ПРОЕКТ Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ
проект

РыбинаИрина Владимировна

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Поэтому все задания должны ориентироваться на совместную работу, допустим сделать совместно холмик, или прочертить всем вместе волны. Иногда в работе требуется помощь наставников, которые вначале водят реками по песку, затем ребенок сам вырабатывает эту привычку, либо это делает стоящий сзади логопед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с песком30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева

 ПРОЕКТ

Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ

    Выполнила

учитель-логопед:

Рыбина Ирина Владимировна

           

Бобров-2022г.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Из истории работы с песком.
  3. Актуальность проекта.
  4. Цели и задачи.
  5. Практическое применение проекта
  6. Участники проекта
  7. Ожидаемый результат
  8. Материалы
  9. Основные направления в логопедической работе, применимые для пескотерапии
  10. Цветной    песок
  11. «Песочная терапия с детьми с ОВЗ.»
  12. Ритуал входа в песочницу
  13. Способы рисования песком
  14. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
  15. Заключение
  16. Список литературы

Введение.

История песочной анимации.

 Еще до наскальной живописи люди начали рисовать на песке руками, веточками, палочками, камешками. Этот вид рисования был самым доступным и удобным.

Примером тому является древнее искусство магии индейцев «навахо», наносивших   на песок рисунок со светящимися письменами. В Японии это было искусство «Бонсеки». На черном лакированном подносе они изображали морские и горные пейзажи с помощью белого кварца различного помола.

В арабских странах с древних времен люди заполняли разноцветным песком бутылки, создавая причудливые узоры. Это искусство дожило до наших дней. Многие люди покупают себе такие бутылки в качестве сувениров.

Возможности песка используют скульпторы, создавая «песочные скульптуры», которые теряют свою форму под воздействием воды, ветры, времени, оставаясь самыми непрочными и недолговечными.

Как вид искусства, рисование песком появилось примерно в семидесятых годах прошлого века.

«Первопроходцем» в этом направлении считают американку Керолайн Лиф, которая в своем мультфильме «Петя и волк» использовала технику рисования на песке. Эту технику стали использовать и другие аниматоры. Опыт венгра Ференца Цако лег в основу нового вида искусства – рисования песком. Зародившись на Западе, песочная мультипликация в Россию пришла несколько лет назад.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен Карлом Густавом Юнгом –психологом и философом. Простое действие создания и разрушения из песка хранит уникальную тайну- на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия.  

Актуальность проекта:

В настоящее время значительно вырос интерес педагогов к занятиям с детьми с использованием песка. Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для логопедической работы с детьми с ОВЗ. Этот метод позволяет:

  1. Создать дополнительный акцент на тактильную чувствительность
  2. Повышать интерес и мотивацию к занятиям
  3. Развить коммуникативные навыки
  4. Активировать творческие способности
  5. Развить мелкую моторику
  6. Активизировать творческие способности

Цель проекта: Оптимизировать условия логопедической работы с детьми с ОВЗ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Развивать речь детей
  • Работать над автоматизацией звуков
  • Совершенствовать слоговую структуру слова
  • Совершенствовать связные высказывания

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать внимание, выдержку, ответственность, выдержку
  • Создавать положительный эмоциональный настрой

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие мышления
  • Развитие памяти
  • Развитие воображения

Практическое применение проекта: для учителей-логопедов, психологов, педагогов.

Участники проекта: дети с ОВЗ, учитель-логопед.

Ожидаемый результат: Дети с ОВЗ быстро утомляются, для них труден процесс обучения. Работа с песком позволяет дольше сохранить работоспособность детей, придает им уверенность в собственных силах.

Работа с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность. Дети учатся понимать себя и других.

Материалы: Ящик, песок, набор миниатюрных предметов и игрушек по темам. На занятиях используется релаксационная и классическая музыка, презентации.

Основные направления в логопедической работе, применимые для пескотерапии:

  1. Развитие мелкой моторики
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия
  3. Работа над слоговой структурой слова
  4. Развитие языкового анализа и синтеза
  5. Расширение словарного запаса
  6. Развитие связной речи
  7. Развитие творческого мышления, воображения

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»

психолог Мариелла  Зейц 

Игры с песком- естественная и доступная для ребенка с ОВЗ   форма деятельности                                                                

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.

