Коррекционно – развивающая программа групповых занятий с обучающимися, имеющими трудности в обучении 1-6 класс
рабочая программа
Программа коррекционной работы направлена также на разрешение таких проблем, возникающих в процессе образования школьников, как несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме, низкий уровень готовности к систематическому обучению, низкая познавательная и учебная мотивация, негативные тенденции личностного развития, эмоциональные нарушения поведения; дезадаптация в школе; неуспеваемость и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekts.razviv.programma_1-6_kl.docx | 71.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кильмезская средняя общеобразовательная школа
Утверждена директором школы «___»августа 2021 года Директор школы _________О.Н.Берестова |
|
|
«Психологическое развитие»
Коррекционно – развивающая программа групповых занятий
с обучающимися, имеющими трудности в обучении
для 1-4, 5-6 классов
на 2021 - 2022 учебный год
Количество часов: 34
Педагог-психолог: Борисова Ольга Афанасьевна
Пояснительная записка
Коррекционно – развивающая программа «Психологическое развитие» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утверждённой приказом 28/5 от 23.05.2016 г.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утверждённой приказом 28/5 от 23.05.2016 г.
Учебно – тематическое планирование разработано на основании методического пособия:
- Программа коррекционной работы в школе : Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.
- Психологической программы развития когнитивной сферы учащихся Н.П.Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» - М.: «Ось - 89», 2006.
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы 5, 6 классов, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы направлена также на разрешение таких проблем, возникающих в процессе образования школьников, как несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме, низкий уровень готовности к систематическому обучению, низкая познавательная и учебная мотивация, негативные тенденции личностного развития, эмоциональные нарушения поведения; дезадаптация в школе; неуспеваемость и другие.
Цель:
- создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной, адаптированной образовательной программ всеми обучающимися, в том числе детьми с ЗПР, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуальные, групповые формы занятий с педагогом - психологом.
Задачи:
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
- Определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
- Создание индивидуальных условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы начального общего, основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
- Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных занятий для детей с нарушением в физическом и (или) психическом развитии.
- Обеспечение возможности обучения и воспитания по индивидуальной коррекционно – развивающей программе для получения дополнительных образовательных коррекционных услуг.
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ЗПР.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основные задачи и содержание образования на каждом уровне формируются исходя из психологических характеристик учащегося данного возраста
Начальная ступень обучения:
- первоначальное становление личности ребенка, выявление и развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся, их способностей;
- формирование универсальных учебных действий, направленных на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, развитие познавательных интересов учащихся,
- овладение простейшими навыками самоконтроля за учебной деятельностью, умения включаться в задание, сохранять задачу, планировать и контролировать свои действия, действовать по правилу;
- формирование положительного отношения к учению (мотивационная готовность);
- овладение учащимися доступными им способами и навыками учебной деятельности;
- воспитание коммуникативной культуры, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- освоение федеральных государственных образовательных стандартов.
Основное общее образование (5-6 классы):
- достижение выпускниками 5 – 5 классов уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе как по математическому и естественно-научному, так и по социально-культурному направлениям;
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности; организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся, направленной на дальнейшее развитие личности учащегося, его индивидуальных возможностей и интересов, способности к социальному определению;
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.
Ожидаемые конечные результаты Программы:
- Обеспечение базового уровня образования для обучающихся, имеющих трудности в освоении ООП НОО, для обучающихся с ЗПР.
Содержание программы разрабатывалось на основе принципов:
- гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная на субъект - субъектных отношениях);
- природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья; формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
- культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);
- эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения; формирование социально-бытовых умений и навыков);
- сотрудничества с родителями.
Данная коррекционно – развивающая программа составлена для детей, имеющих трудности в усвоении школьных дисциплин, связанных:
- с проблемами здоровья обучающихся (дети с ОВЗ);
- с недостаточным развитием психических процессов личности школьника (памяти, внимания, логического мышления);
- с низкой мотивацией обучения;
Все занятия ориентированы на следующие направления:
- Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза для каждого следующего занятия;
- Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
- Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:
Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
- обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование чувства ритма;
- создание условий для полноценного межличностного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.
