Создание ситуации успеха на занятиях, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника.
статья (1 класс)
Создание ситуации успеха на занятиях,
как необходимое условие процесса
обучения младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_1kl.dokument_microsoft_office_word.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад
Создание ситуации успеха на занятиях,
как необходимое условие процесса
обучения младшего школьника.
Подготовила: Есмагулова Т.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
ноябрь 2019г.
Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого
оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В новой школе нужны новые технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Одним из таких условий является создание ситуации успеха.
Задача учителя –создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Внимание этой проблеме уделяли в своих работах В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, В.Ю Титюков, Н.Е Щуркова. В их педагогических трудах выделены условия, способствующие созданию ситуаций успеха, своеобразие ситуаций успеха и пути их реализации.
1.Теоретические основы использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе .Понятие ситуации успеха. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более. Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.
Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений. Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы. Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир. Ребёнок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает. Создание ситуации успеха на уроке. Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно
нравится, результаты будут самыми наилучшими.
Как известно, отдых – это смена рода занятия, а потому очень важно
чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогают используемые в работе технологии: -игровая, -элементы исследовательско- проектной, информационно- коммуникационной, личностно-ориентированный подход. Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала
систему Г.С. Коротаевой, которая предусматривала работу по 4 блокам, которая рассматривается в системе. Все ситуации успеха были направлены на получение максимально высокого результата в обучении, воспитании и развитии личности.
Первый блок: Индивидуализация в процессе обучения.
1. Коррекционные занятия:
2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом:
3. Индивидуальные задания на уроке, вне урока
Второй блок:
Использование нестандартных форм и методов работы с детьми привело к повышению творческой активности, интереса к учению, повышало качество знаний. Этому способствовала работа учащихся в парах, в группах, создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.
Третий блок:
Повышение статуса ребёнка в коллективе.
1. Комментируемое управление.
2. Диалог.
3.Сотворчество.
Четвёртый блок:
Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся,
направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:
1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).
2.«Упреждающий контроль» Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться. Я делаю всё, чтобы мои ученики воспринимали изученное на уроках, как полезное и во всех отношениях приятное занятие. В этом – залог успеха. Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности. Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания были проведены различные праздники, экскурсии, дни именинников. Для этого же использовала «Развивающие игры». Чаще всего праздники сопровождались конкурсами, состязаниями. При создании инициативных групп по подготовке коллективных дел учитывались интересы детей, их симпатии, в деятельность этих групп вовлекались и дети группы «риска». Договаривались, что больше внимание нужно обращать на хорошие качества, какое-то время не замечать отрицательных проявлений характера. Для сглаживания острых межличностных отношений проводила игровое упражнение «Горячий стул», на котором ученику приходилось ответить на неудобный вопрос. Это упражнение позволяло раскрыть мотивы конфликтов, больше узнать о детях, раскрыть скрытые таланты детей. Понравилось детям игровое упражнение «Вентилятор». Дети сидели в кругу. Каждый подписал свой листочек и написал, что он думает о себе. Затем лист передавал соседу, который писал уже о том человеке, чей лист достался и так далее пока лист не вернётся к хозяину листа. Далее –озвучивание и обсуждение. Поздравляя с днем рожденья, дети учились говорить друг другу комплименты. У нас была традиция «доброго слова» и «сюрприза».Во внеурочное время работаю с детьми (помощь в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности, подготовка к олимпиадам, конкурсам, поиск информации в Интернете).Метод проектов очень актуален, т.к. он направлен на развитие самостоятельного мышления ребёнка и позволяет не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применить их на практике. Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках так же положительно влияет на создание успеха в обучении и позволяет решать некоторые дидактические задачи.
