РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я учусь владеть собой»
рабочая программа
Именно в данный период у подростков развивается самосознание и самоконтроль. Они учатся идентифицировать и адекватно выражать чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_uchus_vladet_soboy.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области
(МБОУ Купинская школа - интернат № 1)
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Сохина Т.П.
___________ | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ Купинской школы-интерната №1 Нестерова Г. В. _________________ | «Утверждено» Директор МБОУ Купинской школы-интерната №1 Кокарева О.В. ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Я учусь владеть собой»
для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
педагогов – психологов
Коваленко Валентина Алексеевна
(образование высшее, квалификационная категория: первая)
Зобниной Татьяны Николаевны
(образование высшее, квалификационная категория: первая)
Свирепова Любовь Александровна
(образование высшее, квалификационная категория: нет)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № __1_от «31_»_08. 2021 г.
г. Купино
Программа составлена на основе программы для детей младшего подросткового возраста «Я учусь владеть собой» Н.Рогожневой, заместителя директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», п.Яшкино, Кемеровской области.
Цель программы:
- Нормализация взаимоотношений между детьми в общении.
- Обучение детей умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера.
- Обучение детей умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
Задачи программы:
- Сформировать малую группу.
- Учить детей идентификации и адекватному выражению чувств.
- Обучить эффективному общению.
- Формировать навыки принятия правильного решения.
Адресная группа
Программа разрабатывалась для учащихся третьих-пятых классов. Именно в данный период у подростков развивается самосознание и самоконтроль. Они учатся идентифицировать и адекватно выражать чувства. Учатся общаться и принимать решения. Группа должна состоять из 8-12 человек примерно одного возраста. Дети входящие в группу не должны иметь медицинских противопоказаний, психических расстройств. В группе не должно быть одноклассников, ребят, имеющих с другими членами группы затяжные скрытые конфликты.
Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)
Снижение конфликтности среди детей. Улучшение общения между детьми. Использование детьми стратегии сдерживания эмоций при общении в конфликтах и с агрессивными детьми.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 15 занятий. Занятия проводятся 1-3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1,5-2 часа. Таким образом, программа может быть проведена от 2 до 6 месяцев.
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)
- Вводная часть «Формирование малой группы. Преодоление барьеров к взаимному доверию» – 3 занятия
- Основная часть – 8 занятий
- «Идентификация и адекватное выражение чувств. Обсуждение причин вызывающих чувства» - 5 занятий
- «Обучение эффективному общению» - 3 занятия
- Заключительная часть «Выработка неагрессивных методов поведения. Решение индивидуальных проблем» – 4 занятия
Практическая часть ( занимаемое ею место в курсе)
В практическую часть входят упражнения, игры, самопрезентации. Эти формы практической работы позволяют детям доступным способом, соответствующим возрасту и развитию, усвоить получаемую информацию. Через практические упражнения происходит:
- ассимиляция получаемых знаний с уже имеющимся жизненным опытом и знаниями, осознание внутренних ресурсов, повышение уверенности в себе и повышение мотивации на работу с чувствами;
- получение эмоциональной поддержки от окружающих, поддержание атмосферы психологической безопасности на занятиях;
- расширение знаний участников о самих себе, получение более глубоких знаний друг о друге, повышение чувствительности к невербальным средствам общения;
- обучение эффективному общению, отдельным техникам самоконтроля, умению слушать и избегать распространенных ошибок в общении;
- формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.
Поэтому практическая часть занимает ведущее место в курсе коррекционных занятий программы «Я учусь владеть собой» по нормализации взаимоотношений между детьми в общении.
Список литературы:
- Газета «Школьный психолог» № 13 (371) июль 2006г.
- Рудакова Е.Д., педагог-психолог.
