Статья: "Познавательное развитие младшего школьника"
статья

Особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников. Сенсорное развитие. Развитие восприятия. Развитие внимания. Развитие памяти. Развитие воображения. Развитие мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poznavatelnoe_razvitie_mladshego_shkolnika.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие младшего школьника.

Младший школьный возраст - это возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех других функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их сознания и их произвольность. Этому способствуют основные виды деятельности, которые ребенок чаще всего выполняет в школе и дома: учеба, общение, игры и работа.

Сенсорное развитие. Сенсорные процессы (ощущение) значительно улучшаются на протяжении возраста: в первую очередь повышается тонкость и точность работы всех органов чувств. Обучение чтению и письму оказывает особое влияние на развитие чувств, в ходе которого дети учатся тонко различать звуки речи и приобретают способность координировать небольшие движения кисти рук.

Развитие восприятия. Восприятие - это процесс приема и обработки младшим школьником различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Этот процесс заканчивается формированием изображения. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, оно в образовательной деятельности сводится только к распознаванию и названию формы и цвета. Первоклассникам не хватает систематического анализа воспринимаемых свойств и качеств самих предметов.

Развитие внимания. Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности на любом объекте. Дети, приходящие в школу, пока еще не обладают целенаправленным  вниманием. Они обращают свое внимание главным образом на то, что их непосредственно интересует то, что отличается яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка наблюдения за такими предметами и получения такой информации, которая в данный момент ему совершенно неинтересна.

Развитие памяти. Семилетний ребенок, который пришел  в школу, пытается буквально запоминать яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Но школьная жизнь такова, что с самого начала требуется, чтобы дети произвольно запоминали материал. Работа младших школьников зависит от их понимания характера самого мнемической задачи и от освоения соответствующих техник и методов запоминания и воспроизведения.

Развитие воображения. Систематические учебные занятия помогают детям развивать такие важные умственные способности, как их воображение. Большая часть информации, предоставляемой учащимся начальной школы учителем и учебником, представлена в форме устных описаний, рисунков и схем. Каждый раз ученики должны воссоздавать собственный образ реальности (поведение героев рассказа, прошлые события, беспрецедентные пейзажи, навязывание геометрических фигур в пространстве и т. д.).

       Развитие мышления. В первые 3-4 года обучения прогресс в умственном развитии детей довольно заметен. От доминирования наглядно-действенного и элементарного наглядно-образного мышления, от допонятийного уровня развития и плохой логики мышления ученик поднимается до словесно-логического уровня мышления, до уровня конкретных понятий.

В этом же возрасте общие и специальные способности детей хорошо раскрываются, что позволяет судить об их одаренности. Комплексное развитие детского интеллекта идет по следующим направлениям:

1) усвоение и активное использование речи как средства мышления;

 2) сочетание и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления;

3) выделение и относительно самостоятельное развитие в интеллектуальном процессе 2-х фаз - подготовительной и исполнительной.

На подготовительном этапе проблема решается путем анализа ее условий и разработки плана действий.

На исполнительном этапе этот план реализуется на практике.

Таким образом,  основными психологическими новообразованиями в когнитивном развитии младших школьников являются следующие:

1) в процессе осуществления образовательной деятельности, формируется произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализации формируется их внутреннее опосредование, которое происходит за счет усвоения системы научных понятий.  

2) Осознание своих изменений после развития образовательной деятельности (рефлексия).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...

"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"

Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".

Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника....