ПРОЕКТ Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ
проект
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Поэтому все задания должны ориентироваться на совместную работу, допустим сделать совместно холмик, или прочертить всем вместе волны. Иногда в работе требуется помощь наставников, которые вначале водят реками по песку, затем ребенок сам вырабатывает эту привычку, либо это делает стоящий сзади логопед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с песком | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева
ПРОЕКТ
Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ
Выполнила
учитель-логопед:
Рыбина Ирина Владимировна
Бобров-2022г.
Содержание:
- Введение.
- Из истории работы с песком.
- Актуальность проекта.
- Цели и задачи.
- Практическое применение проекта
- Участники проекта
- Ожидаемый результат
- Материалы
- Основные направления в логопедической работе, применимые для пескотерапии
- Цветной песок
- «Песочная терапия с детьми с ОВЗ.»
- Ритуал входа в песочницу
- Способы рисования песком
- Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
- Заключение
- Список литературы
Введение.
История песочной анимации.
Еще до наскальной живописи люди начали рисовать на песке руками, веточками, палочками, камешками. Этот вид рисования был самым доступным и удобным.
Примером тому является древнее искусство магии индейцев «навахо», наносивших на песок рисунок со светящимися письменами. В Японии это было искусство «Бонсеки». На черном лакированном подносе они изображали морские и горные пейзажи с помощью белого кварца различного помола.
В арабских странах с древних времен люди заполняли разноцветным песком бутылки, создавая причудливые узоры. Это искусство дожило до наших дней. Многие люди покупают себе такие бутылки в качестве сувениров.
Возможности песка используют скульпторы, создавая «песочные скульптуры», которые теряют свою форму под воздействием воды, ветры, времени, оставаясь самыми непрочными и недолговечными.
Как вид искусства, рисование песком появилось примерно в семидесятых годах прошлого века.
«Первопроходцем» в этом направлении считают американку Керолайн Лиф, которая в своем мультфильме «Петя и волк» использовала технику рисования на песке. Эту технику стали использовать и другие аниматоры. Опыт венгра Ференца Цако лег в основу нового вида искусства – рисования песком. Зародившись на Западе, песочная мультипликация в Россию пришла несколько лет назад.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен Карлом Густавом Юнгом –психологом и философом. Простое действие создания и разрушения из песка хранит уникальную тайну- на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия.
Актуальность проекта:
В настоящее время значительно вырос интерес педагогов к занятиям с детьми с использованием песка. Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для логопедической работы с детьми с ОВЗ. Этот метод позволяет:
- Создать дополнительный акцент на тактильную чувствительность
- Повышать интерес и мотивацию к занятиям
- Развить коммуникативные навыки
- Активировать творческие способности
- Развить мелкую моторику
- Активизировать творческие способности
Цель проекта: Оптимизировать условия логопедической работы с детьми с ОВЗ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Развивать речь детей
- Работать над автоматизацией звуков
- Совершенствовать слоговую структуру слова
- Совершенствовать связные высказывания
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать внимание, выдержку, ответственность, выдержку
- Создавать положительный эмоциональный настрой
Коррекционно-развивающие:
- Развитие мышления
- Развитие памяти
- Развитие воображения
Практическое применение проекта: для учителей-логопедов, психологов, педагогов.
Участники проекта: дети с ОВЗ, учитель-логопед.
Ожидаемый результат: Дети с ОВЗ быстро утомляются, для них труден процесс обучения. Работа с песком позволяет дольше сохранить работоспособность детей, придает им уверенность в собственных силах.
Работа с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность. Дети учатся понимать себя и других.
Материалы: Ящик, песок, набор миниатюрных предметов и игрушек по темам. На занятиях используется релаксационная и классическая музыка, презентации.
