Приемы педагогического воздействия на учащихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_pedagogicheskogo_vozdestviya_na_detey.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы педагогического воздействия на учащихся.
Каждый прием педагогического воздействия имеет свои характерные особенности, возникающие из своеобразия его основных черт.
Первая черта представляет собой особенность создаваемой педагогической ситуации, например,
При “проявлении доброты и заботы” ученик, совершивший проступок, поражен неожиданным вниманием учителя, так как понимает, что своим поведением такого обращения не заслужил.
При “мнимом безразличии «педагогический эффект создается вследствие контраста между ожидаемой растерянностью учителя и его полным самообладанием.
Вторая черта характеризуется содержанием тех чувств, которые рождаются у школьника в новой педагогической обстановке и становятся основой возникновения новых мотивов поведения и преодоления собственных недостатков.
Например, “проявление доброты и заботы” вызывает у учащихся радость, благодарность, признательность, привязанность к учителю, стремление доставить ему удовольствие своим хорошим поведением.
“Мнимое безразличие” порождает разочарование и досаду в связи с неудавшейся затеей и в то же время уважение к учителю за его выдержку и находчивость.
Третья черта – объективные физиологические и психологические закономерности, на основе которых у школьника возникают те или иные мысли и чувства и положительные изменения в его сознании.
Так, признательность и благодарность, характерные при «проявлении доброты, внимания и заботы», которые являются одним из важных источников развития человеческих чувств.
Педагогический эффект при «мнимом безразличии» объясняется законами образования и торможения условных рефлексов. Озорной поступок, не получив ожидаемого подкрепления, теряет свой смысл и почву для повторения.
Таким образом, приемы педагогического воздействия – это способ организации определенной педагогической обстановки, при которой на основе соответствующих физиологических и психологических закономерностей у школьников появляются новые мысли и чувства, побуждающие их к хорошим поступкам, преодоление своих недостатков.
Педагогические меры и методы воспитания очень разнообразны, указывает К.Д.Ушинский: «…Чтобы сознательно выбрать средства для достижения цели воспитания и быть уверенным, что выбранные нами средства лучше, для этого, должно прежде познакомиться с самими этими средствами» (К.Д.Ушинский. Избр.соч.т.1, стр.149).
Приемы педагогического воздействия:
1.Убеждение
2. Поощрение
3. Проявление доброты, внимания и заботы
4. Проявление умений и превосходства учителя
5. Активизация сокровенных чувств ребенка
6. Опосредствование
7. Фланговый подход
8. Пробуждение гуманных чувств
9. Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы
10. Организация успеха в учении
11. Доверие
12. Вовлечение в интересную деятельность
13. Упражнение
14. Параллельное педагогическое воздействие
15. Приказание
16. Ласковый упрек
17. Намек
18. Мнимое безразличие
19. Ирония (А.С.Макаренко умело пользовался иронией см.
Ф.Вигдорова «Дорога в жизнь»)
20. Развенчивание
21. Мнимое недоверие
22. Проявление возмущения
23. Осуждение
24. Наказание
25. Взрыв
Несмотря на разнообразие приемов, они часто между собою не разграничиваются.
При их использовании необходимо учитывать:
а) является ли воздействие учителя на ученика прямым или косвенным;
б) приводит ли воздействие к медленным или стремительным, коренным изменениям в сознании воспитанника (прием «взрыв»);
в) содержание и эмоциональная окраска зарождающихся чувств, а также способ возникновения положительных изменений в поведении ученика.
Одни премы способствуют улучшению поведения на основе чувств, воодушевляющих ученика: радость, благодарность, уважение к учителю, восхищение его умениями, вера в свои силы. Такие приемы можно назвать «созидающими», т.к. способствуют развитию новых черт характера, положительных чувств и новых мыслей, мобилизующих скрытую энергию ученика на добрые дела.
Другие приемы, способствующие преодолению отрицательных качеств, которые сложились в прошлом опыте воспитанника, можно назвать «тормозящими». Такие приемы вызывают преимущественно неприятные чувства: стыд и неловкость, разочарование, огорчение, сожаление, раскаяние и на их основе намерение воздержаться в дальнейшем от неблаговидных поступков.
Таким образом, созидающие приемы способствуют появлению и укреплению положительных форм поведения; тормозящие –подавлению отрицательных. В подходе к ученику необходимо разумное сочетание одних и других приемов.
В процессе применения разнообразных приемов педагогического воздействия проявляется и личность учителя, основные черты его характера: вежливость, деликатность, доброжелательность, уважение к личности воспитанника; гуманизм, доброта, чуткость, эмоциональные черты характера; выдержка, самообладание, целеустремленность, инициатива (волевые черты характера); находчивость, сообразительность, наблюдательность (интеллектуальные черты характера).
Мнимое безразличие.
Иногда ученик или группа учащихся из озорства затевают шалость с целью разозлить учителя, сорвать уроки, развлечься по этому случаю или стараются «проявить себя» в классе, чтобы стать в центре внимания всех.
Учитель возмущен и расстроен поведением учеников, но, благодаря своей выдержке, делает вид, что ничего не замечает и вовлекает их в текущую работу, создает на уроке рабочую обстановку. Такая позиция учителя для учеников неожиданна. Они растеряны, разочарованы, им досадно, что их замысел потерпел крах. Озорной поступок, не достигнув ожидаемого результата, теряет свой смысл и почву для повторения.
Шалость ученика обычно рассчитана на определенный результат (расстроить учителя, сорвать урок). Следовательно, удача его замысла с физиологической точки зрения послужила бы подкреплением проявившегося условного рефлекса. Неудача и неприятные чувства ею вызванные, способствуют угасательному торможению этих условных рефлексов.
