«Методы и приемы преодоления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В учреждения для детей – сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей, поступают дети, переживающие кризисную ситуацию, которые как никто другой нуждаются в психологической помощи. У таких детей наблюдаются проблемы со сном, различные страхи и фобии. Последствия всего этого могут быть очень серьезными: депрессия, апатия, агрессивное поведение и прочее. Подростки, например, именно в эти моменты могут пристраститься к алкоголю или наркотикам.
Что же делать, если ребенок чего-то боится, и это мешает жить ему и окружающим?
Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое страх, откуда и почему он появляется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._chas_strahi.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»
(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Методы и приемы преодоления страхов
у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Составитель:
М.Н. Ковченова
Прокопьевск 2019
Введение
В учреждения для детей – сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей, поступают дети, переживающие кризисную ситуацию, которые как никто другой нуждаются в психологической помощи. У таких детей наблюдаются проблемы со сном, различные страхи и фобии. Последствия всего этого могут быть очень серьезными: депрессия, апатия, агрессивное поведение и прочее. Подростки, например, именно в эти моменты могут пристраститься к алкоголю или наркотикам.
Что же делать, если ребенок чего-то боится, и это мешает жить ему и окружающим?
Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое страх, откуда и почему он появляется.
Что такое страх
В психологической литературе страх рассматривается как эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой ситуации. При этом человек ведет себя либо стенически, либо астенически. В первом случае он проявляет невероятную активность, например, убегает со скоростью, которой позавидовал бы спринтер-чемпион, или одним махом перепрыгивает через высоченный забор, или вступает в схватку с предметом страха, демонстрируя неожиданную силу. Во втором случае человек просто цепенеет, теряя вообще способность к активности.
Причины возникновения детских страхов
- Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребенку постоянно грозит опасность. А ведь он должен много видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться решать свои проблемы, понимать себя и других.
- Кроме того, некоторые люди считают позволительным запугивать детей, лишь бы добиться от них послушания. Речь таких взрослых зачастую изобилует словесными конструкциями, содержащими в категоричной форме информацию о том, что последует, если… («Иди сюда, а то тетя заберет!»; «Не будешь слушаться, вон тот дядя в портфель посадит!»). Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряжения, тревоги и страха. Например, какой-нибудь жизненный эпизод, который при правильном отношении прошел бы бесследно, превращается взрослыми в грозное событие и поэтому может иметь тяжелые последствия для ребенка.
- Чувство страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встречи ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающей страх, бывает необычное изменение знакомого лица (когда, например, лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т.д.). В необычной, неопределенной ситуации ребенка очень часто охватывает сильное волнение. Типичен в этом отношении страх темноты. Он объясняется в большей мере тем, что темнота скрывает все знакомые предметы и каждый незначительный шум кажется необычным. Если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его.
Какие бывают страхи
Все страхи можно условно разделить на семь групп:
- «Медицинские» (боли, уколов, крови, врачей и болезней);
- Страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны);
- Страхи смерти себя и родителей;
- Страхи животных и сказочных персонажей;
- Страхи перед сном, страхи кошмарных снов и темноты;
- Социально опосредованные страхи (людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества)
- «Пространственные» страхи (высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства).
Рассмотрим подробнее страхи, характерные для того или иного возраста.
Младший дошкольный возраст (до 3 лет). Типичными для данного возраста являются страхи высоты, крови, уколов, боли, неожиданных звуков и сказочных персонажей (особенно Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея и Волка). Все эти сказочные образы могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Также для младших дошкольников характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст (4 – 6 лет). Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием – возросшим пониманием опасности. Связующим звеном страхов у старших дошкольников является страх смерти, который тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, пожара и войны. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей, появлением в темноте и снах чудовищ.
Младший школьный возраст. Ведущий в данном возрасте страх – несоответствия социальным ожиданиям и требованиям ближайшего окружения (родителей, учителей, сверстников). Основные проблемы младших школьников могут быть определены в целом как школьная фобия. Это целый комплекс страхов: перед посещением школы, боязнь учителя, плохой отметки, боязнь отвечать, боязнь вопроса, на который не знает ответа, боязнь пропустить школу и отстать в учебе от сверстников. Кроме этого еще достаточно сильными в этом возрасте является страх смерти и, как следствие, страхи нападения, пожара и войны.