Основные направления в логопедической работе, применимые для пескотерапии:
- Развитие мелкой моторики
- Развитие фонематического слуха и восприятия
- Работа над слоговой структурой слова
- Развитие языкового анализа и синтеза
- Расширение словарного запаса
- Развитие связной речи
- Развитие творческого мышления, воображения
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»
психолог Мариелла Зейц
Игры с песком- естественная и доступная для ребенка с ОВЗ форма деятельности
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.
Цветной песок.
Песок будучи цветным, способен влиять на детей через цвет:
*желтый - наполняет теплом,
*красный – добавляет оптимизма,
*синий – действует успокаивающе,
*зеленый – вдохновляет свежестью
«Песочная терапия с детьми с ОВЗ.»
- Для того что бы ребенок с ОВЗ адаптировался игре в песке, для начало берем песок и трем его об руки ребенка, это даст ему возможность привыкнуть к песку.
- Затем поднимаем песок вверх и насыпаем его сыпать это даст заинтересованность для ребенка, а так же вызовет фиксацию глаз.
- Так же для того что бы играть ребенку было интересней закапываем фигурки в песок, они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознанно. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение).
- При работаете с неговорящими детьми, язык песочной картины поможет глубже понять внутренние процессы этих детей.
- Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Поэтому все задания должны ориентироваться на совместную работу, допустим сделать совместно холмик, или прочертить всем вместе волны. Иногда в работе требуется помощь наставников, которые вначале водят реками по песку, затем ребенок сам вырабатывает эту привычку, либо это делает стоящий сзади психолог.
Ритуал входа в песочницу
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Песок-мирная страна
Можно строить и творить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Способы рисования песком:
- Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
- Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
- Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
- Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
- Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
- Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
- Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
- На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- Отыскивание предметов
- Отыскивание предметов с определенными характеристиками
- Рисование на песке
- Выкладывание узоров на песке
- Обведение шаблона
- Насыпание песка в трафарет
- Прикосновения к поверхности песка
Развитие речевого дыхания
- Дорожка к другу
- Найди клад
- Автоматизация и дифференциация звуков
- Рисование предметов на определенный звук
- Различные игры: «Поход», «Путешествие»
- Рисование предметов на определенный звук
- Различные игры: «Поход», «Путешествие»
Формирование лексико-грамматических категорий
- Чего не стало»
- « У кого кто»
- «Отгадай загадку»
- «Родные слова»
- «Дружная семья » и другие
Развитие познавательных процессов
- Мышление
- Память
- Воображение
Развитие связной речи
- «Дорисуй и расскажи»
- «Начни-закончи»
- Пересказ знакомых сказок и т.д.
Заключение
Как показала практика использование песочной терапии даёт положительные результаты.
По результатам проведенной работы в рамках песочной терапии с детьми с ОВЗ были получены следующие результаты:
- Повысился интерес и усиливают мотивацию к занятиям
- Улучшилось состояние речи и моторики.
- Снизился уровень проявления тревожности.
- Повысилась самооценка детей.
- Развивают самостоятельность
- Дети стали увереннее проявлять себя в образовательной деятельности.
- Повысился уровень общего развития детей.
Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.
Литература:
1. Баряева Л. Б.Кондратьева СЮ. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Грабенко Т.М. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб.:ИСПиП, 1998.
3. Кобзарева. Л.Г. М.П.Резунова. Игры и упражнения для развития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР.
4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
5. Сакович П.А. - Тенденции песочной терапии.
6. Штейнхард Ленор. - Юнгианская песочная психотерапия
Интернет ресурсы: http://sic-transit.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда
Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...
Проект. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов.
Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы....
Использование песочной терапии в работе психолога
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным ...
Песочная терапия в работе учителя-логопеда.
Презентация для выступления на мастер-классе по использованию песочницы в коррекционной работе учителя-логопеда....
Песочная терапия в работе с аутичными детьми
В статье рассматриваются возможности использования различных техник песочной терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Речь идет о работе с сухим, мокрым и цветным песко...
Презентация "Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ"
Представление Песочной терапии...
Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....