Тематический план занятий
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
I. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | 3 | Цели:
| |
Занятие №1 Оборудование: мяч, сувенир для приза, карточки для визиток, цветные карандаши. | Цели:
| Упражнение «Знакомство». Назвать свое имя, оформить визитку с именем. Упражнение «Ассоциация». Ведущий в круге задает вопросы каждому участнику с целью знакомства («Если бы тебе…, то…») Разминка «Путаница» Упражнение «Вопросы ведущему». Упражнение «Кто первый достанет?»(приз в центре круга) Упражнение «Что я чувствовал сегодня на занятиях?» Прощание. Упражнение «Ток». Взяться за руки и передать рукопожатие. | ||
Занятие №2 Оборудование: повязка на глаза, веревка, мяч, газета для каждого. | Цели:
| Приветствие. Невербально по-здороваться как инопланетяне. Упражнение «Напряжение – расслабление». Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств. Упражнение «Продолжение знакомства» - «Пересядьте все те, у кого…» Обсуждение чувств. Упражнение «Змея» Обсуждение чувств. Разминка «Найди новое место с закрытыми глазами». Обсуждение чувств. Домашнее задание - Принести свой любимый предмет (талис-ман), никому не показывая. Ритуал прощания | ||
Занятие №3 Оборудование: повязки на глаза, темный полиэтиленовый пакет, карточки с незаконченными предложениями: «Я ценю в тебе…», «Мне нравится, когда ты…» | Цели:
| Приветствие. Поздоровайтесь, как ваш любимый сказочный герой. Упражнение «Клубок» Упражнение «Чьё это?» Расскажи о хозяине талисмана. Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств. Упражнение «Доверие». Обсуждение чувств. Упражнение «Пантомима» По карточкам с заданной ситуацией. Упражнение «Похвальная грамо-та». Дописать незаконченные предложения. Упражнение «Похвальное слово самому себе». Релаксация-воспоминание всех достижений и заслуг. Рассказ о воспоминаниях. Ритуал прощания | ||
II. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 8 | ||
1. | Работа с чувствами. | 5 | Цели:
| |
Занятие №4 Оборудование: список чувств, мяч, бумага для всех, карандаши, ручки. | Цели:
| Приветствие. Бросают друг другу мяч с пожеланиями. Упражнение «Пантомима». Демонстрация чувств из списка. Разминка. На счет «три» всем хлопнуть. Упражнение «Что я слышу». Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств. Составление рассказа о том, что услышали. Ритуал прощания | ||
Занятие №5 Оборудование: мел, доска, бланки «Таблица чувств», 9 стульев, ручки, жетоны. | Цели:
| Приветствие «Невербальный подарок» Разминка. На каждый счет пересаживаться на стул справа. Обсуждение чувств. Упражнение «Скульптура». Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств. Упражнение «Заполните табли-цу». Обсуждение чувств. Разминка «Крестики-нолики» Упражнение «Закончить предло-жения» (на доске). Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств. Упражнение «Я больше всего злюсь, когда…» Домашнее задание – Работа с жетонами при возникновении сильных чувств. Ритуал прощания | ||
Занятие №6 Оборудование: 3-4 газе-ты, карточки с вопросами для конкурса из «Банка проблемных ситуаций», жетоны. | Цели:
| Приветствие. Поздороваться при помощи ног. Обсуждение домашнего задания. Упражнение «Запрещающие знаки». Обсуждение упражнения. Обсуждение чувств. Упражнение «Инсценировка». Задания из «Банка проблемных ситуаций» Обсуждение ситуации. Домашнее задание – Работа с жетонами при возникновении сильных чувств. Ритуал прощания | ||
Занятие №7 Оборудование: мел, 3-4 газеты, карточки из «Банка проблемных ситуаций», возможно атрибуты для судьи, защитника, обвинителя. | Цели:
| Приветствие. Дорисуй рису-нок… Обсуждение домашнего задания. Разминка на реакцию и внимание. Упражнение «Болотце» Упражнение «Суд» Инсценировка по карточкам из «Банка проблемных ситуаций» Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств. Домашнее задание – подобрать пословицы, отражающие принципы, нормы поведения. Ритуал прощания | ||
Занятие №8 Оборудование: сборник пословиц, карточки с именами, мел, доска (или ватман и маркер) | Цели:
