Изучение и внедрение современных технологий развития речи младших школьников как одна из форм педагогического воздействия учителя-логопеда и учителя музыки
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Малюк Вероника Михайловна

Речь является одним из важных показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта. Она выполняет функции общения и сообщения, воздействия на других людей. В современной педагогике используются различные технологии, позволяющие эффективно развивать речь учащихся на уроках, которые  мы используем в совместной работе как учитель-логопед и учитель музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx31.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Мастер-класс для педагогов

«Изучение и внедрение современных технологий развития речи младших школьников как одна из форм педагогического воздействия учителя-логопеда и учителя музыки»

Номинация: Методическая разработка мастер-класса

Подготовили: Малюк Вероника Михайловна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Козлова Елена Николаевна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

2023 г.

Аннотация к работе

Речь является одним из важных показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта. Она выполняет функции общения и сообщения, воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь школьника -  это средство успешного обучения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Возникает проблема: с одной стороны, человек с хорошо развитой речью востребован обществом, с другой стороны, речь современных школьников находится часто на низком уровне развития.

Следовательно, эту ситуацию надо менять.

В современной педагогике используются различные технологии, позволяющие эффективно развивать речь учащихся на уроках, которые  мы используем в совместной работе как учитель-логопед и учитель музыки.

Данный мастер-класс знакомит слушателей с такими современными технологиями, как:

- артикуляционная гимнастика под ритмичную музыку;

- дыхательная гимнастика с гласными звуками;

- нейрогимнастика (кинезиология);

- чистоговорки;

- скороговорки;

- речевое музицирование;

- коррекция чтения и письма.

Материалы мастер-класса могут быть полезны логопедам, дефектологам, учителям начальных классов и музыки.

Полноценное развитие личности ребенка не возможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа, как для логопедов, педагогов, родителей, так и для ребенка. Не стоит надеться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т.к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы, затрудняют обучение в школе.

Нормально развивающийся ребенок уже к 3 годам разговаривает, как «маленький взрослый», пользуясь всеми кодами языка. Кратко опишем эти коды:

  • Лексический код (лексика) – словарь детей, который тесно связан с мышлением. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности, развития и общения с окружающими людьми приводит к постепенному обогащению словаря.
  • Морфологический код (грамматика) – сложная система грамматических закономерностей (прежде всего словообразования и словоизменения), основывающаяся на анализе речи окружающих.
  • Синтаксический код (синтаксис) – связь отдельных слов во фразе, с использованием всей грамматической системы языка.
  • Фонетический код (фонетика) – система звуков речи, слогов, звукосочетаний. С позиции аспекта артикуляции, звук – это артикулема (моторная схема произнесения того или иного звука)

Профессор МПГУ Архипова Е.Ф. предлагает обозначить условную последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе. Это можно представить следующим образом:

  • В 1-2 года появляются первые гласные звуки – [а],  [о],  [э] и согласные [п], [б], [м].
  • В 2-3 года добавляются звуки – [и], [ы], [у], [ф], [в], [т], [д], [н], [г], [к], [х], [й].
  • В 3-5 лет – [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ].
  • В 5-7 лет – [р], [л].

Автор также отмечает, что в этот период совершенствуется речевой слух ребенка. Уже на 4 году жизни малыш, который еще не может правильно произносить некоторые звуки, подмечает неправильности в произношении своих сверстников. Он еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов, хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова.

Виды современных технологий развития речи младших школьников в совместной работе учителя-логопеда и учителя музыки

  1. Артикуляционная гимнастика под ритмичную музыку - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Во время обучения детей простейшим артикуляционным движениям под ритмичную музыку развивается и музыкальный слух, и двигательные способности артикуляционного аппарата, а также создается веселый настрой ребенка на коррекционную работу.

Пример на слайде.

  1. Дыхательная гимнастика занимает значимое место в процессе формирования четкого, правильного звукопроизношения, укрепления соматического здоровья детей, повышения иммунитета.

Дыхательная гимнастика с гласными звуками – это игры и упражнения с гласными звуками, которые являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания. Пропевание гласных звуков с движениями естественным образом активизирует диафрагму в процессе дыхания, увеличивает объем легких, способствует выработке сильного плавного длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением.

Все гласные: [а], [у], [о], [и], [э], [ы] - пропеваются на выдохе.

«Цветок распускается» - [а]. ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а» - выдох.

«Рубим дрова» - [у]. ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем: «У-у-у».

Примеры на слайде.

  1. Кинезиология (нейрогимнастика) – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети в мозгу и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой для развития интеллекта. Нейрогимнастика под ритмичную музыку, синхронизируя работу полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей, а также отлично развивает чувство ритма.

«Лезгинка»

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски –

Им бы праздничные блестки,

Да высокие прически.

«Ухо – нос»

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо –

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Примеры на слайде.