Подростковый возраст. В данном возрасте появляются социально обусловленный страх быть отвергнутым, изгнанным из коллектива сверстников, страх сделать что-то не так хорошо, как это надо сделать, не соответствовать общепринятым нормам. Эти страхи свидетельствуют, прежде всего, о неуверенности в себе, о существовании какой-либо опасности (возможно, вымышленной), гиперответственности и гиперсоциализации, повышенной эмоциональности, ранимости и о сильно развитом честолюбии.
Рассмотрев теоретическую часть проблемы, обратимся к вопросу об организации и проведении взрослыми занятий, направленных на преодоление страхов.
Как организовать и провести
занятие с ребенком
1. Занятия с детьми, испытывающими чувство страха, состоят из двух этапов:
- упражнения на снятие физического напряжения;
- упражнения на преодоления страха.
Это обусловлено тем, что у ребенка, испытывающего страх, наблюдаются симптомы перенапряжения психофизиологических функций организма: внутри все холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Ребенок совершает много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Поэтому начинать занятия по преодолению страхов необходимо с упражнений на снятие мышечного напряжения у ребенка.
2. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, т.к. мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
- Иногда бывает так, что ребенок отказывается от лепки или рисования своего страха, объясняя это тем, что у него не получится. В этом случае скажите ему: «Ты еще даже не попробовал, а уже говоришь, что не получится! Откуда ты знаешь? Никто не знает, каким должен быть этот страх. Ведь это твой страх, значит, только ты можешь знать, какой он. Ты попробуй, начни!». И дальше по ходу работы необходимо постоянно хвалить то, что у ребенка получается. После того, как он закончит, вы обязаны отметить, какой ребенок молодец и как здорово он сегодня поработал.
- Бывают случаи, когда ребенок сразу говорит, что он ничего не боится (но вы-то знаете, что это не так). Тогда вам надо предложить ему это задание в другом виде: «Конечно, я знаю, какой (ая) ты у меня бесстрашный (ая)! А может быть, ты слепишь или нарисуешь просто что-нибудь страшное. Не то, чего ты боишься, а просто страшное». И не забудьте обязательно похвалить ребенка за то, что он взялся за такую непростую работу и сделал ее очень хорошо.
- Мы уже упоминали, что основной причиной возникновения страхов у детей является наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с самим ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Поэтому, Уважаемые Взрослые, научитесь, пожалуйста, контролировать свою речь, не запугивайте детей!
- Всякий раз, когда это возможно, давайте ребенку действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что Вы не собираетесь перекидывать на его плечи заботу о его собственной безопасности, что Вы всегда будете о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам.
- Ни в коем случае не смейтесь и не упрекайте ребенка, если он чего-то боится. Высказываниями типа «Ты что маленький (ая) что ли?», «Не смеши меня, этого не могут бояться нормальные дети» вы только отдалите ребенка от себя, потеряете его доверие, но и не избавите от страха. Помните, что именно сейчас ему как никогда нужна ваша поддержка и помощь.
- Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, поиграйте с ним в игры, лучше, если помогать вам станут его сверстники и близкие ребенку люди.
Метод быстрого снятия
сильного физического напряжения
Предложенный метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению является патология соответствующих органов, болезни костно-мышечной системы.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомни те ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1—2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Далее перейдем к рассмотрению приемов, направленных на преодоление страхов.
Приемы преодоления страхов
Игра «Жмурки»
(для детей с 4 лет)
Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!». Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.
Предостережение. Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.
Игра «Качели»
(для детей с 4 лет)
В упражнении могут участвовать ребенок и воспитатель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.
Предупреждение. Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.
Затем участники меняются местами.
Игра «Медвежонок»
(для детей с 4 лет)
Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно движутся к центру круга:
Медвежонок, медвежонок
Спит в своей берлоге.
Хоть он не опасен,
Будьте осторожны:
Вы такому шалуну
Не верьте никогда.
«Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.
Игра «Слепи свой страх»
(для детей с 5 лет)
Этот метод был предложен А.Л. Венгером для коррекции эмоционального состояния детей после землетрясения в Армении и проверен в ходе эксперимента. Этот способ очень эффективен, когда предмет страха конкретен (Баба Яга, бомба, темнота, землетрясение).
Для работы вам потребуется коробка разноцветного пластилина и дощечка, на ребенке должна быть одежда, которую не жалко испачкать. Вы говорите ребенку таинственным голосом: «Скажи, ты чего-нибудь боишься?», выслушиваете ответ. Далее еще более таинственно предлагаете: «А хочешь научиться ничего не бояться? Я вчера разговаривала с волшебником, и он научил меня. Хочешь, я теперь тебя научу? Для этого надо слепить свой страх», – вы даете ребенку коробку с пластилином.
