Презентация: «Психо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (1 класс)

Презентация: «Психо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

Каков же он, старший дошкольник, что от него можно и нужно требовать? В какой форме? Что можно простить, зная его возрастные особенности, чего терпеливо добиваться, применяя разные методы и приемы?

Зная о психофизиологическом развитии детей старшего дошкольного возраста, мы можем решать более сложные воспитательные задачи -- развивать познавательный интерес, способность преодолевать трудности, самостоятельно, добросовестно выполнять поручения и свои обязанности, сдерживать эмоции, стараться поступать хорошо и др. Вместе с тем к ребенку этого возраста нельзя быть столь же требовательным, как к взрослому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiho_-_fiziologicheskie_osobennosti.pptx189.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психо -физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста Автор : Засядько Валентина Константиновна ГБОУ Школа № 1056

Слайд 2

ПЛАН 1. Дошкольное детство. 2. Общая характеристика физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. 3. Особенности психофизиологии потребностной сферы. эмоционально- 4. Особенности личностной сферы дошкольника. 5. Методы изучения психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. • Вывод

Слайд 3

Согласно периодизации Выготского и Эльконина Дошкольный период приходится на возраст с 3 до 6/7лет 4. 1. Дошкольный возраст.

Слайд 4

1. Дошкольный возраст. • В это время происходит развитие психических процессов – мышления, воображения, восприятия речи, памяти и т.д. Происходит формирование детской личности. • В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. • В данном периоде психическое развитие осуществляется двумя основными путями: 1. Продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе. 2. Появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми.

Слайд 5

2. Общая характеристика физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. • Физическое развитие. Происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система. • Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых, но ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

Слайд 6

• Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь внешне, т. к. у каждого должна быть своя игрушка. • В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению. • В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.

Слайд 7

Кризис 7 лет. • Возникает, когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст. В этот период у ребёнка начинает формироваться социальное «Я». Л. С. Выготский отмечает, что ребенок, вступая в кризис семи лет, утрачивает наивность и непосредственность. • Он связан с появлением нового, системного новообразования, внутренней позиции, которая выражает новый уровень самосознания и рефлексию ребёнка.

Слайд 8

Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины.

Слайд 9

2. Характеристика познавательной деятельности дошкольников. • Восприятие. Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения. Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми. • Внимание. Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.

Слайд 10

• Память. Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее. • Мышление. Происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в 6летнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования , схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.

Слайд 11

• Воображение. Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения. • Речь. Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.

Слайд 12

3. Особенности психофизиологии эмоционально- потребностной сферы. 3. Особенности психофизиологии эмоциональнопотребностной сферы. • Одной из ведущих потребностей дошкольника является потребность в эмоциональном благополучии – в ласке, защите, внимании и уважении. • Эмоциональная сфера в дошкольном возрасте является важной составной частью в развитии дошкольников, так как никакое общение или взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны воспринимать эмоциональное состояние другого и контролировать своими эмоциями. • Ребенок начинает радоваться и огорчаться не только из-за того, что он делает, но и по поводу того, что ему еще ожидается сделать. Переживания приобретают глубокий и сложный смысл.

Слайд 13

4. Особенности личностной сферы дошкольника. Личностные особенности детей 3 – 4 лет • Появляется чувство вины, сопереживание, конфликтует со взрослыми, неумение объяснить мотивы действий и поступков, отсутствие нравственных мотивов, взрослый интересен как источник способов деятельности, сверстник малоинтересен, начинает формироваться понятия «хорошо», «плохо» , выполняет правила обращения с игрушками, знает свое имя, фамилию, возраст, может пожалеть сверстника, помочь ему, поделиться игрушкой, отделяет себя от взрослого, не знает о себе и своих качествах. Личностные особенности детей 4 - 5 лет • Проявляет привязанность к сверстникам, развито чувство стыда, появление нравственных мотивов, формируются представления об особенностях полового поведения, слушает мнения других людей, стремится действовать соответственно своему полу.

Слайд 14

Личностные особенности детей 5 – 6 лет • Развиваются эстетические переживания, согласовывает в игре свои действия с другими, оказывая им помощь, способность объяснить, почему поступил так, а не иначе, познавательные мотивы неустойчивы и ситуативны , развитие чувства дружбы со сверстниками, любви и уважения к старшим, поведение становится более сдержанным, проявляет заботу о близких людях, замечает заботу о себе, оценивает других лучше, чем себя, начало осознания своих недостатков. Личностные особенности детей 6 - 7 лет • Умеет сдерживать импульсивные реакции, четко исполняет роль в игре, мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, сознательное выполнение правил, основанное на их понимании, возможна взаимопомощь, взаимоответственность, старается оценить себя более правильно, проявляется стремление к самоутверждению.

Слайд 15

5. Методы изучения психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. • Метод регистрации электроэнцефалограммы - суммарной электрической активности, отводимой с поверхности головы, рассматривается как наиболее распространенный и адекватный для изучения нейрофизиологических основ психической деятельности. • Вызванные потенциалы - тип суммарной электрической активности, возникающий в ответ на внешние воздействия, отражает изменения функциональной активности областей коры, осуществляющих прием и обработку поступающей информации. • Компьютерная томография - основана на использовании новейших технических методов и вычислительной техники, позволяющих получить изображений одной и той же структуры и ее объемное изображение. множество • Ядерно-магнитно-резонансная томография - метод основан на получении изображения, отражающего распределение плотности ядер водорода , при помощи электромагнитов, расположенных вокруг головы человека.

Слайд 16

Вывод. • В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. • Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Слайд 17

• В дошкольном возрасте развиваются такие психические функции как восприятие, память, мышление. Происходит овладение речью. • Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Изменяется структура эмоциональных процессов. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. • Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к школьному периоду развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Зеленые растения - дивный наряд Земли"

В данной презентации представлены фотографии разнообразных растений, растущих в различных уголках Земли....

Дистанционное обучение. Презентация диагностической программы: "Экспресс-диагностика: Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-х классов образовательных учреждений.

В данной диагностической программе  соединены обследования речевых и психических функций, что дает ускорение процесса обследования, удобство использования как логопедами, так и учителями начальны...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....

Особенности формирования позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению

Особенности формирования позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению...

Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

 Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию инто...