ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМ ЗВЕНОМ.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Держанович Елена Петровна

Сопровождение в начальном звене, гармоничное развитие младшего школьника. Работа с песком гармонично встраивается в работу психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Песочная терапия.25.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМ ЗВЕНОМ.

Е.П. Держанович

МАОУ Заозёрная СОШ№16 г.Томска

«Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка»

К.Д. Ушинский

В настоящие время в школе широкий круг психолого -педагогического сопровождения образовательного процесса. К ключевому слову «сопровождение» можно отнести такие синонимы как содействие, поддержка, помощь, сотрудничество.

Основной целью психолого – педагогического сопровождения в начальном звене является  всестороннее, гармоничное развитие младшего школьника.  

          Основными формами работы психолога являются: консультирование, коррекционно-развивающая работа, диагностика, просвещение и экспертиза.

         Основные направления: сохранение и укрепление психологического здоровья и формирование здорового образа жизни.

В своей работе, с младшими школьниками, для комфортного психологического сопровождения, мною применяется арт - терапевтическая техника - песочная терапия.

Работа с песком гармонично встраивается в работу психолога. Технология многофункциональная, что позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции развития, воспитания и обучения. В свою очередь это делает процесс взаимодействия психолога и ребенка эффективным, увлекательным и не стандартным.

Для детей – это простой и естественный способ рассказать о своих страхах, переживаниях и тревогах, тем самым, преодолеть эмоциональное напряжение. Ребенок не всегда может словами выразить своё внутреннее беспокойство, вследствие чего могут возникать различные трудности в жизни ребенка.

Классическая методика песочной терапии консервативна, но с появлением новых методов и внедрения их в песочную терапию, сделали методику более динамичной и доступной. В своей практике применяю юнгианскую песочницу, световой стол и кинетический песок, что позволяет существенно расширить возможности психологического сопровождения.

Создавая образы при помощи песка, ребенок переносит свои переживания на песок и может взглянуть на свои трудности со стороны, спроецировав их на песке. Проработать при помощи психолога свои переживания и научиться в последующем самостоятельно преодолевать подобного рода трудности.

Использование данного метода позволяет сопровождать процесс адаптации в школе, а именно, происходит моделирование и обыгрывание воссозданных детьми ситуаций как положительных, так и отрицательных.  Разрешение спорных и конфликтных моментов при помощи песка происходит в тот момент, когда ребенок проигрывает свои эмоции в песочнице, трансформируя их в процессе работы. Песочная терапия помогает в формировании личных границ, а так же осознания того, что у каждого из нас они свои. В процессе работы формируется понимание и принятие личных границ других участников образовательного процесса.

Песочная терапия показала высокий результат в сопровождении детей, подверженных тревожному, застенчивому, депрессивному состоянию, СДВГ и с ОВЗ. Работа с песком также применяется в образовательной и воспитательной работе.

 Песочная терапия уникальна тем, что песок является неотъемлемой частью игровой деятельности любого ребенка  строящего куличики, туннели, замки из песка. Магия песка заключается в том, что он универсальный, безопасный материал. Принимает ту форму, которую мы пожелаем ему придать, а если что-то не получиться, то это легко поправить или удалить бесследно.

Отправляясь с ребенком или группой детей играть в песочницу, мы развиваем тактильную чувствительность. Можно заранее спрятать в песке предметы разной формы и структуры, что привнесет в работу элемент загадочности и волшебства. Элементы неожиданности привносят большую вовлеченность в продуктивную деятельность. Происходит развитие познавательной сферы, а также развитие речи. Любые действия руками стимулируют развитие головного мозга, развивая мышление и воображения.

Рисуя на песке пальцами или создавая объёмные образы, выполняя незатейливые задания, которые обладают колоссальным значением в развитие психического здоровья  ребенка.  Образы из песка получаются легко и быстро. Возникающие при работе с песком ошибки, исправляются быстро и бесследно. Это придает ребёнку уверенность  в себе, в своих возможностях и силах, а также способствует повышению самооценки, что является неотъемлемой частью гармоничного развития младшего школьника.

Во время работы с песком ребенку предоставляется полная свобода действия, и он начинает создавать свой мир. Песочная терапия - эта игра, а не задание на оценку, ошибок здесь не бывает.

Песочная терапия решает ряд проблем: неврозы, тревожность, повышенная агрессивность и состояния стресса. Большая польза для детей,  у которых имеются сложности в выражении свих чувств и мыслей. Песочная картина позволяет диагностировать, в чем сложности, зажимы и в чем заключается ресурс ребенка.

Противопоказаниями к применению песочной терапии являются: эпилепсия, шизофрения, невроз навязчивых состояний, аллергические, легочные, кожные заболевания, порезы на руках. Но и это решаемо, песок можно заменить на манку или кофе.  Работа с гиперактивным ребенком рекомендуется наедине.

В моей работе с младшими школьниками арт - терапевтическая техника песочная терапия показала высокую эффективность в сопровождении образовательного процесса.  Песочная терапия, замечательная техника, которая обладает широким спектром применения в реализации основных форм и направлений в психолого - педагогическом сопровождение образовательного процесса.

Литература

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Речь, 1998.-50 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии.СПб.: Речь,  2019- 256 с.
  3. Тарарина Е.В. «Песочная терапия. Практический старт». – Москва.: Вариант, 2018.- 122 с.
  4. Тарарина Е.В. «Практикум по Арт – терапии в работе с детьми». – Москва.: Вариант, 2019.- 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...

Использование песочной терапии в работе психолога

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным ...

Песочная терапия в работе учителя-логопеда.

Презентация для выступления на мастер-классе по использованию песочницы в коррекционной работе учителя-логопеда....

Песочная терапия в работе с аутичными детьми

В статье рассматриваются возможности использования различных техник песочной терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Речь идет о работе с сухим, мокрым и цветным песко...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....

ПРОЕКТ Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Поэтому все задания должны ориентиро...