Метод взрыва.
К.Д.Ушинский писал: «В неисчерпаемо богатой природе человека бывают и такие явления, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление – одним ударом истребляют самые вредные наклонности и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем». (К.Д.Ушинский. Собр.соч.т.8,М-Л,изд-во АПН РСФСР,1950,стр.229).
Естественно - научное объяснение «взрыва» можно найти в работах И.П.Павлова. Описывая наводнение в Ленинграде 23 сентября 1924г., он заметил: «При действии чрезвычайных, непосредственно задерживающих раздражений, падающих на животное, наступает хроническое преобладание торможения… Условные рефлексы исчезли и некоторое время и только медленно потом восстанавливались». (И.П.Павлов, Полное собрание сочинений,т.3,книга 2,М-Л,1951,с.42).
И.П.Павлов повторил опыты с животными: медленное восстановление исчезнувших условных рефлексов происходило и при повторных опытах с животными.
Надо полагать, что и у человека при воздействии чрезвычайного и неожиданного раздражения преобладает торможение и исчезают некоторые условные рефлексы. Необычайный раздражитель вызывает у человека не только сильные чувства, но и глубокие размышления над происшедшим.
В художественной литературе этот метод «взрыва» описан в романе В.Гюго «Отверженные». Жан Вальжан остался сиротой. Его приютила старшая сестра. Вскоре умер ее муж, и Жан остался кормильцем большой семьи. Безработица, голод побудили его украсть буханку хлеба. За это был осужден на 5 лет каторжных работ. Ряд попыток к бегству продлили срок до 19 лет. Он был злой на всех. Когда освободили его приютил епископ Бьенвеню. Ночью Жан Вальжан украл столовое серебро и сбежал. Жандармы поймали его и привели к епископу. Неожиданное поведение епископа, его великодушие произвели на Жана Вальжана потрясающее впечатление. Епископ сказал жандармам, что он сам подарил столовое серебро. Когда договорились отпустить Жана, при жандармах епископ сказал: «Друг мой, не забудьте перед уходом захватить ваши подсвечники. Вот они». Епископ сам протянул подсвечники Жану Вальжану. Последний дрожал, но взял подсвечники.
Епископ тихо сказал: «Мой друг, когда вы придете ко мне в следующий раз, вам не к чему идти через сад. Вы всегда можете входить и выходить через парадную дверь. Она запирается только на щеколду и днем, и ночью».
Жандармы ушли.
Епископ подошел к Жану Вальжану и сказал, что тот больше не принадлежит злу. «Вы принадлежите добру». (В.Гюго. «Отверженные», т.1,ГИХЛ. М.1958,с.103-104).
В.Гюго далее отмечал: «одно было достоверно, в одном он не сомневался: он стал другим человеком, все в нем изменилось, и уже не в его власти было уничтожить звучавшие в нем слова епископа, тронувшие его сердце». (там же,с.109).
А.С.Макаренко умело использовал метод «взрыва».
В рассказе А.П.Чехова «Дуэль» происходит с Лаевским то же самое.
(А.П.Чехов. «Дуэль».ГИХЛ,М.1955,с.83,84,94):
-Лаевский служил на Кавказе. Он увел из Петербурга жену другого человека, а через 2 года решил бросить ее и уехать к себе. Денег у него не было. Фон Корен решил повлиять на него, но они поссорились и Лаевский вызвал фон Корена на дуэль. До дуэли Лаевский взвесил всю свою жизнь: «Что в моем прошлом не порок?» спрашивал себя, мучался. И захотел остаться жить, стать другим человеком и на дуэли он выстрелил в воздух. То же самое сделал и Ф.Корен.
Лаевский остался жить со своей женой.
Ирония.
А.С.Макаренко твердо установил порядок, чтобы опоздавших на 5 минут в столовую не кормить. Сам останавливался у доски объявлений и наблюдал. Видя его, опоздавшие на завтрак уходили на завод. Однажды коммунар Саша Качаев, заметив Макаренко, обошел здание и через окно проник в столовую. Макаренко заметил это и издал приказ: Сашу Качаева не пускать в столовую через дверь, разрешил только через окно. Коммунары смеялись над Сашей. Тот пришел к Макаренко с просьбой отменить приказ чуть ли не со слезами.
- А мне дежурный говорил, что у тебя здорово получается через окно. Ходи кушать через окно,- сказал Макаренко.
- Антон Семенович, от насмешек нет прохода. Я через окно не буду ходить…
А.С.Макаренко пообещал отменить приказ. Саша хотел выглядеть героем, а получилось наоборот: над ним смеялись дети, а авторитет Макаренко поднялся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы педагогического воздействия на воспитанников»
Методическая копилка. Из опыта работы....
статья на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА"
Актуальность изучения психических закономерностей, лежащих в основе педагогического воздействия, подчеркивалась всегда, поскольку именно на знании этих закономерностей основано психологически грамотно...
Педагогические приемы формирования социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста
Педагогические приемы формирования социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста...
Конструктор приемов педагогической техники, формирующих универсальные учебные действия учащихся.
Приёмы пед техники на каждом этапе урока....
Отчет о самообразовании "Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка"
Отчет о самообразовании "Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка"...
Мастер-класс для педагогического коллектива "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Цель: применение игровых приёмов в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: представить педагогическ...
Изучение и внедрение современных технологий развития речи младших школьников как одна из форм педагогического воздействия учителя-логопеда и учителя музыки
Речь является одним из важных показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта. Она выполняет функции общения и сообщения, воздействия на других людей. В современной педагогике использу...