РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я учусь владеть собой»
рабочая программа

Свирепова Любовь Александровна

Именно в данный период у подростков развивается самосознание и самоконтроль. Они учатся идентифицировать и адекватно выражать чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_uchus_vladet_soboy.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное  общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ  Купинская школа - интернат № 1)

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Сохина Т.П.  

                                                           

___________  

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ Купинской

школы-интерната №1

Нестерова Г. В.

_________________  

«Утверждено»

Директор МБОУ Купинской

школы-интерната №1

Кокарева  О.В.

________  

                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Я учусь владеть собой»

 для  специальных  (коррекционных) общеобразовательных  учреждений

педагогов – психологов

Коваленко Валентина Алексеевна

(образование высшее, квалификационная категория: первая)

Зобниной Татьяны Николаевны

 (образование высшее, квалификационная категория: первая)

Свирепова Любовь Александровна

(образование высшее, квалификационная категория: нет)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

  протокол № __1_от «31_»_08. 2021 г.

г. Купино

Программа составлена на основе программы для детей младшего подросткового возраста «Я учусь владеть собой» Н.Рогожневой, заместителя директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», п.Яшкино, Кемеровской области.

Цель программы:

  1. Нормализация взаимоотношений между детьми в общении.
  2. Обучение детей умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера.
  3. Обучение детей умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Задачи программы:

  1. Сформировать малую группу.
  2. Учить детей идентификации и адекватному выражению чувств.
  3. Обучить эффективному общению.
  4. Формировать навыки принятия правильного решения.

Адресная группа

Программа разрабатывалась для учащихся третьих-пятых классов. Именно в данный период у подростков развивается самосознание и самоконтроль. Они учатся идентифицировать и адекватно выражать чувства. Учатся общаться и принимать решения. Группа должна состоять из 8-12 человек примерно одного возраста. Дети входящие в группу не должны иметь медицинских противопоказаний, психических расстройств. В группе не должно быть одноклассников, ребят, имеющих с другими членами группы затяжные скрытые конфликты.

Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)

Снижение конфликтности среди детей.  Улучшение общения между детьми. Использование детьми стратегии сдерживания эмоций при общении в конфликтах и с агрессивными детьми.

Сроки  реализации программы

Программа рассчитана на 15 занятий. Занятия проводятся 1-3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1,5-2 часа. Таким образом, программа может быть проведена от 2 до 6 месяцев.

Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)

  1.  Вводная часть «Формирование малой группы. Преодоление барьеров к взаимному доверию» – 3 занятия
  2. Основная часть – 8 занятий
  1. «Идентификация и адекватное выражение чувств. Обсуждение причин вызывающих чувства» - 5 занятий
  2. «Обучение эффективному общению» - 3 занятия
  1.  Заключительная часть «Выработка неагрессивных методов поведения. Решение индивидуальных проблем» – 4 занятия

Практическая часть ( занимаемое ею место в курсе)

В практическую часть входят  упражнения, игры, самопрезентации. Эти формы практической работы позволяют детям  доступным способом, соответствующим возрасту и развитию, усвоить получаемую информацию. Через практические упражнения происходит:

  • ассимиляция получаемых знаний с уже имеющимся жизненным опытом и знаниями, осознание внутренних ресурсов, повышение уверенности в себе и повышение мотивации на работу с чувствами;
  • получение эмоциональной поддержки от окружающих, поддержание атмосферы психологической безопасности на занятиях;
  • расширение знаний участников о самих себе, получение более глубоких знаний друг о друге, повышение чувствительности к невербальным средствам общения;
  • обучение эффективному общению, отдельным техникам самоконтроля, умению слушать и избегать распространенных ошибок в общении;
  • формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.

Поэтому практическая часть занимает ведущее место в курсе коррекционных занятий программы «Я учусь владеть собой» по нормализации взаимоотношений между детьми в общении.

Список литературы:

  1. Газета  «Школьный психолог» № 13 (371) июль  2006г.
  2. Рудакова Е.Д., педагог-психолог.

Тематический план занятий

Тема

Кол-во занятий

Цели и задачи

Наименование форм  работы, упражнений

I.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

3

Цели:

  1. Формирование малой группы.
  2. Выработка правила общения на равных.
  3. Начальный этап преодоления барьеров к взаимному доверию.
  4. Побуждение детей к выражению своих чувств.

Занятие №1

Оборудование: мяч, сувенир для приза, карточки для визиток, цветные карандаши.

Цели:

  1. Создать благоприятные условия для работы группы.
  2. Ознакомить участников с основными принципами тренинга.
  3. Принять правила работы группы.
  4. Начать освоение активного стиля общения.
  5. Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Упражнение «Знакомство». Назвать свое имя, оформить визитку с именем.

Упражнение «Ассоциация». Ведущий в круге задает вопросы каждому участнику с целью знакомства («Если бы тебе…, то…»)

Разминка «Путаница»

Упражнение «Вопросы ведущему».