| Приветствие. Поздороваться одними глазами. Обсуждение домашнего задания. Разминка «Сороконожка» Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств. Разминка «Атомы» Обсуждение чувств. Упражнение «Ситуация» Разминка «Узнай, кто ты?» Невербальное общение. Ритуал прощания | ||
2. | Выработка стратегии поведения. | 3 | Цели:
| |
Занятие №9 Оборудование: повязки на глаза, ситуации для инсценирования, мяч. | Цели:
| Приветствие. Поздоровайся за руку с каждым. Разминка Пройти с закрытыми глазами от одной стены до другой. Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств. Упражнение «Ситуация» Обсуждение вариантов сюжета. Инсценирование в микрогруппах Обсуждение упражнения. Разминка на внимание и сплочение группы. Обсуждение упражнения. Ритуал прощания | ||
Занятие №10 Оборудование: бумага, карандаш, мяч. | Цели:
| Приветствие «Твоя сильная сторона характера…» или «Твое безусловное достоинство…» Обсуждение чувств. Разминка «Виват, победителю!» Упражнение «Баланс-1» Упражнение «Баланс-2» Обсуждение упражнения: «Я понял, что…» Упражнение «Тень» Ритуал прощания | ||
Занятие №11 Оборудование: мяч, карточки из «Банка проблемных ситуаций», бланки с текстом контракта в двойном , ручки | Цели:
| Приветствие. Поздоровайся за руку с каждым. Разминка на внимание и сплочение группы. Обсуждение упражнения. Инсценирование в микрогруппах по карточкам из «Банка проблемных ситуаций». Обсуждение: «Моя проблема…», «Мне было трудно…». Беседа в кругу о ситуациях несдержанности. Заключение контракта с самим собой. Ритуал прощания | ||
III. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 4 | Цели:
| |
Занятие №12 Оборудование: повязка, бумага, ручки, каранда-ши, мяч, доска. | Цели:
| Приветствие. Вербально и невербально. Разминка «Поворот на 90°» Упражнение «Монолог». Обсуж-дение чувств. Упражнение «Подстрекатель и защитник» Обсуждение упражнения. Упражнение «Разговор с самим собой» Ритуал прощания | ||
Занятие №13 Оборудование: плакат с анализом работы по игре «Подстрекатель и защитник», бумага, ручки, жетоны. | Цели:
| Приветствие. Изобрази душев-ное состояние движением. Анализ работы с рекомен-дациями. Упражнение «Воображение» Обсуждение чувств. Домашнее задание – Работа с жетонами при злости, раздражении, желании ударить и т.д. Ритуал прощания | ||
Занятие №14 Оборудование: жетоны, мяч. | Цели:
| Приветствие «Скажем друг другу комплименты». Обсуждение домашнего задания. Разминка «Движение отражаю-щее внутреннее состояние» Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств. Домашнее задание – Работа с жетонами при злости, раздражении, желании ударить и т.д. Ритуал прощания | ||
Занятие №15 Оборудование: бумага (или ватман), цветные карандаши, фломастеры | Цели:
| Приветствие. Как кому хочется. Обсуждение домашнего задания. Разминка «Что нас всех объединяет» Упражнение «Найди выход» Упражнение «Карта дорог моей жизни» Упражнение «Трасса моей будущей жизни» Упражнение «Соберем чемодан» Прощание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я учусь владеть собой
Коррекционно-развивающая программа формирвания эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста. Автор - Слободяник Н.П....
Программа "Я учусь владеть собой"
Рабочая программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, разработанной Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой»...
Рабочая программа "Я учусь владеть собой"
Рабочая программа учебного предмета «Я учусь владеть собой» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной о...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я учусь владеть собой"
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я учусь владеть собой"...
Учимся владеть собой (занятие курса Развитие коммуникативной деятельности)
Занятие курса Развитие коммуникативной деятельности...
открытый урок "Я учусь владеть собой"
коррекционно-развивающее занятие Цель: формирование навыков преодоления тевожностикатегория: младший школьный возраст...
Я учусь владеть собой
Презентация-конспект...