Половозрастные характеристики как фактор формирования стрессиндуцированных состояний
статья

Силантьева Олеся Алексеевна

Мы разберем  половозрастные этапы развития человека и определим факторы формирования стрессиндуцированных состояний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

Этап

Возраст

Особенности

1.Младенчество

от рождения до 18 месяцев

Доверие/Недоверие

2.Ранее детство

18-36 месяцев

Самостоятельность/Стыд и сомнение

3. Дошкольный возраст

3-5 лет

Инициативность/Вина

4. Школьный возраст

6-11 лет

Трудолюбие/Неполноценность

5. Юность

12-18 лет

Эго-идентичность/Ролевое смешение

6. Молодость. Ранняя зрелость

от 18 лет и до начала среднего возраста

Интимность/Изоляция

7. Зрелость

40-65 лет

Продуктивность/Застой

8. Старость

после 65 лет

Эго-интеграция/Отчаяние

Взяв за основу стадии психосоциального развития по Эриксону, рассмотрим особенности каждого этапа и определим фактор формирования стресс-индуцированных состояний:

1. Младенчество.

На стадии младенчества идет познание окружающего мира через социум, и оттого как с ним будут контактировать взрослые, будет зависеть его отношение к миру. Вырабатывается концепция «доверие/недоверие». Так же формируется такое качество как надежда. На основе недоверия может формироваться замкнутость, мнительность, депрессия.

2. Ранее детство.

В раннем детстве у ребенка активно идет физическое развитие. Он учится говорить, ходить и тактильно познавать окружающую среду, тем самым он стремится быть самостоятельным. Вырабатывается концепция «Я сам» и сила воли. Ребенок зависит от взрослых, и если родитель не дает развития самостоятельности, появляется стыд, нерешительность, неуверенность.

3. Дошкольный возраст.

В дошкольном возрасте ребенка есть представление «что хорошо/что плохо», развивается совесть. Ребенок сам находит себе занятие, вследствие чего идет процесс исследования своего мира и развитие предприимчивости. При ограничении родителей деятельности ребенка, вырабатывается пассивность, чувство вины.

4. Школьный возраст.

Младшему школьному возрасту характерны такие черты, как организованность, планирование своего распорядка дня. Ребенок стремится получить уважение старших через учебную деятельность, что помогает в развитии качеств «лидера». Также вырабатывается чувство соперничества со сверстниками, что может приводить к агрессии, к плохой успеваемости, что в итоге влечет за собой негативное отношение ребенка к школе, учителям.

5. Юность.

Рассматривая этап юности, можно сказать, что идет вырабатывание концепции своего «Я» и идентичности. Идет развитие личности, личностных качеств, становление индивидуальности и складывается образ себя. Нахождение жизненного пути. Борьба между стремлением и независимостью, которая может привести к смене социальных ролей и появления чувства неопределенности. В итоге исходом служит конформизм.

6. Молодость. Ранняя зрелость.

В молодости ключевым этапом являются выбора и получения профессии, любви и создании семьи. Эриксон выделял этот период как интимность. Сложение доверительных отношений не только  с семьей, но и с коллегами и друзьями. Во время этого этапа возможно проявления чувства одиночества, что влечет за собой изоляцию от социума.

7. Зрелость.

На этапе зрелости идет продуктивная и творческая работа над самим собой. Появляются такие вопросы как: «Кто я?», «Чего я достиг?», «О чем я мечтал?». Вырабатывается генеративность, которая выражается в заботе и ответственности перед собой, близкими и другими людьми. Неблагоприятное разрешения кризиса связано с озабоченностью своих потребностей и желаний, равнодушие к другим.

8. Старость.

На последнем этапе возрастной периодизации вырабатывается мудрость. Идет анализ прожитой жизни и возможность передать свой опыт молодому поколению. Может воспринимать жизнь как цепь несвязанных между собой событий и испытывает отчаяние и чувство бессмысленно прожитых дней, вследствие чего появляется страх смерти.

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены работы Выготского и его последователей, которые представлены в таблице.

Периодизация развития по Л.С. Выготскому

Возраст

Стабильный период развития

Критический период

0–2 мес.

Кризис новорожденности

2 мес. – 1 год

Младенческий возраст

Кризис 1 года

1–3 года

Раннее детство

Кризис 3 лет

3–7 лет

Дошкольное детство

Кризис 7 лет

7–13 лет

Школьный возраст

Кризис 13 лет

13–17 лет

Пубертатный возраст

Кризис 17 лет

  • Кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • Младенческий возраст (до 1 года)

Главное в данном периоде является эмоциональное общение. Ребенок зависим от взрослого из-за биологических потребностей, которые ребенок не может сам удовлетворить.

  • Кризис 1 года
  • Раннее детство (1-3 года)

Идет манипулятивная деятельность. Развиваются познавательные процессы, такие как речь и мышление. Также развитие потребностей социальной значимости.

  • Кризис 3 лет
  • Дошкольный возраст (3-7 лет)

Потребность в общественно-значимой деятельности. Идет освоение социальных норм. Развитие творческой деятельности, в которой воображение является предпосылкой мышлению.

  • Кризис 7 лет
  • Школьный возраст (7-13 лет)

Развитие познавательно-интеллектуальной деятельности. Ребенок поступает в школу и начинается учебная деятельность, которая прививает организованность, дисциплину и обучается самоконтролю и производительности.

  • Кризис 13 лет
  • Пубертатный возраст (13-17 лет)

Появление чувства взрослости. Подросток понимает, что он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Процесс освоения взаимоотношений между людьми. Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания.

  • Кризис 17 лет

Развитие по Выготскому, это, прежде всего, формирование чего-то нового. Выготский выработал две стадии развития: стабильную и кризисную, которые чередуются в нашей таблице.

Стабильный период характеризовался ровным протеканием развития, не сопровождающиеся резкими сдвигами или переменами. Так же, данный период является длительным периодом детства.

Разбирая вторую стадию, мы можем сказать, что она сопровождалась вескими  регрессами в развитии, но была кратковременной. Причинами тому являются двойственность между необходимыми потребностями ребенка и его потенциалом, и между возникающими потребностями ребенка и сложившимися связями с взрослыми.

 В результате данного исследования, мы можем сделать вывод о том, что этап юности очень сложен в плане развития личности, который полон противоречий и является самым драматичным периодом в жизни. Ученые, изучавшие возрастную периодизацию, утверждали, что этап юности самый важный и самый трудный период человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....

Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

Факторы формирования личности (сообщение)

Личностное развитиеребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, ха...

факторы формирования личности (сообщение)

Личностное развитиеребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, ха...

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Что такое инклюзивное образование? В данной статье я постаралась ответить на вопрос, который, по моим убеждениям, является  одним из главных:взаимодействие "простых" и "непростых"....

Использование здоровьесберегающих технологий как фактор формирования культуры здорового образа жизни на уроке

Главная задача школы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни....