Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с обучающимися "группы риска"
рабочая программа
На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.
Появление "нежелательных" психологических новообразований создаетпредпосылки для деформации личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.
Квалификация тех либо иных особенностей психического развития илиповедения детей как неблагоприятных, требующих коррекции, основываетсяна несоответствии их функциональной норме.
Коррекция требуется детям свысокой тревожностью, нарушением межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т.д.
Часто над какими-либо первичными недостатками надстраивается целый комплекс вторичных новообразований, без анализа которых психологутрудно решить, с чего начать коррекцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krp_detey_s_trudnostyami_gruppa_riska.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
671623 Республика Бурятия, Баргузинский район, п. Усть-Баргузин, ул.Оцимика,24
Тел./факс (301 31) 91331, тел. (301 31) 91333 E-mail: noo_school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
______________/Мурзиненко Е.С ________________/М.Г.Вильмова
«____»_______________2021 Приказ № 141 от 02.09.2021
М.П.
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с обучающимися "группы риска"
Рассмотрено на заседании
педагогического совета Протокол №71 от 30.08.2021
ФИО педагога-психолога: Кривощапова М.Н.
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
При подборе содержания рабочей программы использованы:
-программа «Четыре путешествия» под ред. Новиковой Л.М., Самойлова И.В.
-программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации автор Гилюк Л. В.
На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.
Появление "нежелательных" психологических новообразований создаетпредпосылки для деформации личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.
Квалификация тех либо иных особенностей психического развития илиповедения детей как неблагоприятных, требующих коррекции, основываетсяна несоответствии их функциональной норме. Коррекция требуется детям свысокой тревожностью, нарушением межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т.д. Часто над какими-либо первичными недостатками надстраивается целый комплекс вторичных новообразований, без анализа которых психологутрудно решить, с чего начать коррекцию.
Проблемы:
1. Ухудшение социального положения семей в микрорайоне.
2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
5. Высокий уровень подавления и насилия.
6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.
Нормативно – правовой основой программы коррекционной работы являются следующие документы:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Сан пин;
- Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе;
- Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ).
- Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, апсихокоррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.
Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.
Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы (могут быть противопоказания для групповой работы), возраста ребенка, его пожеланий. Для нее также сохраняет свое первостепенное значение принцип целостного воздействия, хотя очевидно, что выбор приоритетных направлений работы необходим.
Теоретическая значимость: по результатам проведения занятий можно расширить и углубить знания об особенностях школьников с различными психологическими проблемами.
Практическая значимость заключается в разработке приемов коррекционной работы, способствующих активизации и развитию познавательной, эмоционально-волевой, речевой сферы школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.
Основной целью программыявляется формирование и профилактика коммуникативного поведения, нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его возрастными особенностями.
Задачи, способствующие реализации цели:
1. Обучение умению адекватно использовать формы общения при взаимодействии с другими людьми.
2. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику.
3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих взаимоотношению в процессе общения.
4. Развитие психических процессов; внимание, памяти, мышления, восприятия.
5. Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Особенности психологической коррекции включают в себя ряд подзадач:
1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих ввоспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психическогоразвития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития;
3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей сослабленным соматическим или нервно-психологическим здоровьем;
4) составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьника для учителей, родителей и других лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка;
5) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
6) психологическое просвещение учителей и родителей с помощьюлекций и других форм работы.
Основные направления программы:
- Стимулирование развития произвольной сферы ребенка, которая обеспечивает усвоение норм и правил, повышает толерантность в сфере общения, способствует самоорганизации в учебной и игровой деятельности.
- Коррекцию и обучение адекватным способам поведения и общения со сверстниками, исключающим агрессию. Формирование навыков конструктивных действий в конфликтных ситуациях.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Отработка навыков норм и правил поведения в общественных местах.
- Формирование у ребенка мотивационной сферы для его успешности в учебной деятельности.
- Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
- Развитие позитивной самооценки.
