла по дороге, стараясь не запачкать башмачков, - ну, за это упрекать нечего.

Но вот тропинка свернула на болото, идти надо было по грязи. Не долго думая,  Инге бросила в грязь хлеб, чтобы наступить на него и перейти через лужу, не намочив ног. Но едва она ступила на хлеб одной ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб стал погружаться с нею все глубже и глубже в землю, - только черные пузыри пошли по луже!»

Инге провалилась к болотнице. Болотница жила на болоте и варила там пиво.

«Помойка – светлый роскошный покой, по сравнению с пивоварней Болотницы! От каждого чана разит так, что человека тошнит, а таких чанов видимо – невидимо, и стоят они плотно-плотно один возле другого; если же между некоторыми и отыщется щелочка, то тут сейчас же наткнешься на съежившихся в комочек мокрых жаб и жирных лягушек. Да, вот куда попала Инге! Очнувшись среди этого холодного. Отвратительного живого месива, Инге задрожала и почувствовала, что ее тело начинает коченеть».

Инге превратилась в каменную девочку.

(Дети пор очереди показывают позу каменной девочки и выражение ее лица, застывшие в брезгливой гримасе.)

Пантомима «Хмурый орел»

Педагог читает стихотворение В. Викторова:

Вот за решеткой хмур и зол

Сидит орел.

Могучих крыльев гордый взмах

Внушают страх.

Давно ль громады грозных скал он облетал

И камнем падал свысока

На врага.

Он был свободный властелин

Седых вершин.

Теперь в неволе хмур и зол

Сидит орел.

Затем ребенок изображает орла, который медленно взмахивает крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решетки (составленной из стульев).

См. М.В. Ильина «Чувствуем-познаем- размышляем» Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальн...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы

Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с РДА

Эффективные способы коррекции эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ранним детским аутизмом...

«Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с РАС младшего школьного возраста »

Термин аутизм . Клиническая картина синдрома РАС.Основные симптомы аутизма.  Особенностях поведения при РДА разной степени тяжести....

Рабочая программа по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы тип: коррекционно-развивающая для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ

Одной из особенностей данных детей может являться низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы. В данном случае, под эмоционально-волевой сферой понимается то, как ребенок умеет реагировать на р...

Комплексное занятие по развитию речи и изобразительной деятельности нетрадиционным методом для детей 3 лет «Веселые цыплятки»

Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация тактильной чувствительности, развитие мелкой моторики ребенка,...