Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я учусь владеть собой"
рабочая программа
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я учусь владеть собой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._profilaktich._programma_po_stressoustoychivosti.odt | 53.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №1»
| Утверждено на педагогическом совете протокол № от « ___ » _________ 2018г. Директор школы ___________ Л.Б. Козловская Приказ от «___» _________20__г. №_____ |
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Я УЧУСЬ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ»
Составила:
Педагог-психолог
Лоскутова Римма Фагимовна
г. Нижневартовск
2018г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность проблемы.
В настоящее время проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе является очень актуальной, так как учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями обучающихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.
Данная программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формирует коммуникативные навыки, программа направлена на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.
Кроме того, в ходе коррекционно-развивающих занятий дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка.
Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7-10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности. Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей, и специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательной организации и семьи.
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.
Задачи программы:
- формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
- развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
- обучение обучающихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; развитие умения слушать других людей;
- обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
- обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания.
1.2. Ожидаемые результаты:
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии эмоциональной, мотивационной и коммуникативных сферах.
Для определения эффективности программы были разработаны критерии эффективности:
Качественные:
Динамика в повышении уровня эмоциональной стабильности. Развитие уверенности в себе у обучающихся младших классов.
Количественные:
Количество проведенных мероприятий; количество участников.
1.3. Методологической основой содержания психолого-коррекционной работы являются следующие принципы психолого-педагогической коррекции:
- Принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития младшего школьника.
- Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы ставятся только на основе полной диагностики и оценке ближайшего вероятностного прогноза развития младшего школьника.
- Деятельностный принцип осуществления коррекции. Данный принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого младшего школьника является движущей силой развития.
1.4. Принципы реализации программы:
- Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения тайны полученной информации.
- Принцип компетенции: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.
- Принцип превентивности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Направления реализации Программы
Основными направлениями работы в реализации программы «Я учусь владеть собой» являются диагностическая, профилактическая, консультативная, коррекционная работа.
2.1.1. Диагностическое направление
Психологическая диагностика является одним из видов оказания практической помощи обучающимся в процессе развития сфер личности.
Цель диагностики - определить уровень развития эмоциональной - волевой сферы обучающихся в начале реализации программы и по её завершению.
2.1.2. Профилактическое направление
Групповые и индивидуальные занятия с применением активных форм обучения.
2.1.3. Консультативное направление
Проводится по нескольким направлениям одновременно: с обучающимися, педагогами, родителями и представляет собой многоплановую повседневную текущую работу, направленную на оказание содействия и помощи по вопросам развития личности.
2.1.4. Коррекционно-развивающее направление
Данная программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формирует коммуникативные навыки, программа направлена на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.
2.2. Формы и методы Программы
В процессе реализации Программы будут применены такие методы работы с обучающимися, как словесные (объяснение, беседа); наглядные методы (иллюстрации и демонстрации); практические (упражнения), игры; экспрессивные методы (творческое самовыражение в рисунках, письменных работах); метод анализ конкретных ситуаций.
2.3. Этапы реализации Программы
Подготовительный этап: август-сентябрь 2018г. Подготовка диагностического инструментария, формирование информационно-методической базы. Проведение диагностики с обучающимися младшей школы.
Практический этап: сентябрь 2018г. – май 2019г. Осуществление комплекса мероприятий диагностического направления; профилактического направления; консультативного направления (содействие в гармоничном развитии личности); коррекционного направления (научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции).
Аналитический этап: май-июнь 2019г. Проведение оценки эффективности программы, анализ уровня удовлетворенности мероприятиями, проведенными в ходе реализации программы.
Индивидуальные и групповые занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность индивидуального занятия 20-30 минут, группового занятия 30-40 минут. Коррекционная программа рассчитана на 1 учебный год.
Программа коррекции составлялась на основе работ таких ученых, как: Крюкова С.В., Слободяник Н.П., Е. К. Лютова, Г. Б. Монина и др.
2.4. Тематическое планирование коррекционных занятий
(групповые занятия)
2.5. Тематическое планирование коррекционных занятий
(индивидуальные занятия)
№ | Тема занятий | Цель занятий | Время |
«Эмоции и взаимопонимание» | Умение выражать свое эмоциональное состояние | 1 | |
«Разные настроения» | 1 | ||
«Учимся менять свое настроение». | 1 | ||
«Как найти выход из трудной ситуации» | Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние | 1 | |
«Меняем отношение к тому, что нас огорчает» | 1 | ||
«Не хочу быть плохим» | 1 | ||
«Прогоняем злость, страх» | 1 | ||
«Уверенное и неуверенное поведение» | Умение снимать эмоциональное напряжение | 1 | |
«Вырабатываем уверенность в своих силах» | 1 | ||
«Как добиться удачи» | Умение оценивать свои потенциальные возможности | 1 | |
«Мое отношение к себе и другим» | Формирование адекватных способов эмоционального реагирования:
эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды), возникающих в конфликтных ситуациях, обучение адекватному разрешению конфликтных ситуаций; - формирование адекватных форм поведения | 1 | |
«Рисование самого себя» | 1 | ||
«О пользе и вреде эмоций» | 1 | ||
«Эмоциональная тропинка» | 1 |
Приложение 1.
Методика «Закрашивание кружков» модификация Д. А. Богдановой, С. Т. Посоховой
Назначение. Методика «Закрашивание кружков» предназначена для выявления работоспособности и устойчивости.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного ученика необходимы специальный бланк (белый лист бумаги формата А4), заполненный рядами кружков диаметром приблизительно 1 см, секундомер, а также простой карандаш и любые цветные карандаши, секундомер.
Инструкция: «Перед Вами ряды кружков, которые необходимо закрашивать, следуя по рядам слева направо, не пропуская ни одного ряда и ни одного кружка. Начинать закрашивание нужно простым карандашом. Если в какой-то момент Вы устанете, можно сменить цвет карандаша. Закрашивать кружки нужно в удобном для Вас темпе, но время ограничено — 5 мин».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, бланк предлагается обследуемому. Включается секундомер. Обследуемый закрашивает кружки в течение 5 мин, после чего дается команда «стоп».
Обработка. В ходе обработки подсчитывается количество закрашенных кружков и оценивается качество закрашивания. При оценке используется следующая система баллов:
· 1 балл — закрашивание заменено штриховкой (одна или несколько линий внутри кружка);
· 2 балла — небрежно и неполно закрашенный кружок;
· 3 балла — небрежно, но полно закрашенный кружок;
· 4 балла — кружок, закрашенный с небольшими отступами от края, с небольшими помарками;
· 5 баллов — кружок, закрашенный полностью и без помарок.
Приложение 2.
Методика «Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация.
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов.
Приложение 3.
Методика «Цветовой тест Люшера»
Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый – 0, темно-синий – 1, зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7. Для получения достоверных результатов целесообразно использовать стандартные наборы карточек, например из методики, изданной Иматон.
Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами – одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе». Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. «Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся». Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. «Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет».
Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: «Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет».
Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы:
- «+» – наиболее приятные цвета;
- «х» – приятные цвета;
- «=» – безразличные цвета;
- «–» – неприятные, отвергаемые цвета.
Далее результаты соотносятся с интерпретационными таблицами для качественного анализа.
Оценка результатов
4 балла – в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый – в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла – допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла – смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый – на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное – требуется помощь психолога, педагога.
1 балл – черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).
Приложение 4.
Методика изучения уровня тревожности у школьников (по Кондашу)
Цель: выявление разных видов тревожности
Материал: бланки с вопросами.
Данная методика направлена на выявление разных видов тревожности:
а) школьная тревожность;
б) самооценочная тревожность;
в) межличностная тревожность, вызванная общением со сверстниками.
Виды тревожности, выявляемые при помощи данной шкалы обозначены следующим образом:
Виды тревожности | Номера пункта шкалы |
школьная | 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30 |
самооценочная | 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29 |
межличностная | 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26 |
Обработка результатов
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются как показатели соответствующих видов тревожности, показатели по всей шкале отражают общий уровень тревожности.
Показатели уровня тревожности
№ | Уровень тревожности | Группа учащихся | Уровень различных видов тревожности (в баллах) | ||||
класс | пол | общая | школьная | самооценочная | межличностная | ||
1 | Нормальный | IX | Дев. Юн. | 30-62 17-54 | 7-19 4-17 | 4-18 11-21 | 7-20 5-17 |
X | Дев. Юн. | 17-54 10-48 | 2-14 1-13 | 6-19 1-17 | 4-19 3-17 | ||
XI | Дев. Юн. | 35-62 23-47 | 5-17 5-14 | 12-23 8-17 | 5-20 5-14 | ||
2 | Несколько повышенный | IX | Дев. Юн. | 63-78 55-73 | 20-25 18-23 | 22-26 19-25 | 21-27 18-24 |
X | Дев. Юн. | 55-72 49-67 | 15-20 14-19 | 20-26 18-26 | 20-26 18-25 | ||
XI | Дев. Юн. | 63-76 48-60 | 18-23 15-19 | 24-29 18-22 | 21-28 15-19 | ||
3 | Высокий | IX | Дев. Юн. | 79-94 74-91 | 26-31 24-30 | 27-31 26-32 | 28-33 25-30 |
X | Дев. Юн. | 73-90 68-86 | 21-26 20-25 | 27-32 27-34 | 27-33 26-32 | ||
XI | Дев. Юн. | 77-90 61-72 | 24-30 20-24 | 30-34 23-27 | 29-36 20-23 | ||
4 | Очень высокий | IX | Дев. Юн. | >94 >91 | >31 >30 | >31 >32 | >33 >30 |
X | Дев. Юн. | >90 >86 | >26 >25 | >32 >34 | >33 >32 | ||
XI | Дев. Юн. | >90 >72 | >30 >24 | >34 >27 | >36 >23 | ||
5 | «Чрезмерное спокойствие» | IX | Дев. Юн. | <30 <17 | <7 <4 | <11 <4 | <7 <5 |
X | Дев. Юн. | <17 <10 | <2 - | <6 - | <4 <3 | ||
XI | Дев. Юн. | <35 <23 | <5 <5 | <12 <8 | <5 <5 |
Инструкция
В данном тесте перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными и вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
- Если ситуация не кажется вам неприятной, обведите кружком цифру «0».
- Если она немного беспокоит вас, обведите цифру «1».
- Если ситуация неприятна и вызывает серьезное беспокойство, обведите цифру «2».
- Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру «3».
- Если ситуация для вас крайне неприятна, вы не можете перенести ее, вызывает у вас сильное беспокойство и страх, обведите цифру «4».
Ваша задача представить степень угрозы, уровень тревожности в той или иной ситуации и обвести кружком одну из цифр.
Мне неприятно...
1. Отвечать у доски – 0 1 2 3 4
2. Пойти в гости к незнакомым людям – 0 1 2 3 4
З. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах – 0 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы – 0 1 2 3 4
5. думать о своем будущем -0 1 2 3 4
6. Когда учитель смотрит в журнал и выбирает, кого бы спросить – 0 1 2 3 4
7. Меня критикуют и в чем-то упрекают -0 1 2 3 4
8. На меня смотрят, когда я что-нибудь делаю
(наблюдают за мной во время работы, решения задачи) – 0 1 2 3 4
9. Делать контрольную работу – 0 1 2 3 4
10. Когда после контрольной работы учитель вслух произносит отметки – 0 1 2 3 4
11. Меня игнорируют или не обращают внимания – 0 1 2 3 4
12. У меня что-то не получается – 0 1 2 3 4
13. Жду родителей с родительского собрания – 0 1 2 3 4
14. Мне грозит неудача или провал – 0 1 2 3 4
15. Когда я слышу за своей спиной смех или шепот – 0 1 2 3 4
16. Сдаю экзамены в школе - 1 2 3 4
17. Когда на меня сердятся без видимой на то причины – 0 1 2 3 4
18. Мне предстоит выступать перед большой аудиторией – 0 1 2 3 4
19. Предстоит важное решающее дело – 0 1 2 3 4
20. Не понимаю объяснения учителя – 0 1 2 3 4
21. Со мной не согласны и противоречат моему мнению - 0 1 2 3 4
22. Сравниваю себя с другими – 0 1 2 3 4
23. Проверяют мои способности - 0 1 2 3 4
24. Со мной разговаривают как с маленьким – 0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает мне вопрос – 0 1 2 3 4
26. Одноклассники вдруг резко замолчали, когда я подошел – 0 1 2 3 4
27. Оценивается моя работа – 0 1 2 З 4
28. Думаю о своих проблемах – 0 1 2 3 4
29. Мне необходимо принять важное решение – 0 1 2 3 4
30. Не могу справиться с домашним заданием – 0 1 2 3 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я учусь владеть собой
Коррекционно-развивающая программа формирвания эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста. Автор - Слободяник Н.П....
Программа "Я учусь владеть собой"
Рабочая программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, разработанной Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой»...
Рабочая программа "Я учусь владеть собой"
Рабочая программа учебного предмета «Я учусь владеть собой» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной о...
Учимся владеть собой (занятие курса Развитие коммуникативной деятельности)
Занятие курса Развитие коммуникативной деятельности...
открытый урок "Я учусь владеть собой"
коррекционно-развивающее занятие Цель: формирование навыков преодоления тевожностикатегория: младший школьный возраст...
Я учусь владеть собой
Презентация-конспект...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я учусь владеть собой»
Именно в данный период у подростков развивается самосознание и самоконтроль. Они учатся идентифицировать и адекватно выражать чувства....