- Формирование сознания собственных эмоций и чувств.
- Развитие эмпатии (способность понимания и сопереживания).
- Снижение уровня тревожности.
Проблемы школьников.
К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления
в школу, обычно относят:
1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;
2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу. В этом
случае они наиболее выражены у тех детей, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах;
3) трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;
4) трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.
И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологической коррекции.
Основные принципы, способствующие эффективности коррекционной
работы:
Принцип комплексности.
Принцип дифференцированного подхода.
Принцип развития.
Принцип учета личностных особенностей.
Принцип наглядности.
Принцип доступности.
Принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми.
Принцип индивидуального подхода к ребенку.
Принцип, воспитывающий характер обучения.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитиюличности детей «группы риска».
4. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательнымвоздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
6. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
7. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ (1 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 30 мин (15 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 10 мин. игровое взаимодействие).
Форма оценки эффективности коррекционного процесса:
психологическое обследование(первичная, итоговая диагностика)
Блоки | Количество часов | Игры, упражнения, тесты |
Первичная диагностика | Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)Тест на память детей 6 - 7 лет. "Запоминание 10 слов А.Р. ЛурияМетодика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой Проективная графическая методика «кактус» – диагностика агрессивности, тревожности | |
Коррекция | Социально-психологический тренинг «Навыки общения» Игры-тренинги на формирование навыков саморегуляции, увеличение объёма памяти, развитие мышления и умения ориентироваться в пространстве Коррекционное занятие на развитие внимания | |
Итоговая диагностика | Методика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой, Диагностический комплект Н.Я. Семаго, М.М. Семаго направленный на исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной, и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 8 ЛЕТ (2 КЛАСС)
Программа для детей 8 летнего возраста составлена на основе программно-методических материалов.
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 30 мин (15 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 10 мин. игровое взаимодействие)
Блоки | Количество часов | Игры, упражнения, тесты |
Первичная диагностика | Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)Методика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой Проективная графическая методика «кактус» – диагностика агрессивности, тревожности | |
Коррекция | Игры-тренинги для самореализации младших школьников Классный час «Урок добра» Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов «в гостях у сказки» | |
Итоговая диагностика | Методика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой, Диагностический комплект Н.Я. Семаго, М.М. Семаго |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ (3 КЛАСС)
Блоки | Количество часов | Игры, упражнения, тесты |
Первичная диагностика | Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)Методика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой Проективная графическая методика «кактус» – диагностика агрессивности, тревожности | |
Коррекция | Урок-тренинг «Учимся дружить» на развитие коммуникативных умений Социально-психологический тренинг «как тебя воспринимают другие?» на развитие установки на самопознание и саморазвитие, развитие личностно-значимых качеств Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов «в гостях у сказки» | |
Итоговая диагностика | Диагностический комплект Н.Я. Семаго, М.М. Семаго |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10 ЛЕТ (4 КЛАСС)
Блоки | Количество часов | Игры, упражнения, тесты |
Первичная диагностика | Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)Методика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой Проективная графическая методика «кактус» – диагностика агрессивности, тревожности | |
Коррекция | Классный час в форме тренинга для учащихся 4 класса "Будем сотрудничать!" Тренинг для 4 класса «Путешествие в будущее» Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов | |
Итоговая диагностика | Диагностический комплект Н.Я. Семаго, М.М. Семаго |
Литература, используемая при составлении программы:
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб. 2002.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –
М., 1999.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004. 7. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога
Перечень разработанных рабочих материалов педагога-психолога, используемых в практической деятельности с учащимися начальной школы с умственной отсталостью...
Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"
В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказа...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по АООП с ИН вариант 1.
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дете...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с ЗПР, обучающихся по 7.2 АООП НОО
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с РАС, обучающихся по АООП с РАС вариант 8.2.
Коррекционно-развивающая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфе...
Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Для ученицы 4 « » класса
Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Д...