Основная цель воспитательной работы в классе –
формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. В коллективе создаются благоприятные психологические условия для саморазвития личности каждого ребёнка и для раскрытия потенциала ученика и формирование сплочённого коллектива учащихся.В своей работе использую различные формы организации внеклассной работы: классные часы, беседы, праздники, конкурсы, уроки мужества, викторины, походы, экскурсии. Традиционно в школе проходят предметные недели, во время которых мои учащиеся принимают активное участие в разнообразных конкурсах, викторинах, соревнованиях. Подготовка учащихся проходит во внеурочное время. Работа с родителями .Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность, проводили совместные мероприятия. Родители помогали в оформлении класса, в изготовлении костюмов, в проведении конкурсов и затей.
Проводила родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка» (о вовлечении детей в классные дела, о необходимости посещения занятий (кружков, секций) по интересам); «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др.В начале каждого года обучения на родительских собраниях давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома. Кроме общих родительских собраний были встречи отдельных родителей с учителем. Некоторым было предложено встретиться с психологом. Вывод: в классе заметно улучшился социально -психологический климат. Хотя, конечно, бывали и срывы, но их стало меньше. Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания для меня очень важно. Пожалуй, это в какой-то степении послужило толчком к тому, что я стала искать более «безболезненный» путь обучения. Ситуация успеха особенно была важна в работе с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяла снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Я сталкивалась и с другой проблемой – когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, переставал прилагать усилия в учёбе, пускал всё на самотёк. Приходилось создавать ситуацию неуспеха вместе с ситуацией успеха.
2. Анализ результатов педагогической деятельности. Созданные мной условия для формирования ЗУН обеспечили стабильность
успеваемости и качества знаний учащихся. В классе сложились свои традиции: совместное проведение праздников, турпоходов, экскурсий, выпуск газет, поздравление именинников. В мероприятиях каждый ребёнок имел возможность показать свои способности. Для этого использовала «Развивающие игры », в которых дети по-своему желанию проявляли себя как организаторы. В результате в классе заметно улучшился социально-психологический климат. Благодаря созданию ситуаций успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными, свободно высказывают свои мысли, активно принимают участие в классных, общешкольными районных мероприятиях. Использование современных информационных технологий способствует
развитию самостоятельности ученика в учебной деятельности, повышает его информационную культуру и формирует устойчивую мотивацию к изучению предметов, развивает творческий подход при выполнении индивидуальных заданий на компьютере. Использование ИКТ на уроках в начальной школе способствует развитию у учащихся способности к самореализации, развивает готовность к сотрудничеству. За счёт уникальных возможностей ИКТ повышается эффективность и качество обучения. С помощью Интернет-ресурсов повышается уровень коммуникабельности, увеличивается словарный запас и расширяется кругозор. Внедряя новые информационные технологии в образовательный процесс, усиливается воспитательный потенциал младшего школьника, повышается познавательный интерес, усиливается мотивация в обучении, а значит и повышается уровень усвоения учебного материала. По проведенным мною исследованиям были получены следующие результаты, по выявлению уровня сформированности школьной мотивации. Для формирования адекватной самооценки знакомила детей с критериями, нормативными требованиями выполнения той или иной деятельности, учила соотносить уровень притязаний школьника с его реальными фактическими результатами. Благодаря личностно - ориентированному подходу, созданию ситуаций успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными, свободно высказывают свои мысли, активно принимают участие в классных, школьных и муниципальных мероприятиях. Повысился уровень общеучебных умений и навыков. Заключение. Учение серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка. Характер отношения учащихся к учению зависит от характера самого процесса обучения, от отношений, складывающихся между педагогом и учащимися, от способов организации деятельности.
Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру. Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности
ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника. Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника
Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...
«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»
Часть 1. Содержание понятий «успех», «ситуация успеха».Часть 2. Технологические операции создания ситуации успеха.Часть 3.Система методов создания ситуации успеха на уроке.Часть 4.Осуществление д...
Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»
Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»....
Доклад на тему: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...
Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"
Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника" с презентацией...
Создание ситуации успеха на занятиях, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнолог...