Программа «По ступенькам творчества» (Развитие творческих способностей у детей 6 — 11 лет)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«По ступенькам творчества»
(Развитие творческих способностей у детей 6 — 11 лет)
Автор - составитель: А.А. Лабуткина
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Цель программы:
- развитие творческих способностей у школьников.
Задачи:
-познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
-обучить различным приемам работы с бумагой;
- повысить уровень внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- повысить уровень развития мелкой моторики рук и глазомера;
-развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
-развить коммуникативные способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_-_po_stupenkam_tvorchestva.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«По ступенькам творчества»
(Развитие творческих способностей у детей 6 — 11 лет)
Автор - составитель: А.А. Лабуткина
Гаврилов-Ям, 2021
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Данный курс развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Цель программы:
- развитие творческих способностей у школьников.
Задачи:
-познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
-обучить различным приемам работы с бумагой;
- повысить уровень внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- повысить уровень развития мелкой моторики рук и глазомера;
-развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
-развить коммуникативные способности детей.
Организационно-педагогические условия
Форма проведения занятий: групповая.
Роль педагога-психолога: ведущий.
Контингент: дети возраста 6 - 11 лет.
Количество занятий: 14.
Частота проведения:1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 1 кл — 30 мин; 2 - 4 кл - 45 минут.
Количество учащихся: Данная программа может проводиться с группой учащихся от 6 человек. В условиях общеобразовательной школы может проводиться с целым классом (до 30 человек).
Программа состоит из 2-х блоков: первый блок рассчитан на учащихся 1 – 2 классов (количество занятий - 14), второй блок на учащихся 3-4 классов(количество занятий - 14).
Для реализации данной программы необходимо помещение, оборудованное партами (столами) и стульями. Это может быть учебный класс.
Оборудование
Для эффективной реализации программы необходимы следующие материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши. Так же необходима школьная доска.
Методы диагностики
Для учащихся 1 – 2 классов:
- Методика «Склонность к творчеству»;
-Методика «Езда по дорожкам»;
- Методика «Домик»;
- Методика «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского.
Для учащихся 3 – 4 классов:
- Методика «Ваш творческий потенциал»;
- Опросник Г. Дэвиса;
- Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления
- Методика «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского.
Диагностика проводится в начале реализации программы и по её завершению.
Программа состоит:
1.Основная структура занятий
2.Ожидаемые результаты
3.Перспективное планирование для учащихся 1-2 классов
4.Перспективное планированиедля учащихся 3-4 классов
5. Библиография
Основная структура занятий
Вводная часть.
Приветствие. Создание благоприятной атмосферы. Эмоциональный настрой на работу: психологические игры.
Основная часть.
Знакомство детей с темой занятия. Создание творческой атмосферы. Вовлечение детей в игровую деятельность, с целью расширения кругозора и коммуникативных способностей.
Непосредственное выполнение творчского задания, с целью развития творческих способностейи мелкой моторики рук.
Завершающий этап.
Отслеживание настроения детей в конце занятий. Анализ группового взаимодействия через высказывание детей.
Условия эффективности работы:
- Создание атмосферы доброжелательности, доверия, тепла, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка – на успех у каждого ребенка.
- Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей.
- Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
- Поощрение и поддержка каждого ребенка. Помощь в выполнении задания при необходимости.
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий ожидается:
- Повышение уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста;
- Повышение уровня развития творческих способностей;
- Приобретение умений работать с бумагой в различных техниках;
- Повышение уровня развития мелкой моторики рук;
- Повышение уровня развития коммуникативных способностей детей.
Учебно — тематический план занятий для 1 – 2 классов.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Знакомство. Диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, результаты диагностики |
2 | «Точка к точке» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
3 | Пальчиковая кукла «Свинка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
4 | «Лиса» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
5 | «Рисуем по - точкам» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
6 | «Бабочка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
7 | «Красочные картинки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
8 | «Зайчик» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
9 | «Путаница» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
10 | «Штрихи» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
11 | «Жар - птица» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
12 | «Кошка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
13 | «Лягушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
14 | Диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, результаты диагностики |
ИТОГО: | 14 | 7 | 7 |
Учебно — тематический план занятий для 3 – 4 классов.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Знакомство. Диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, результаты диагностики |
2 | «Точка к точке» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
3 | Пальчиковая кукла «Лошадка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
4 | Рисунок по клеточкам | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
5 | «Лиса» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
6 | «А если вообразить…» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
7 | «Рисуем по - точкам» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
8 | «Лягушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
9 | «Необычные фигурки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
10 | «Красочные картинки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
11 | «Поиски необычного» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
12 | «Сова» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
13 | «Сказочная страна» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, анализ |
14 | Диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа практические занятия | Наблюдение, результаты диагностики |
ИТОГО: | 14 | 7 | 7 |
Библиография
1. Аванесов В.С. Социологические тесты. М., 1982.
2. Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития, 2008.
3. Изучение личности школьника учителем (Под ред. З. И. Васильевой и др. М., 1991.)
4. Крутецкий В. А. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ. М.: Просвещение, 1986.
5. Макарова Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002.
6. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.
8. Психологическая готовность к школе. — 4-е изд., перераб. и дополн.— Спб.: Питер, Серия «Учебное пособие», 2004.
9. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992 .
10. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М: Академия, 1996.
11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты С.- Пб. 2002.
12. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. С. – Пб. 2002.
13. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический Проект, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
одаренные дети...
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
Выявление способностей обучающихся продиктовано главным принципом: каждый ребенок талантлив и талант может проявиться не сразу! Программа содержит комплекс методик для выявления способностей....
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ
9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....
Программа по развитию творческих способностей для детей с ОВЗ в условиях надомного обучения
Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры р...
"Декоративно-прикладное творчетво, как средство развития творческих способностей у детей 1-2 классов на занятиях в кружке "Творческая мастерская"
Развитие творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики и определяет задачу - воспитание в деталях творческой интеграции окружающего мира, самостоятельнос...
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на музыкальных занятиях
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста....
Педагогический проект«Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»
Педагогический Проект «Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»...