Целенаправленное формирование высших психических функций:
- развитие сенсорно - перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей.
- Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:
- целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности.
- Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- преодоление негативных качеств формирующего характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
- Преодоление недостатков в речевом развитии:
- целенаправленное формирование функций речи;
- особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи;
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
- одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения.
- Формирование коммуникативной деятельности:
- обеспечение эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
- формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Коррекционно – развивающая программа подразумевает смысловые этапы работы:
1. Вводный этап и начало реализации программы (Введение, диагностическое изучение ребенка).
2. Основной этап развития:
- Развитие высших психических функций.
- Коррекция и развитие пространственных ориентаций.
- Коррекция двигательной активности.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие умения программировать, контролировать результаты своей деятельности.
- Развитие предметно-практической деятельности.
- Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
- Произвольная регуляция поведения.
- Обучение навыкам бесконфликтного общения.
- Формирование и развитие связной речи.
- Развитие словесной регуляции.
- Формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников. Занятия основного этапа разработаны на основе рекомендаций:
- Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
- Уроки психологического развития в 1 классе (30 занятий)
- Уроки психологического развития во 2 классе (30 занятий)
- Уроки психологического развития в 3 классе (30 занятий)
- Уроки психологического развития в 4 классе (30 занятий)
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 5 – е изд., стер. – М.: «Ось – 89», 2011.
3. Заключительный этап (Итоговая диагностика, анализ диагностических данных, выводы и планирование работы на следующий учебный год).
В течение всего учебного года идёт и работа с родителями, которая включает в себя:
- Анкетирование родителей после проведенных занятий с целью анализа достигнутой цели и оценки эффективности программы самим специалистом.
- Консультирование родителей (рекомендации родителям/педагогам).
- Прогнозирование следующего года обучения ребёнка.
Согласно календарного учебного графика, программа рассчитана на учебный год: 35 учебных недель, по 1 часу в неделю, 35 часов. Формы занятий: групповые (по 3 – 5 человек одного возраста, согласно списка, составленного по заявлениям родителей обучающихся МБОУ «Масальская СОШ», МБОУ «Второкаменская СОШ); занятие ориентированы на общение в группе сверстников.
Реализация программы предусматривает повышение мотивации учебной деятельности каждого обучающегося на основе благополучного развития психического и психосоматического здоровья современных детей; успешной адаптации школьников в образовательном пространстве, овладения навыками позитивного поведения, конструктивного общения.
Учебно - тематическое планирование занятий
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Содержание, методики | Примечание |
Диагностический блок. 2 часа (в начале года) | ||||
1. | Диагностика познавательных процессов. | 1 | Проба О.М. Дьяченко «Художник», методика «Завершение рассказа». | 08.09 |
2. | Диагностика эмоционально-личностной | 1 | Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс». | 15.09 |
Профилактика школьной дезаптации. 6 часов. | ||||
3. | Обучение эффективным способам общения. | 1 | Игры и упражнения: «Улыбка», «Объятия», «Кошечка-собачка», «Теплый, как солнце». | 22.09 |
4. | Обучение эффективным способам общения. «Мои друзья» | 1 | 29.09 | |
5. | Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. | 1 | Игры: «Помоги человечкам найти свое лицо», «Фотография», «Рисуем вместе». | 06.09 |
6. | Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу | 1 | ||
7. | Формирование положительной школьной мотивации | 1 | Игры: «Чувство», «Волшебный мешочек». | |
8. | Формирование положительной школьной мотивации | 1 | ||
Коррекция познавательных процессов | ||||
1. Развитие произвольного внимания и поведения. 6 часов | ||||
9. | Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. | 1 | Игры: «Разведчики», «Запомни предметы» | |
10. | Коррекция, диагностика памяти. | 1 | ||
11. | Концентрация внимания. | 1 | Игры: «Определи Игрушку», «Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба». | |
12. | Саморегуляция и самоконтроль. | 1 | ||
13. | Тренировка объема, концентрации внимания. | 1 | ||
14. | Развитие умения действовать по инструкции. | 1 | ||
2. Развитие мнемических способностей. 4 часа | ||||
15. | Развитие механической зрительной и слуховой памяти | 1 | Игры и упражнения: «Имена», «Геометрические фигуры | |
16. | Память. Тренировка памяти. | 1 | ||
17. | Обучение способам эффективного запоминания. | 1 | Игры и упражнения: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова». | |
18. | Долговременная память. | 1 | ||
3. Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация. 8 часов | ||||
19. | Логическое и понятийное мышление. | 1 | Игры и упражнения: «Пять цыплят», «Кто что делает?», «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик?». | |
20. | Мышление. Развитие мышления. | 1 | ||
21. | Установление причинно-следственных отношений. | 1 | Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот». | |
22. | Сходства и различия. | 1 | ||
23. | Обобщение и нахождение противоположностей. | 1 | ||
24. | Обобщение и нахождение противоположностей. | 1 | ||
25. | Анализ, сравнение, классификация, обобщение. | 1 | Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки». | |
26. | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | 1 | ||
4.Развитие воображения, восприятия. 6 часов | ||||
27. | Развитие зрительного восприятия. | 1 | Игры «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек | |
28. | Развитие слухового восприятия. | 1 | ||
29. | Органы чувств и их участие в восприятии. | 1 | «Составь предмет», «Кляксы», «Необычные рисунки». | |
30. | Развитие творческого воображения | 1 | ||
31. | Творческие способности и задатки. | 1 | ||
32. | Способности и интересы. | 1 | ||
5.Диагностический блок. 3 часа (в конце года) | ||||
33. | Диагностика познавательных процессов (в конце года) | 1 | Проведение диагностического исследования. | |
34. | Диагностика эмоционально-личностной сферы (в конце года) | 1 | ||
35. | Самооценка личностных изменений. Подведение итогов года. | 1 | Самооценка. |
Учебно - тематическое планирование занятий
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Содержание, методики | Примечание |
Диагностический блок. 2 часа. (Начало года) | ||||
1. | Диагностика познавательных процессов. | 1 | Проба О.М. Дьяченко «Художник», методика «Завершение рассказа». | 07.09 |
2. | Диагностика эмоционально-личностной сферы. | 1 | Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс». | 14.09 |
Мотивация обучения младшего школьника. 4 часа. | ||||
3. | Формирование положительной школьной мотивации | 1 | Игры: «Чувство», «Волшебный мешочек». | 21.09 |
4. | Формирование положительной школьной мотивации | 1 | Методика М.Р.Гинзбурга | 28.09 |
5. | Мотивационная и волевая сфера личности. | 1 | Анкета «Познавательные потребности». | 05.09 |
6. | Мотивационная и волевая сфера личности. | 1 | Методика «Неоконченные предложения» | |
Коррекция познавательных процессов | ||||
1.Развитие произвольного внимания и памяти. 6 часов | ||||
7. | Внимание. Оценка свойств внимания второклассника. | 1 | Игры: «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Запретный номер». | |
8. | Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль. | 1 | ||
9. | Память. Виды, свойства памяти. | 1 | Игры: «Разведчики», «Запомни предметы» | |
10. | Увеличение объема внимания и кратковременной памяти | 1 | ||
11. | Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции. | 1 | «Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба». | |
12. | Тренировка в умении действовать по образцу. | 1 | ||
2. Развитие мнемических способностей. 4 часа | ||||
13. | Развитие механической, зрительной и слуховой памяти. | 1 | Игры и упражнения: «Имена», «Геометрические фигуры». | |
14. | Развитие механической, зрительной и слуховой памяти. | 1 | ||
15. | Обучение способам эффективного запоминания. | 1 | Игры и упражнения: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова». | |
16. | Тренировка памяти. Эффективные способы запоминания. | 1 | ||
3. Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация. 10 часов | ||||