По ходу лепки желательно эмоционально восхищаться работой ребенка: «Какой у тебя замечательный страх! Ох! Какой ужасный! Я его уже боюсь. Ой, мне страшно! Еще страшнее». После окончания работы обязательно похвалите полученное изделие: «Отлично! Ужасно страшный!», а затем скажите: «А теперь, чтобы этот страх больше никого не пугал, надо его сломать, уничтожить!» Ребенок сминает в один комок то, что он только что слепил.
По ходу уничтожения, для усиления эффекта надо говорить: «Так ему, так! Сильнее, еще сильнее! Чтобы никогда больше никого не пугал, еще, еще». После окончания этого процесса вы радостно говорите: «А теперь из этого куска надо слепить что-то очень хорошее. Слепи что-нибудь хорошее». На этом работа заканчивается, а полученное изделие ставится на полочку.
Игра «Нарисуй свой страх, победи его»
(для детей с 5 лет)
Эта методика была описана А.И. Захаровым.
До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим белый лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем для «уничтожения» страха можно воспользоваться следующими приемами:
- Прием разрезания страха. Возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
- Прием утопления страха. После рисования страха на лист выливается небольшое количество воды, после чего страх просто смывается – «пусть страх утонет». Замечание. Повторите упражнение через 1—2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».
- Прием оглушения страха. После рисования страхов из листочка делается дудочка, в которую необходимо подуть изо всей силы – «тогда страх оглохнет и перестанет быть страшным».
- Прием снижения опасности. В ходе рисования придумывается способ, как понизить степень опасности предмета. Так, страшное животное можно посадить в клетку: она рисуется сверху, после того, как нарисовано само животное. К темноте, которую изобразил ребенок, можно пририсовать светящуюся лампочку. Если изображена вода – надувную или деревянную игрушку либо нарисовать дно и показать, что там мелко, и т.д.
- Прием создания «Дерева счастья» и «Башни радости». Страшные, грустные рисунки превращаются в творческие, счастливые композиции «Дерево счастья» и «Башня радости». Уникальность этого приема заключается в том, что ребенок сознательно совершает превращение страха в радость, после которого у него остается материальное подтверждение этого превращения – Дерево счастья или Башни радости. А, как известно, с доказательствами не поспоришь…
Перед конструированием важно рассказать ребенку о том, что по психологическому закону страх исчезает, если мы нарисуем его, а затем совершим определенные действия с рисунком, например, превратим в Дерево счастья.
Для создания композиции «Дерево счастья» необходимы два рисунка со страхами. Технология изготовления:
- Один листочек сворачивается в трубочку страхами внутрь – это будет ствол дерева.
- Ствол расписывается всевозможными «радостями» – тем, что ее символизирует: улыбки, солнышки, мордашки, сердечки и т.д.
- Верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 2 см от верха. Бахрома должна быть крупной – в дальнейшем к ней будут крепиться листочки Дерева счастья.
- Второй страшный рисунок складывается в несколько раз, и из него вырезаются листочки.
- Листочки также расписываются «радостями».
- Листочки крепятся к бахроме ствола.
Башня радости – это дополнение к Дереву счастья. Она выполняется из обрезков страшного, грустного рисунка, из которого делали листочки для дерева. Технология изготовления:
- Из обрезков вырезается большой квадрат.
- Квадрат сворачивается в цилиндр – это и будет стеной Башни радости.
- Стена расписывается «радостями».
- Для изготовления крыши есть два варианта:
- просто подбирается подходящий обрезок, который можно зафиксировать на стене башни;
- крыша вырезается из обрезков в соответствии с замыслом автора.
- На крыше Башни радости рисуется огромная улыбающаяся мордашка.
- Все части соединяются вместе.
Так и получаются замечательные композиции – Дерево счастья и Башня радости, изготовление которых позволяет быстро избавить детей от всяких страхов, тревог, «грустей».
Игра «Мышь и мышеловка»
(для детей с 5 лет)
Необходимое количество играющих 5 – 6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (может быть сеть). Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации. Предупреждение:
1. Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.
2. Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».
