Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
статья (1 класс)

Рязанова Ольга Сергеевна

Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по обучению детей с легкой

умственной отсталостью в условиях

общеобразовательной школы

В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного обществ.

Совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода.

В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.

Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.

У них отмечается замедленный темп и меньше дифференцированность восприятия. Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся, часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Их восприятием необходимо руководить.

Все мыслительные операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является не критичность, невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления.

Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.

Умственно отсталые дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей.

Умственно отсталые дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Не критичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

При обучении умственно отсталых детей в общеобразовательной школе необходимо руководствоваться специальными образовательными программами:

При совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с особенностями психофизического развития учителю важно одинаково понимать и принимать всех учащихся, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке необходимо видеть личность, которая способна воспитываться и развиться.

Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного общения с ними.

Создание условий для саморазвития каждого ребенка невозможно без желания и умения учителей проектировать его развитие и обучение, позволяющее каждому ученику быть успешным.

Трудности аутичного ребенка в произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность активного диалога с миром, невозможность уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо, — все это делает необходимым специальную работу по организации его жизни в школе. Необходимо помочь ребенку в создании устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.

Для адекватной оценки возможностей ребенка необходимо четко различать его достижения в спонтанных проявлениях, стереотипных интересах и результатах, полученных при попытке произвольной организации такого ребенка, в его действиях по просьбе учителя, а также обращать внимание на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях.

В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данной группой приходилось выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».

В связи с трудностью подражания, пере формулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. При работе с данной группой непосредственно использовалась поддержка руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.

Методические пособия

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной

(коррекционной) школе. М.: Владос, 2000.

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках

русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.:

Просвещение, 1991.

3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах

вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1993.

4. Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной

(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М.: Владос,

2003.

5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В.

Воронковой. М., 1994.

6. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной

(коррекционной) школе VIII вида. М.: Институт общегуманитарных

исследований, 2001.

7. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,

Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в в специальных

(коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. М.:

Владос, 2003.

8. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения.

М.: Дрофа, 2008.

9. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии.

СПб.: Речь, 2006.

10.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. семейное воспитание детей с

отклонениями в развитии. М., 2003.

11.Новая модель обучения в специальных (коррекционных)

общеобразовательных учреждениях VIII вида/ Под ред. А.М.

Щербаковой. Кн.1,2. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

12.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред.

В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

13.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых

школьников. М., 2002.

14.Перова М.Н. Методика обучения элементам геометрии в специальной

(коррекционной) школе VIII вида. М.: Классик Стиль, 2005.

15.Перова М.Н, методика преподавания математики в специальной

(коррекционной) школе VIII вида. М.: Владос, 2001.

16.Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

17.Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. М.:

Учебная литература, 1997.

18.Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. М.,

2002.

19.Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов

вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»

    Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Методические рекомендации по обучению детей с ЗПР учителем начальных классов в общеобразовательной школе.

Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) учителем начальных классов в общеобразовательной школе, адресованы учителям начальной школы, у которых в массо...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПМПК.

Выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ непросто. Такие дети нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения,  воспитания...

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...

Рекомендации логопеда для учащихся с легкой умственной отсталостью

В настоящее время   значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. Всё больше с...