17. | Логическое и понятийное мышление. | 1 | Игры и упражнения: «Пять цыплят», «Кто что делает?» | |
18. | Логическое и понятийное мышление. | 1 | ||
19. | Установление причинно-следственных отношений. | 1 | Игры и упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик». | |
20. | Установление причинно-следственных отношений. Тренировочные упражнения. | 1 | ||
21. | Установление причинно-следственных отношений. Тренировочные упражнения. | 1 | ||
22. | Обобщение и нахождение противоположностей. | 1 | Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот». | |
23. | Обобщение и нахождение противоположностей. | 1 | ||
24. | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | 1 | Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки». | |
25. | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | 1 | ||
26. | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | 1 | ||
4.Развитие воображения, восприятия. 4 часа. | ||||
27. | Развитие зрительного восприятия. | 1 | Игры «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек», | |
28. | Развитие, тренировка зрительного восприятия. | 1 | ||
29. | Развитие творческого воображения. | 1 | «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». | |
30. | Творческие способности и воображение. | 1 | ||
5.Учебные навыки младших школьников. 3 часа | ||||
31. | Диагностика сформированности учебных навыков и приёмов учебной деятельности. | 1 | Методики: «Домик», «Рисование по точкам» | |
32. | Тренировка устного чтения и чтения «про себя», навыков грамотного письма. | 1 | Игры: «Страна слов», «Путешествие в Страну гномов» | |
33. | Развитие математических навыков, формирование приёмов самоконтроля. | 1 | Упражнения: «Число – контролёр», «Сорбонки», «Помогалки». | |
6.Диагностический блок. 2 часа (в конце года) | ||||
34. | Диагностика познавательных процессов. | 1 | Проба О.М. Дьяченко «Художник», методика «Завершение рассказа». | |
35. | Диагностика эмоционально-личностной сферы. | 1 | Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс». |
Учебно - тематическое планирование занятий
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Содержание, методики | Примечание |
1. | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Интерес, позитивный эмоциональный фон. | 1 | Игры: «Объятия», «Кошечки – собачки». | 01.09 |
1.Внимание. 6 часов | ||||
2. | .Диагностика внимания. | 1 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, объёма, произвольности. | 08.09 |
3. | Произвольное внимание | 1 | Упражнения на развитие внимания:«Летает - не летает», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с ошибками», «Перепутанные буквы». | 15.09 |
4. | Устойчивость внимания | 1 | 22.09 | |
5. | Умение работать по инструкции | 1 | 29.09 | |
6. | Внимание и внимательность. | 1 | Тест «Корректурная проба» | 06.10 |
7. | Внимательность. | |||
2.Память. 6 часов | ||||
8. | Диагностика памяти. | 1 | Групповые методики диагностики разных видов памяти (запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение). | |
9. | Диагностика памяти. Анализ, самооценка результатов диагностики. | 1 | ||
10. | Зрительная память | 1 | Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем». Упражнения: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилий и др. | |
11. | Слуховая память | 1 | ||
12. | Осязательная память | 1 | ||
13. | Зрительно-моторная координация | 1 | ||
3.Мышление. 7 часов | ||||
14. | Диагностика мышления | 1 | Групповые методики диагностики мышления. | |
15. | Развитие наглядно-образного мышления | 1 | Игры (тренинг разных видов мышления):«Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай животное». | |
16. | Развитие словесно-логического мышления | 1 | ||
17. | Развитие словесно-логического мышления | 1 | ||
18. | Классификация и обобщение. | 1 | ||
19. | Развитие умения классифицировать | 1 | «Найди общие признаки». | |
20. | Развитие умения обобщать | 1 | Упражнения на выделение существенных признаков, обобщение, сравнение, классификацию | |
4.Зрительно-моторная координация. 6 часов | ||||
21. | Развитие пространственных представлений | 1 | Игры: «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции». | |
22. | Развитие мелкой моторики | 1 | Упражнения на развитие моторики (рисование петельками, штриховка, обведение контура без отрыва карандаша). | |
23. | Развитие мелкой моторики | 1 | ||
24. | Ориентировка на листе бумаги | 1 | Игра «Муха» на развитие ориентировки. Графические диктанты. | |
