Фронтальное занятие по курсу "Формирование коммуникативного поведения".
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Нурмухаметова Мария Владимировна

Занятие покурсу "Формирование коммуникативного поведения" эмоционально и сенсорно наполненное играми, оно направленно на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное занятие «Формирование коммуникативного поведения».

Уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию групповое занятие по «Формированию коммуникативного поведения». Данное занятие эмоционально и сенсорно наполненное играми, оно направленно на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.

Групповое занятие состоит из определенной неизменной структуры. В которую входит приветствие, ритмические игры, сенсорные игры, игры по правилам, окончание занятия. Неизменность структуры позволяет детям запомнить последовательность игр и стихов, появляется возможность прогнозирования ситуации (ребенок может, например, ждать свою любимую игру или представляет себе, сколько времени осталось до конца занятия, когда можно будет встать и выйти из круга). Это помогает детям легче принять ситуацию и сохранить эмоциональный контакт с другими участниками.

Указанное разделение на виды игр условно. Речь идет о тех свойствах, которые должны иметь предлагаемые на занятии игры, при этом многие игры обладают сразу несколькими свойствами. Например, игра «Море волнуется раз...» является игрой по правилам и имеет ритмическую основу; игра направлена на взаимодействие между детьми, а также содержит сенсорный компонент. Выбирая ту или иную игру для занятия в определенной группе, мы решаем, какой компонент для нас наиболее важен и, соответственно, к какому типу игр мы ее относим.

Приветствие. Начало и конец  занятия всегда четко обозначаются.  Занятие начинается с приветствия. Все берутся за руки, говорят вместе: «Добрый день», потом называют каждого ребенка по имени, кто пришел, повторяют его имя хором. Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече. В момент эмоционального подъема активизируется их речь.

Сенсорные игры – важная составляющая нашего занятия. Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка. Сенсорные игры очень разнообразны. Они помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, тем самым, развивают его коммуникативные возможности. Отдельная задача – ожидание своей очереди.

Ритмические игры – основное наполнение фронтальных занятий. Их цель – эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями. Ритм играет важную роль в организации поведения ребенка. С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку. Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, читающий стихотворение, увеличить темп или сменить само движение.

Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Играя, дети учатся выполнять более сложные и разнообразные действия по речевым указаниям взрослого, следить за выполнением правил игры. Таким образом, у них появляются новые возможности регуляции своего поведения. Игры по правилам направлены на активное взаимодействие между детьми, расширяют коммуникативные способности ребенка, помогают восполнить недостаток общения и эмоциональных связей с другими людьми. Особенно важны ролевые игры с правилами в группах детей с эмоционально-волевыми проблемами. Становясь водящим в игре, ребенок оказывается в поле внимания других детей. Он должен проявить себя, совершить выбор. Таким образом, у ребенка развивается представление о собственном Я.

У ребенка с аутизмом не формируется структура времени, он как бы «потерян» в нем. В результате оказывается несформированным понимание последовательности событий: ребенок не знает, когда и что делать, не может самостоятельно планировать свое время, что часто приводит к нарушению поведения. Именно поэтому необходимо соблюдать структуру занятия. Особенно важными компонентами являются начало и окончание занятия.  

Фронтальное занятие по  «Формированию коммуникативного поведения» может стать для ребенка одной из ступенек на пути к выходу в широкий мир, в котором он будет жить и общаться.  

Подготовили:

Нурмухаметова М.В.

Салаватова Н.Ю.

Тихомирова Е.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное занятие в слуховом кабинете

Фронтальное занятие в слуховом кабинете "Хоровое и сольное исполнение" с презентацией, для учащихся  4 класса  с нарушением слуха...

Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"

Методическая  разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...

Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) с самоанализом занятия....

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня) Тема занятия: «Суффиксы прилагательных».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня). Тема занятия: «Суффиксы прилагательных». Рабочая тет...

План-конспект индивидуального занятия по курсу "Формирование коммуникативного поведения"

План-конспект индивидуального занятия по курсу "Формирование коммуникативного поведения" ребенка с Расстройством аутистического спектра. Вариант программы 8.3...

Программа по курсу "Формирование коммуникативного поведения" (фронтальное занятие)

программа разработана для детей с с расстройствами аутистического спектра (РАС). Вариант программы 8.2, 8.3,...

Программа по курсу "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие" (фронтальное занятие)

Программа по курсу "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие" (фронтальное занятие) разработана для детей с расстройствами аутистического спектра, вариант программы 8.4...