Программа психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ
рабочая программа
рабочая программа психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов
педагог-психолог:
Стародубцева М.В.
Пояснительная записка
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ), детей-инвалидов заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса детей с ОВЗ, детей-инвалидов в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами должно стать введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из ее образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития.
Содержание и формы работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностика проблем, информация о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
Цель программы: создание оптимальных условий для обучения в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обусловленных особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществление индивидуально-ориентированной, психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- обеспечение возможности освоения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами общеобразовательных программ на доступном им уровне, их интеграцию в общеобразовательном учреждении и социализацию в обществе;
Принципы реализации программы:
- соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность из действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
- непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;
- вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласие с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Ожидаемый результат: преодоление и/или ослабление недостатков в психофизическом и личностном развитии, гармонизация личности и межличностных отношений учащихся, социально-культурная адаптация в современном социуме.
Содержание программы: исходя из цели и задач программы, работа проводится по следующим направлениям:
1.Диагностическая работа:
Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. Изучение уровня социализации ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида. Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребенка.
2.Коррекционно-развивающая работа:
Разработка индивидуальной программы сопровождения и адаптированных рабочих программ коррекционно-развивающих занятий. Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.
3.Консультирование:
Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися. Разъяснение индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида. Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.
4.Психологическое просвещение:
Различные формы просветительской деятельности (информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности. Освещение вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на официальном сайте общеобразовательного учреждения.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов
I Организационно-методическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Сроки | Планируемый результат. Примечание. | Отметка о выполнении |
1 | Ознакомление с планом работы школы на учебный год. Планирование работы психологической службы в соответствие с приоритетными направлениями учреждения | Сентябрь | Согласованность работы разных специалистов и администрации | |
2 | Участие в проведении М/О классных руководителей: «Особенности адаптационного периода у детей 1-ого класса. Рекомендации классным руководителям по оказанию помощи детям с низким уровнем адаптации» (М/О кл. рук. нач. кл.) «Возрастные особенности детей подросткового периода. Особенности адаптации детей 5-ого класса» (кл. рук. 5 кл.) «Проблема профессионального самоопределения» (кл. рук. 9 кл.) |
По плану школьных методических объединений | Взаимодействие с классными руководителями обучающихся. Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми с трудностями в обучении и проблемами в поведении
| |
3 | Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися ( по запросу) | В течение года | Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и обучающимися | |
4 | Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации) | В течение года | Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с учащимися по различным направлениям | |
5 | Участие в работе РМО педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях, открытых родительских собраниях | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции | |
6 | Изучение нормативных документов и психологической литературы | В течение года | Осведомленность в области психологических знаний на современном этапе | |
7 | Изготовление пособий к занятиям. Оборудование кабинета. | В течение года |
II Диагностическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат. Примечание | Отметка о выполнении |
1 | Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников и пятиклассников к школьному обучению. | Учащиеся 1 класса и 5 класса | Сентябрь-октябрь | Определить уровень адаптационного периода у обучающихся. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям. | |
2 | Проведение тестов на выявление характерологических особенностей детей | Учащиеся 9 класса | Март | Помощь учащимся в профессиональном самоопределении | |
3 | Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Дети группы риска | В течение года | Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям, родителям |
III Коррекционно-развивающая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат | Отметка о выполнении |
1 | Развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития» | 2-3 классы | В течение года | Развитие познавательной сферы школьников | |
2 | Занятия по программе «ЗОЖ» | 4,6,8 классы | В течение года | Формирование убеждения о необходимости приобщения к здоровому образу жизни. Профилактика ПАВ,Вич/СПИДа |
IV Профилактическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат | Отметка о выполнении |
1 | Индивидуальные беседы: «Правила поведения в школе», «Я и мои друзья», «Мои увлечения» и т.п. | 1-4 классы | В течение года | Формирование правильного отношения к себе и другим | |
2 | Участие в Советах профилактики | 1-9 классы | В течение года | Взаимодействие с социально-педагогической службой школы в работе с детьми «группы риска» |
V Консультативная и просветительская работа
№ п/п | Планируемые моприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат | Отметка о выполнении |
1 | Индивидуальное консультирование обучающихся (по запросу) | 2-9 классы | В течение года | Психологическая поддержка | |
2 | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей ( по запросу) | Родители учащихся | В течение года | Психологическая поддержка | |
3 | Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с учащимися ( по запросу) | Учителя. Кл. руководители. Администрация | В течение года | Психологическая поддержка |
ЛИТЕРАТУРА:
- Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь/Вестник практической психологии образования №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника./К.М. Гуревич. - М.: Дрофа, 1988. -244 с.
- Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М., 1984.
- Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта.//Дефектология.-1999.-№6-с.25-29.
- Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /М.: Просвещение, 1991. -256 с.
- Зубков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. -Казань, 1992. -127 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника./Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. -311 с.
- Мухина В.С. Детская психология. /В.С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. -352 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. /Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1995. -201 с.
- Основы специальной психологии: Учеб.пособие/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -480 с.
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития/Пособие для педагогов-психологов.- Москва «Владос», 2008.
- Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания/С.Н. Токарева. - М.: МГУ, 1989. -97 с.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы - Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/15/picture-483197-1568549880.jpg)
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленным здоровьем в период адаптации к школе
Актуальность проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этапе обуч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574159-1422335329.jpg)
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574159-1422335329.jpg)
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-748282-1569269492.jpg)
Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью данной программы являются:1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаев...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/25/picture-407774-1514178033.jpg)
Программа психолого-педагогического сопровождения детей испытавших жестокое обращение в семье
Жестокое обращение в семье. Программа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-145415-1353051093.jpg)
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-1206784-1579363906.jpg)
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.
С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.Т...