Психолого-педагогическая карта наблюдения за ребёнком с РАС
учебно-методический материал
Карта наблюдения за ребёнком с РАС (Мамайчук)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
карта наблюдения ребёнка с РАС | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка»
(По И. И. Мамайчук , доктор психологических наук, профессор)
ФИО педагога, специальность:____________________________________________
Ф.И ребенка: ____________________ класс_____ дата наблюдения:_________
Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка с РАС.
Метод: наблюдение.
Диапазон оценок — от 0 до 4 баллов:
0 баллов — функция отсутствует;
1 балл — слабо выражена;
2 балла — выражена, но с искажением;
3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.
Параметры наблюдений | Н.г. | К.г. | Динамика (+\-) | ||||||||
Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности | |||||||||||
1.Контакт | |||||||||||
Оценки | 0 | Контакт полностью отсутствует | |||||||||
1 | Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку) | ||||||||||
2 | Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог) | ||||||||||
3 | Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка | ||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | ||||||||||
2. Активность | |||||||||||
Оценки | 0 | Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя | |||||||||
1 | Избирательная активность (например, увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует) | ||||||||||
2 | Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания | ||||||||||
3 | Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу | ||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | ||||||||||
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления | |||||||||||
Оценки | 0 | Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции | |||||||||
1 | Избирательное отношение к интуиции, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации | ||||||||||
2 | Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности | ||||||||||
3 | Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность | ||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | ||||||||||
4. Поведение | |||||||||||
Оценки | 0 | Преимущественно полевое поведение без признаков критичности | |||||||||
1 | Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует | ||||||||||
2 | На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство | ||||||||||
3 | Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений | ||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | ||||||||||
Блок II. Особенности работоспособности | |||||||||||
1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий | |||||||||||
Оценки | 0 | Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы | |||||||||
1 | Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога | ||||||||||
2 | Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий | ||||||||||
3 | Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется | ||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | ||||||||||
2. Переключаемость и устойчивость внимания | |||||||||||
Оценки | 0 | Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий | |||||||||
1 | Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании | ||||||||||
2 | Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях | ||||||||||
3 | Выраженных признаков инерции не прослеживается | ||||||||||
Блок III. Особенности познавательной деятельности | |||||||||||
1. Ориентировочная деятельность | |||||||||||
Оценки | 0 | Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта | |||||||||
1 | Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий | ||||||||||
2 | Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна | ||||||||||
3 | Активные целенаправленные манипуляции с предметами | ||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | ||||||||||
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь | |||||||||||
Оценки | 0 | Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие лова или фраз | |||||||||
1 | Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы | ||||||||||
2 | Развернутая речь, но практически недоступен диалог | ||||||||||
3 | Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии | ||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | ||||||||||
3. Целенаправленные действия | |||||||||||
Оценки | 0 | Отсутствуют | |||||||||
1 | Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие | ||||||||||
2 | Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар»,«горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий | ||||||||||
3 | Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий | ||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. |
Общее заключение педагога-психолога: _________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье
Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Требования родителе...
Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе
Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе...
Психолого-педагогические условия успешного речевого развития ребёнка
Проблема paзвития речи остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в социализаци...
Дневник психолого-педагогических наблюдений
Дневник психолого-педагогических наблюдений...
ДНЕВНИК. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Психолого -педагогическое наблюдение за учащимися с ОВЗ...
ДНЕВНИК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
ДНЕВНИК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ...
Методические рекомендации психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при ...