Игра «Найди смешное»
(для детей с 5 лет)
Эта игра используется для того, чтобы изменить отношение ребенка к сказочному персонажу, которого он боится. Например: «Давай подумаем, сколько у Змея Горыныча голов? Девять! А сколько в них зубов? А теперь представь, что все заболели! Ну как? Жалко его бедного. Одна Баба Яга – страшно. А десять? Ты подумай! Они же все передерутся!»
Игра «Расскажи свой страх»
(для детей с 5 лет)
Минимальное количество участников — 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.
Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.
Предостережение. Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все детские страхи: темноты, одиночества, смерти, людей, животных, злых сказочных героев и т. д.
Игра «Маски»
(для детей с 6 лет)
Минимальное количество участников — 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать,
Совет. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.
Игра «Рыбаки и рыбка»
(для детей с 6 лет)
Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6. Два участника — рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки — это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, но знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают её по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза. Предупреждение. Движения сети должны быть в меру агрессивными.
Игра «Неваляшка»
(для детей с 6 лет)
Необходимое количество участников – трое. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоят третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.
Предупреждение. Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.
Методика эмотивного воображения
(для детей с 7 лет)
- Составьте вместе с ребенком иерархию ситуаций, вызывающих тревогу и страх. Например, «боюсь пропустить школу, получить не ту отметку, чего-то не знать, сразу не ответить, все будут смеяться надо мной, учительница будет недовольна мной, мама и папа не будут меня любить».
- Выберите любимых героев, с которыми ребенок себя частично идентифицирует.
- Представьте этих героев в ситуации школы: ребенок представляет и рассказывает, как они пошли в школу, что с ними там происходило. При этом необходимо, чтобы воображаемые ситуации были достаточно реальны и близки ребенку.
- После достаточной вовлеченности ребенка в игру постепенно вводите ситуации, вызывавшие страх. Например, Барби заболела и не пошла в школу. Что она чувствует? Что скажет ей мама? Позвонят ли подружки? Будут ли ей рады в школе, когда она поправиться? Что она делает дома?
- Отрабатывайте каждую ситуацию очень подробно, пока не исчезнут признаки тревоги.
Прием аутотренинга
С помощью данного приема можно научить управлять своим эмоциональным состоянием, приучить ребенка с внимание относиться к самому себе и своему внутреннему состоянию, ненавязчиво, в игровой форме научить его произнесению определенных фраз.
Для игры понадобится объемная игрушка в виде сердца с ручками и кармашком, изготовленная из мягкой ткани, приятная на ощупь, либо любая другая игрушка с кармашком. В карман кладутся небольшие тексты или записки с психологическими установками. В моменты, угрожающие спокойствию и хорошему настроению, ребенок достает из заветного кармана бумажку и вслух проговаривает сам себе то, что в ней написано. Тексты аутотренинга могут быть различными, лишь бы они несли в себе заряд бодрости, веру в лучшее, любовь и желание жить. Например:
|
|
Список
используемой литературы
- Баранов В. Синтетический метод. Школьный психолог. – 2004, №29. – С. 2 – 5.
- Баранов В. Синтетический метод. Школьный психолог. – 2004, №30. – С. 6 – 7.
- Болсуновская Н., Соколова А. Настины приемы. Школьный психолог. – 2005, №4. – С. 14 – 15.
- Бурмистрова Е. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения. Школьный психолог. – 2004, №37. – С. 10.
- Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий. Школьный психолог. – 2004, №8. – С. 9.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.:ЭКСМО – Пресс, 2000. – 448 с.
- Климакова Ю. Игра с огнем. Школьный психолог. – 2004, №19. – С. 22 – 24.
- Климакова Ю. Не бойся страшного. Школьный психолог. – 2004, №8. – С. 12 – 15.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.
- Макеева Е. Как бьется твое сердце. Школьный психолог. – 2005, №4. – С. 16.
- Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология. – М.: Сфера, 2002. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....
Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Представляемая модель развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...
Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Методическое пособие создано в помощь педагогам, занимающимся проблемами профилактики дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного и младшего школьного возраста...
Анкета для родителей и их детей дошкольного и младшего школьного возраста "Опросник Мойдодыра"
Увважаемы родители дошколят и ребят младшего школьного возраста! Хотите проверить обладают ли Ваши дети навыками гигиены. Предложите им заполнить анкету "Опросник Мойдодыра". Рекомендуется обсудить по...
Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причины, приемы и методы.
Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или н...
Средства и методы преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Статья об опыте преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика
Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика. — Текст : непос...