Цветной    песок.

Песок будучи цветным, способен влиять на детей через цвет:

*желтый - наполняет теплом,

*красный – добавляет оптимизма,

*синий – действует успокаивающе,

*зеленый – вдохновляет свежестью

«Песочная терапия с детьми с ОВЗ.»

  • Для того что бы ребенок с ОВЗ адаптировался игре в песке, для начало берем песок и трем его об руки ребенка, это даст ему возможность привыкнуть к песку.
  • Затем поднимаем песок вверх и насыпаем его сыпать это даст заинтересованность для ребенка, а так же вызовет фиксацию глаз.
  •  Так же для того что бы играть ребенку было интересней закапываем фигурки в песок, они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознанно. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение).
  • При работаете с неговорящими детьми, язык песочной картины поможет  глубже понять внутренние процессы этих детей.
  • Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Поэтому все задания должны ориентироваться на совместную работу, допустим сделать совместно холмик, или прочертить всем вместе волны. Иногда в работе требуется помощь наставников, которые вначале водят реками по песку, затем ребенок сам вырабатывает эту привычку, либо это делает стоящий сзади психолог.

Ритуал входа в песочницу

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Песок-мирная страна

Можно строить и творить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Способы рисования песком:

  • Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
  •  Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
  •  Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
  • Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
  • Поначалу дети могут использовать указательный палец,     так удобнее и привычнее;
  •  Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
  •  Для изображения волны в рисунке можно использовать      кисть руки;
  •  На последующих занятиях можно осваивать новый способ     рисования песком, путём отсечения лишнего.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия

  • Отыскивание предметов
  • Отыскивание предметов с определенными характеристиками
  • Рисование на песке
  • Выкладывание узоров на песке
  • Обведение шаблона
  • Насыпание песка в трафарет
  • Прикосновения  к поверхности песка

Развитие речевого дыхания

  • Дорожка к другу
  • Найди клад
  • Автоматизация и дифференциация звуков
  • Рисование предметов на определенный звук
  • Различные игры: «Поход», «Путешествие»
  • Рисование предметов на определенный звук
  • Различные игры: «Поход», «Путешествие»

Формирование лексико-грамматических категорий

  • Чего не стало»
  • « У кого кто»
  • «Отгадай загадку»
  • «Родные слова»
  • «Дружная семья » и другие

Развитие познавательных процессов

  • Мышление
  • Память
  • Воображение

Развитие связной речи

  • «Дорисуй и расскажи»
  • «Начни-закончи»
  • Пересказ знакомых сказок и т.д.

Заключение

         Как показала практика использование песочной терапии даёт положительные результаты.

         По результатам проведенной  работы в рамках песочной терапии с детьми с ОВЗ были получены следующие результаты:

  1. Повысился интерес и усиливают мотивацию к занятиям
  2. Улучшилось состояние речи и моторики.
  3.  Снизился уровень проявления тревожности.
  4. Повысилась самооценка детей.
  5. Развивают самостоятельность
  6. Дети стали увереннее проявлять себя в образовательной деятельности.
  7. Повысился уровень общего развития детей.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий   процесс  творческим,  интересным,  приносящим радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.

 Литература:

1.        Баряева Л. Б.Кондратьева СЮ. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

2.        Грабенко Т.М. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб.:ИСПиП, 1998.

3.        Кобзарева. Л.Г. М.П.Резунова. Игры и упражнения для развития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР.

4.        Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

5.        Сакович П.А. - Тенденции песочной терапии.

6.         Штейнхард Ленор. - Юнгианская песочная психотерапия

Интернет ресурсы: http://sic-transit.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...

Проект. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов.

Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы....

Использование песочной терапии в работе психолога

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным ...

Песочная терапия в работе учителя-логопеда.

Презентация для выступления на мастер-классе по использованию песочницы в коррекционной работе учителя-логопеда....

Песочная терапия в работе с аутичными детьми

В статье рассматриваются возможности использования различных техник песочной терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Речь идет о работе с сухим, мокрым и цветным песко...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....