25. | Ориентировка на листе бумаги | 1 | ||
26. | Навыки самоконтроля | Методика опосредованного запоминания. | ||
5.Мотивационная и волевая сфера. 6 часов | ||||
27. | Диагностика мотивационной и волевой сферы. | 1 | Анкета «Изучение познавательных потребностей», Методика «Неоконченные предложения» А.Б.Орловой. | |
28. | Анализ диагностики мотивационной и волевой сферы, самооценка. | 1 | ||
29. | Развитие произвольности в действиях. | 1 | Рисование двумя руками одновременно. | |
30. | Работа по правилам | 1 | Графические диктанты. | |
31. | Навыки самоорганизации | 1 | Игры «Расшифруй слова», «Зашифруй текст», «Найди путь» | |
32. | Волевые качества младшего школьника, их оценка. | 1 | Признаки волевых качеств, самооценка. | |
Диагностический блок. 3 часа (в конце года) | ||||
33. | Итоговая диагностика памяти, внимания, мышления. | 1 | Диагностические материалы, таблицы. | |
34. | Диагностика эмоционально – волевой сферы. | 1 | ||
35. | Анализ диагностических материалов, самооценка. | 1 |
Учебно - тематическое планирование занятий
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Содержание, методики | Примечание |
1. | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. | 1 | Знакомство, психогимнастические игры и упражнения. | 05.09 |
Диагностический блок. 3 часа. (в начале года) | ||||
2. | Диагностика познавательных процессов. | 1 | Методика «Завершение рассказа», методика изучения уровня внимания. | 12.09 |
3. | Диагностика эмоционально- личностной сферы (в начале и в конце года) | 1 | Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс», социометрическая методика. | 19.09 |
4. | Анализ диагностических данных, самооценка, | 1 | 26.09 | |
Коррекция познавательных процессов | ||||
1. Развитие произвольного внимания и поведения. 4 часа | ||||
5. | Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль. | 1 | Игры: «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Запретный номер». | 03.09 |
6. | Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. | 1 | Игры: «Разведчики», «Запомни предметы» | |
7. | Тренировка объема, концентрации внимания. | 1 | Игры: «Определи Игрушку», «Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба». | |
8. | Развитие умения действовать по инструкции. | 1 | ||
2.Развитие мнемических способностей | ||||
9. | Развитие механической, зрительной и слуховой памяти. | 1 | Игры и упражнения: «Имена», «Геометрические фигуры». | |
10. | Развитие механической, зрительной и слуховой памяти. | 1 | ||
11. | Обучение способам эффективного запоминания. | 1 | Игры и упражнения: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова». | |
12. | Обучение способам эффективного запоминания. | 1 | ||
3.Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация. 8 часов | ||||
13. | Логическое и понятийное мышление. | 1 | Игры и упражнения: «Пять цыплят», «Кто что делает?», «Танграм», «Геометрические фигуры» | |
14. | Логическое и понятийное мышление. | 1 | ||
15. | Установление причинно-следственных отношений | 1 | Игры и упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик». | |
16. | Установление причинно-следственных отношений | 1 | ||
17. | Обобщение и нахождение противоположностей. | 1 | Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот». | |
18. | Обобщение и нахождение противоположностей. | 1 | ||
19. | Анализ, сравнение, классификация, обобщение. | 1 | Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки». | |
20. | Анализ, сравнение, классификация, обобщение. | 1 | ||
4.Развитие воображения, восприятия. 4 часа | ||||
21. | Развитие зрительного восприятия. | 1 | Игры «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек», | |
22. | Развитие зрительного восприятия. | 1 | ||
23. | Развитие творческого воображения. | 1 | «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». | |
24. | Развитие творческого воображения. | 1 | ||
Коррекция эмоционально-волевой сферы | ||||
1.Учимся дружить и сотрудничать. 8 часов | ||||
25. | Диагностика эмоциональной сферы личности. | 1 | «Диагностика страхов». Диагностика школьной тревожности CMAS/ | |
26. | Самооценка и ценностные ориентации школьников. | 1 | ||
27. | Анализ диагностических данных, самооценка. | 1 | Упражнение «Шалтай-Болтай» | |
28. | Качества, важные для общения. | 1 | Игры «Волшебный стул», «Паутинка». | |
29. | Какие мы в общении? | 1 | Игра «Собираемся в путешествие». | |
30. | Правила дружбы. | 1 | Игра «Слон» | |