  1. Чистоговорки  - один из эффективных приемов закрепления корректного звуковоспроизведения детьми. Подобные рифмовки дают пример правильного произношения звуков, развивают интеллект, чувство ритма, фантазию, способствуют расширению словарного запаса, усвоению грамматических правил русского языка.

Например:

- Пропевание фразы на одном дыхании, не разрывая ее, с отчетливой артикуляцией-сочетание согласного [з] с гласными [а],  [и], [э].

- «Песок» - тренировка правильного произношения изолированных звуков и слогов с ними.

Примеры упражнений на слайде.

- «Сложный мяч» - педагог проговаривает слоги и кидает мяч ребенку, ребенок ловит и повторяет слоги:

БЬИ-БЬИ-БЬИ-БЬИ

ПРИЛЕТЕЛИ ВОРОБЬИ.

  1. Скороговорки – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую можно произнести быстро, не запинаясь. Скороговорка, как фонетическое упражнение, оказывает неоценимую помощь при коррекции нарушений произносительной речи и отработке правильного произношения.

Например:

- «Придумай сам» - придумать скороговорку, чтобы все слова начинались на один звук

- Пропеть скороговорку на одной ноте.

Примеры на слайде.

  1. Речевое музицирование – идея использовать речевые упражнения в обучении музыке принадлежит К. Орфу. В ее основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. У речи и музыки 10 общих выразительных средств:

- интонация

- ритм

- структура

- тембр

- регистр

- артикуляция

-звуковысотная линия

- динамика

- темп

- фактура

Поэтому ритмизованная и омузыкаленная инструментами речь является чудесной музыкой. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключенный в словах и фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных техник музыкальных композиций.

Например:

- упражнение «Тра-та-та!» (пример на слайде). Дети распределяются парами и становятся лицом к друг другу, договариваясь, кто начинает, а кто отвечает. Это игра-диалог, где важны интонация, мимика и жесты. Она проводится хором – половина детей начинает диалог в парах, другая половина отвечает. Важно, чтобы дети почувствовали своего партнера как собеседника! Вторую часть потешки дети исполняют вместе, как бы рассказывая друг другу, какой красивый кот-жених, одновременно показывая его длинные усы, полоски на груди и кисточки в ушах. На последнюю строчку дети обнимаются и разворачиваются лицом в одну сторону, выставив на слово «клад» ногу на каблук.

  1. Коррекция чтения и письма.

Нейрочтение–система нейропсихологических упражнений для повышения техники чтения и развитию навыка смыслового эффективного чтения. Предназначена для работы с детьми с первичными навыками чтения – ребенок знает буквы и умеет соединять буквы в слоги и различные буквосочетания. Задания направлены на развитие буквенного восприятия, зрительного внимания, памяти, формирования уверенного чтения, комплексное развитие навыка эффективного чтения.

Например, упражнение «Фигурные предложения». Ребенку предлагается выписать буквы по порядку отдельно из каждого вида фигур; прочитать получившиеся предложения; нарисовать предложения, чтобы их запомнить; на следующий день вспомнить предложения по картинкам.

Пример на слайде.

Коррекция письма – упражнения со звуками, словарными словами.

Например:

- «Прочитай справа-налево»

-  «Вставь гласные и напиши слово целиком»

- «Найди и зачеркни слова»

- «Прочитай, прохлопай, обведи»

- «Расшифруй слова».

Примеры на слайде.

Таким образом, при совместной работе учителя-логопеда и учителя музыки коррекция устной и письменной речи младших школьников проходит наиболее успешно.

Список литературы

  1. Анисимова Г.И. Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. – Спб.: КАРО, 2008 г.
  2. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014 г.
  3. Зеленко С.В. Логопедические скороговорки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021 г.
  4. Лаптева Е.В. Лучшие скороговорки для развития речи – 1000 русских скороговорок для развития речи. – Москва: Издательство АСТ, 2021 г.
  5. Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: Айрис – пресс, 2011 г.
  6. Крупенчук О.И., Витязево О.В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2022 г.
  7. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2021 г.
  8. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. – СПб.: КАРО, 2009 г.
  9. Сухомлинова Т.А. НейроЧтение: тренажер для развития навыка смыслового чтения/ Т.А. Сухоминова. – Изд.2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022 г.
  10. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Речевые игры. Пение с офовскими инструментами. – Москва, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие речи младших школьников через внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе пр...

Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения имени прилагательно

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения имени прилагательного...

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися

Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...

Подомарева Е.А. Статья Развитие речи младших школьников при изучении фольклора на уроках литературного чтения.

Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка. При этом многими учеными и исследователями подчеркивается тот факт, что полноценное...

Педагогический проект «Развитие речи младших школьников через внедрение в учебный процесс ИКТ»

Педагогический проект «Развитие речи младших школьников через внедрение в учебный процесс ИКТ» направлен на повышение качества проведения уроков русского языка по развитию речи обучающихся...