Упражнение «Кто первый достанет?»(приз в центре круга)

Упражнение «Что я чувствовал сегодня на занятиях?»

Прощание. Упражнение «Ток». Взяться за руки и передать рукопожатие.

Занятие №2

Оборудование: повязка на глаза, веревка, мяч, газета для каждого.

Цели:

  1. Повышение уровня открытости, доверия, эмоциональной свободы.
  2. Повышение уровня сплоченности в группе.

Приветствие. Невербально по-здороваться как инопланетяне.

Упражнение «Напряжение – расслабление».

Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств.

Упражнение «Продолжение знакомства» - «Пересядьте все те, у кого…»

 Обсуждение чувств.

Упражнение «Змея»

Обсуждение чувств.

Разминка «Найди новое место с закрытыми глазами».

Обсуждение чувств.

Домашнее задание - Принести свой любимый предмет (талис-ман), никому не показывая.

Ритуал прощания

Занятие №3

Оборудование: повязки на глаза, темный полиэтиленовый пакет, карточки с незаконченными предложениями: «Я ценю в тебе…», «Мне нравится, когда ты…»

Цели:

  1. Развивать умение обмениваться информацией.
  2. Развивать умение концентриро-вать внимание на себе, а также на партнерах.

Приветствие. Поздоровайтесь, как ваш любимый сказочный герой.

Упражнение «Клубок»

Упражнение «Чьё это?»

 Расскажи о хозяине талисмана. Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств.

Упражнение «Доверие». Обсуждение чувств.

Упражнение «Пантомима»

По карточкам с заданной ситуацией.

Упражнение «Похвальная грамо-та». Дописать незаконченные предложения.

Упражнение «Похвальное слово самому себе». Релаксация-воспоминание всех достижений и заслуг. Рассказ о воспоминаниях.

Ритуал прощания

II.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

8

1.

Работа с чувствами.

5

Цели:

  1. Обучение детей идентификации и адекватному выражению чувств.
  2. Создание условий, позволяющих делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

Занятие №4

Оборудование: список чувств, мяч, бумага для всех, карандаши, ручки.

Цели:

  1. Осознание эмоциональной жизни.
  2. Концентрация на себе.
  3. Чувственное восприятие.

Приветствие. Бросают друг другу мяч с пожеланиями.

Упражнение «Пантомима». Демонстрация чувств из списка.

Разминка. На счет «три» всем хлопнуть.

Упражнение «Что я слышу». Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств.

Составление рассказа о том, что услышали.

Ритуал прощания

Занятие №5

Оборудование: мел, доска, бланки «Таблица чувств», 9 стульев, ручки, жетоны.

Цели:

  1. Осознание эмоций в соответствии с агрессивными действиями.
  2. Создание «Банка проблемных ситуаций».

Приветствие «Невербальный подарок»

Разминка. На каждый счет пересаживаться на стул справа. Обсуждение чувств.

Упражнение «Скульптура».  Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств.

Упражнение «Заполните табли-цу». Обсуждение чувств.

Разминка «Крестики-нолики»

 Упражнение «Закончить предло-жения» (на доске).

Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств.

Упражнение «Я больше всего злюсь, когда…»

Домашнее задание – Работа с жетонами при возникновении сильных чувств.

Ритуал прощания

Занятие №6

Оборудование: 3-4 газе-ты, карточки с вопросами для конкурса из «Банка проблемных ситуаций», жетоны.

Цели:

  1. Активизация знаний о моральных нормах.

Приветствие. Поздороваться при помощи ног.

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение «Запрещающие знаки».

Обсуждение упражнения. Обсуждение чувств.

Упражнение «Инсценировка». Задания из «Банка проблемных ситуаций»

Обсуждение ситуации.

Домашнее задание – Работа с жетонами при возникновении сильных чувств.

Ритуал прощания

Занятие №7

Оборудование: мел, 3-4 газеты, карточки из «Банка проблемных ситуаций», возможно атрибуты для судьи, защитника, обвинителя.

Цели:

  1. Активизация чувственного восприятия.
  2. Формирование запрета.
  3. Предвидение последствий агрессивного поведения.

Приветствие. Дорисуй рису-нок…

Обсуждение домашнего задания.

Разминка на реакцию и внимание.

Упражнение «Болотце»

Упражнение «Суд»

 Инсценировка по карточкам из «Банка проблемных ситуаций» Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств.

Домашнее задание – подобрать пословицы, отражающие принципы, нормы поведения.

Ритуал прощания

Занятие №8

Оборудование: сборник пословиц, карточки с именами, мел, доска (или ватман и маркер)

Цели:

  1. Тренировка восприятия нормы поведения.
  2. Подготовка к аутогенной тренировке.

Приветствие. Поздороваться одними глазами.

Обсуждение домашнего задания.

Разминка «Сороконожка» Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств.

Разминка «Атомы»

Обсуждение чувств.

Упражнение «Ситуация»

Разминка «Узнай, кто ты?» Невербальное общение.

Ритуал прощания

2.

Выработка стратегии поведения.

3

Цели:

  1. Способствовать обучению эффективному общению.
  2. Способствовать обучению умению слушать и избегать распространенных ошибок в общении.
  3. Способствовать обучению умению дружить и помогать окружающим.

Занятие №9

Оборудование: повязки на глаза, ситуации для инсценирования, мяч.

Цели:

  1. Помочь выработать личные стан-дарты поведения.

Приветствие. Поздоровайся за руку с каждым.

Разминка Пройти с закрытыми глазами от одной стены до другой.

Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств.

Упражнение «Ситуация»

Обсуждение вариантов сюжета.

Инсценирование в микрогруппах  Обсуждение упражнения.

Разминка на внимание и сплочение группы.

Обсуждение упражнения.

Ритуал прощания

Занятие №10

Оборудование: бумага, карандаш, мяч.

Цели:

  1. Продолжить вырабатывать лич-ностные стратегии поведения.
  2. Развитие способности чувствовать состояние  другого человека, предвидеть его действия.

Приветствие «Твоя сильная сторона характера…» или «Твое безусловное достоинство…» Обсуждение чувств.

Разминка «Виват, победителю!»

Упражнение «Баланс-1»      

Упражнение «Баланс-2» Обсуждение упражнения: «Я понял, что…»

Упражнение «Тень»          

Ритуал прощания                                     

Занятие №11

Оборудование: мяч, карточки из «Банка проблемных ситуаций», бланки с текстом контракта в двойном , ручки

Цели:

  1. Продолжить вырабатывать лич-ностные стратегии поведения.
  2. Заключение участниками контракта с самим собой.

Приветствие. Поздоровайся за руку с каждым.

Разминка на внимание и сплочение группы.

Обсуждение упражнения.

Инсценирование в микрогруппах по карточкам из «Банка проблемных ситуаций». Обсуждение: «Моя проблема…», «Мне было трудно…».

Беседа в кругу о ситуациях несдержанности.

Заключение контракта с самим собой.

Ритуал прощания

III.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

4

Цели:

  1. Формирование навыков принятия правильного решения.
  2. Формирование критического мышления.
  3. Формирование умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.
  4. Обучение отдельным техникам самоконтроля.
  5. Выработка умения модифицировать собственное поведение в работе с агрессивными детьми.

Занятие №12

Оборудование: повязка, бумага, ручки, каранда-ши, мяч, доска.

Цели:

  1. Разработка набора аутозаклю-чений.
  2. Тренировка самонаблюдения.

Приветствие. Вербально и невербально.

Разминка «Поворот на 90°»

Упражнение «Монолог». Обсуж-дение чувств.

Упражнение «Подстрекатель и защитник»

Обсуждение упражнения.

Упражнение «Разговор с самим собой»

Ритуал прощания

Занятие №13

Оборудование: плакат с анализом работы по игре «Подстрекатель и защитник», бумага, ручки, жетоны.

Цели:

  1. Выработка формы разговора с собой.
  2. Выработка неагрессивных методов поведения, решения индивидуальных проблем.

Приветствие. Изобрази душев-ное состояние движением.

Анализ работы с рекомен-дациями.

Упражнение «Воображение» Обсуждение чувств.

Домашнее задание – Работа с жетонами при злости, раздражении, желании ударить и т.д.

Ритуал прощания

Занятие №14

Оборудование: жетоны, мяч.

Цели:

  1. Выработка формы разговора с собой.
  2. Выработка неагрессивных методов поведения, решения индивидуальных проблем.

Приветствие «Скажем друг другу комплименты».

Обсуждение домашнего задания.

Разминка «Движение отражаю-щее внутреннее состояние» Обсуждение упражнения. Обсуж-дение чувств.

Домашнее задание – Работа с жетонами при злости, раздражении, желании ударить и т.д.

Ритуал прощания

Занятие №15

Оборудование: бумага (или ватман), цветные карандаши, фломастеры

Цели:

  1. Закрепление неагрессивных спо-собов решения проблем.

Приветствие. Как кому хочется.

Обсуждение домашнего задания.

Разминка «Что нас всех объединяет»

Упражнение «Найди выход»

Упражнение «Карта дорог моей жизни»

Упражнение «Трасса моей будущей жизни»

Упражнение «Соберем чемодан»

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я учусь владеть собой

Коррекционно-развивающая программа формирвания эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста. Автор - Слободяник Н.П....

Программа "Я учусь владеть собой"

Рабочая программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, разработанной Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой»...

Рабочая программа "Я учусь владеть собой"

Рабочая программа учебного предмета «Я учусь владеть собой» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной о...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я учусь владеть собой"

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я учусь владеть собой"...

Учимся владеть собой (занятие курса Развитие коммуникативной деятельности)

Занятие курса Развитие коммуникативной деятельности...

открытый урок "Я учусь владеть собой"

коррекционно-развивающее занятие Цель: формирование навыков преодоления тевожностикатегория: младший школьный возраст...

Я учусь владеть собой

Презентация-конспект...