31. | Девчонки+мальчишки=? | 1 | Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)» | |
32. | Мы – дружная команда. | 1 | Игры: «Необитаемый остров», «Строим дом». | |
Диагностический блок. 3 часа (в конце года) | ||||
33. | Итоговая диагностика памяти, внимания, мышления. | 1 | Диагностические материалы, таблицы. | |
34. | Диагностика эмоционально – волевой сферы. | 1 | ||
35. | Анализ диагностических материалов, самооценка. | 1 |
Учебно - тематическое планирование занятий
5 класс
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Содержание, методики | Примечание |
1. | Вводное занятие. Знакомство с программой, планом работы. | 1 | Знакомство, создание положительного отношения к занятиям. Игры «Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами». | 06.09 |
Эмоционально – волевая сфера. 12 часов | ||||
2. | Мой характер | 1 | Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ). Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов. | 13.09 |
3. | Что такое воля? | 1 | Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли. | 20.09 |
4. | Межличностные отношения пятиклассников. | 1 | Понятие «общение», тесты на коммуникабельность. | 27.09 |
5. | Умение общаться | 1 | 04.10 | |
6. | Развитие навыков самоконтроля | 1 | ||
7. | Самооценка | 1 | Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации. | |
8. | Самооценка, взаимооценка. | 1 | ||
9. | Умение сотрудничать | 1 | Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение». | |
10. | Сотрудничество, взаимовыручка. | 1 | ||
11. | Навыки саморегуляции | 1 | Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции. Элементы аутотренинга. | |
12. | Навыки саморегуляции | 1 | ||
13 | Обобщающее занятие по теме Мой характер» | 1 | ||
Развитие внимания и памяти. 10 часов | ||||
14. | Особенности внимания | 1 | Диагностика уровня внимания. | |
15. | Устойчивость внимания | 1 | Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант. | |
16. | Распределение внимания | 1 | Отсроченное воспроизведение запоминаемого. | |
17 | Умение слушать | 1 | ||
18. | Целенаправленность действий | 1 | Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало». | |
19. | Целенаправленность действий | 1 | ||
20. | Развитие зрительной памяти. | 1 | Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно) | |
21. | Развитие вербальной памяти | 1 | Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание». | |
22. | Опосредованное запоминание. | 1 | ||
23. | Обобщающее занятие | 1 | Обобщающее занятие – наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы | |
Развитие мышления . 9 часов | ||||
24. | Наглядно-образное мышление. | 1 | Диагностика мышления. | |
25. | Наглядно – образное мышление. | 1 | Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», «Дополни узор» (логическое мышление). | |
26. | Развитие операций логического мышления | 1 | ||
27. | Развитие операций логического мышления | 1 | ||
28. | Умение сравнивать и обобщать. | 1 | Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), Задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). «Шифр» (абстрактное мышление). (детский вариант), игровые упражнения. | |
29. | Классификация | 1 | ||
30. | Абстрагирование | 1 | ||
31. | Классификация, абстрагирование. | 1 | ||
32. | Обобщение знаний по теме «Развитие мышления» | 1 | Обобщающее занятие – тест Равена | |
Диагностический блок. 3 часа (в конце года) | ||||
33. | Итоговая диагностика памяти, внимания, мышления. | 1 | Диагностические материалы, таблицы. | |
34. | Диагностика эмоционально – волевой сферы. | 1 | ||
35. | Анализ диагностических материалов, самооценка. | 1 |
Учебно - тематическое планирование занятий
6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Содержание, методики | Примечание |
1. | Вводное занятие. Знакомство с программой, планом работы. | 1 | Знакомство, создание положительного отношения к занятиям. Игры «Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами». | 08.09 |
Развитие внимания и памяти. 10 часов | ||||
2. | Особенности внимания. | 1 | Диагностика уровня внимания. | 15.09 |
3. | Устойчивость внимания | 1 | Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант | 22.09 |
4. | Распределение внимания | 1 | 29.09 | |
5. | .Умение слушать | 1 | 06.10 | |
6. | Целенаправленность действий | 1 | Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало». | |
7. | Целенаправленность действий | 1 | ||
8. | Развитие зрительной памяти | 1 | Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно) | |
