Социометрия, как инструмент измерения психологического климата в классе.
консультация
Начальное общее образование предполагает четыре года обучения, во время которых не только формируются знания и умения детей, но и складываются навыки взаимодействия, познаются общечеловеческие ценности. Привить чувство коллективизма младшим школьникам несложно, если правильно построить воспитательный процесс. Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить которые можно с помощью социометрии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №12» (МБОУ СОШ №12)
Социометрия, как инструмент измерения психологического климата в классе.
Тарасова Дарья Юрьевна,
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №12
Балашиха 2021 год
Социометрия, как инструмент измерения психологического климата в классе.
Начальное общее образование предполагает четыре года обучения, во время которых не только формируются знания и умения детей, но и складываются навыки взаимодействия, познаются общечеловеческие ценности. Привить чувство коллективизма младшим школьникам несложно, если правильно построить воспитательный процесс. Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить которые можно с помощью социометрии.
Что такое социометрия
Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостность группы, но и душевное состояние каждого отдельного человека.
Для чего применяется методика социометрии?
Основной целью социометрического теста является диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы.
Социометрический тест решает следующие задачи:
А) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
Б) выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
В) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Особенности проведения социометрии в начальных классах
Сложность подобных эмоциональных ситуаций выбора в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность. Они просто учатся вместе, сидят за партой. Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения всё-таки под силу. Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников.
Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учёбе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога. Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребёнка. Поэтому результаты социометрии помогут учителю ещё и пересмотреть своё поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям.
Подготовительный этап перед исследованием
Перед началом исследования нужно определиться с целью и составить необходимые бланки-анкеты. Это исследование не анонимное, поэтому каждый ученик должен подписать свой бланк. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Фамилии отсутствующих детей необходимо записать на доске.
Обработка полученных данных.
Первый шаг – составление социоматрицы. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений (+ и -). Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по основным статусным категориям: «звезды» (более 7 выборов), «предпочитаемые» (от 5 до 6 выборов), «принятые» (3 – 4 выбора), «пренебрегаемые» (1-2 выбора) «изолированные» (не имеют ни одного выбора).
- Первые три категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений.
Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий.
- Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.
После первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.
Внутренний круг фиксирует «звёзд» — детей с самым большим числом выборов.
Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).
Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;
Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).
Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание.
Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.
Рекомендации классному руководителю по результатам социометрии
Вовлечь изолированных учеников в совместную деятельность.
- Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (например: преодоление неуспеваемости и т.д.)
- Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
- Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
- Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
- Часто, самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
- Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
- Желательно, не включать в совместную деятельность детей (в групповую или парную работу), которые имеют друг к другу неприязнь, а также одностороннюю антипатию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начальное общее образование предполагает четыре года обучения, во время которых не только формируются знания и умения детей, но и складываются навыки взаимодействия, познаются общечеловеческие ценности. Привить чувство коллективизма младшим школьникам несложно, если правильно построить воспитательный процесс. Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить которые можно с помощью социометрии.
,, Что такое социометрия Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет , по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостность группы , но и душевное состояние каждого отдельного человека .
Для чего применяется методика социометрии? Основной целью социометрического теста является диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы. Социометрический тест решает следующие задачи: А) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; Б) выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); В) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Сложность подобных эмоциональных ситуаций выбора в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность. Они просто учатся вместе, сидят за партой. Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения всё-таки под силу. Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников. Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учёбе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога. Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребёнка. Поэтому результаты социометрии помогут учителю ещё и пересмотреть своё поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям. Особенности проведения социометрии в начальных классах
Подготовительный этап перед исследованием Перед началом исследования нужно определиться с целью и составить необходимые бланки-анкеты. Это исследование не анонимное, поэтому каждый ученик должен подписать свой бланк. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой . Фамилии отсутствующих детей необходимо записать на доске. , № Тип Критерии Выборы 1 Учеба 1). С кем Вы предпочли вместе сидеть за одной партой на уроке? 2). С кем Вы не хотели вместе сидеть за одной партой на уроке? 2 Досуг 1). Кого бы Вы хотели пригласить на празднование Нового Года? 2). Кого бы Вы не хотели приглашать на празднование Нового Года?
Обработка полученных данных Первый шаг – составление социоматрицы . Вначале следует построить простейшую социоматрицу . Пример показан на рисунке ( см. ниже). Результаты выборов разно- сятся по матрице с Помощью условных обозначений (+ и -)
- Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по основным статусным категориям: «звезды» (более 7 выборов), «предпочитаемые» (от 5 до 6 выборов), «принятые» (3 – 4 выбора ), «пренебрегаемые» (1-2 выбора) «изолированные» (не имеют ни одного выбора). - Первые три категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений.
- Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий. - Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.
После первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма , позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования. Внутренний круг фиксирует «звёзд» — детей с самым большим числом выборов. Второй круг — предпочитаемых ( вторые по уровню показатели ). Третий круг — игнорируемых ( оттеснён- ных ) детей ; Четвёртый круг — изолированных одиночек ( учеников, не набравших ни одного очка).
, Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание. Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.
Рекомендации классному руководителю по результатам социометрии , - Вовлечь изолированных учеников в совместную деятельность. - Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (например: преодоление неуспеваемости и т.д.) - Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции. - Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники. - Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу. - Часто , самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится. - Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу. - Желательно , не включать в совместную деятельность детей (в групповую или парную работу), которые имеют друг к другу неприязнь, а также одностороннюю антипатию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе
Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе ...
Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"
Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...
Как улучшить психологический климат в классе
Данные рекомендации помогут улучшить психологическую атмосферу в классе, помогут учителю посмотреть на свой стиль общения с учащимися...
Анкеты для учащихся для определения психологического климата в классе
Можно использовать в работе классных руководителей начальных классов, студентам педагогических колледжей и университетов ....
Диагностики оценки психологического климата в классе
Диагностики оценки психологического климата в классе для разных возростов...
Анкета "Психологический климат в классе"
Анкета для родителей "Психологический климат в классе"...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ
Рекомендации по определению психологического климата в классе...