9. | Развитие вербальной памяти | 1 | Отсроченное воспроизведение запоминаемого. | |
10. | Опосредованное запоминание. | 1 | Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание». | |
11. | Обобщающее занятие по теме «Развитие внимания и памяти» | 1 | Обобщающее занятие – наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы | |
Развитие мышления. 9 часов | ||||
12. | Мышление. | 1 | Диагностика мышления. | |
13. | Наглядно-образное мышление. | 1 | Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее». | |
14. | Наглядно-образное мышление. | 1 | ||
15. | Развитие операций логического мышления. | 1 | «Дополни узор» (логическое мышление). | |
16. | Развитие операций логического мышления. | 1 | ||
17. | Умение сравнивать и обобщать. | 1 | Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков). | |
18. | Классификация | 1 | Задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). | |
19. | Абстрагирование | 1 | «Шифр» (абстрактное мышление). | |
20. | Обобщающее занятие | 1 | Обобщающее занятие – тест Равена, (детский вариант), игровые упражнения. | |
Эмоционально – волевая сфера. 12 часов | ||||
21. | Мой характер | Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ). Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов. | ||
22. | Что такое воля? | Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли. | ||
23. | Межличностные отношения пятиклассников. | Понятие «общение», тесты на коммуникабельность. | ||
24. | Умение общаться | |||
25. | Развитие навыков самоконтроля | |||
26. | Самооценка | Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации. | ||
27. | Самооценка, взаимооценка. | |||
28. | Умение сотрудничать | Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение». | ||
29. | Сотрудничество, взаимовыручка. | |||
30. | Навыки саморегуляции | Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции. Элементы аутотренинга. | ||
31. | Навыки саморегуляции | |||
32. | Обобщающее занятие по теме Мой характер» | |||
Диагностический блок. 3 часа (в конце года) | ||||
33. | Итоговая диагностика памяти, внимания, мышления. | Диагностические материалы, таблицы. | ||
34. | Диагностика эмоционально – волевой сферы. | |||
35. | Анализ диагностических материалов, самооценка. |
Учебно – методическое
обеспечение образовательного процесса
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: «Академия», 2000.
- Диагностика и коррекция психического развития школьника./ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Минск: изд-во «Научная книга», 1997. – с. 67-70.
- Додонов Б.И. Методика исследования эмоциональной направленности личности. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 204 с.
- Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Школа-Пресс, 1999. – с. 81-88.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
- Программа коррекционной работы в школе Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М : Дрофа, 2015.
- Психолого – педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии / авт.- сост. И.Н.Хоменко. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога /авт. – сост. Н.С.Мозговая и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
- Уроки психологического развития в 1 классе (30 занятий)
- Уроки психологического развития во 2 классе (30 занятий)
- Уроки психологического развития в 3 классе (30 занятий)
- Уроки психологического развития в 4 классе (30 занятий)
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 5 – е изд., стер. – М.: «Ось – 89», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса
Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (2 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий с психологом для обучающихся с ЗПР (вар...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (3 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).Исследования в...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (1 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Групповое занятие с обучающимися 4 класса "Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме."
Групповое коррекционно-логопедическое занятие с обучающимися четвёртого класса, имеющими нарушения письменной речи, обусловленное ОНР.Тема. «Знаки препинания в конце предложения....
Групповое занятие для обучающихся 4 класса по теме «Секреты общения»
Тема занятия: «Секреты общения»Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения...