Положение о ППк
методическая разработка
Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_ppk.docx | 64.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (ГБОУ Школа в Капотне) 109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29 | |
т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru ОГРН 1037700077403 | kapotnya.mskobr.ru ИНН/КПП 7723138571/772301001 |
Рассмотрено на заседании общего собрания трудового коллектива Протокол № ___ от ___________20__ г. | Утверждаю Директор ____________________В.А. Тихонов «___» ________________ 20___ г. |
Согласовано с Управляющим советом ОО Протокол № ___ от ___________20__ г. Председатель УС ___________________И.Ю. Святенко | Введено в действие приказом от «___» ________________ 20___ г. № ____________ |
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогическом консилиуме
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа в Капотне»
Психолого-педагогический консилиум является профессиональным экспертным органом, призванным решать вопросы неуспешности обучения, девиантности поведения, сложных социально-психологических, конфликтных ситуаций.
- Общие положения
- Психолого-педагогический консилиум (далее ППк) является одной из форм взаимодействия специалистов ГБОУ «Школа в Капотне», объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
- Психолого-педагогический консилиум (далее ППк) создается приказом директора при наличии соответствующих специалистов и в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ГБОУ «Школа в Капотне», договорами между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников и обучающихся, ППк и ЦПМПК.
- ППк представляет собой объединение специалистов школы, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям обучения и воспитания в образовательном процессе в связи с отклонениями в развитии. Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с обучающимися проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.
- В состав ППк входят постоянные участники – заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию, заведующие учебной частью, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, педагоги предметники и приглашенные специалисты организаций профилактики района в рамках межведомственного взаимодействия зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.
- Цель и задачи деятельности ППк
- Цель – создание целостной системы способной обеспечить оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса, содействие в создании социальной ситуации развития, личностного роста и успешности детей, а также сохранения и укрепления их психологического, социального и физического здоровья, к адаптации в их окружающей среде.
- Задачи:
- комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих трудности в обучении и адаптации, отклонении в развитии с целью организации реабилитационного воздействия и процесса обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.
- выявление уровня особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи.
- составление оптимальной для развития обучающегося индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения с последующим мониторингом динамики в психофизическом развитии детей.
- организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов.
- координация межличностных отношений в процессе обучения и воспитания.
- выявление и изучение неформальных объединений, группировок, скрытого лидерства в детском школьном коллективе.
- индивидуальная консультативная работа с учителями и родителями учащихся по вопросам воспитания и обучения.
- организация профессионального взаимодействия между специалистами образовательного комплекса и педагогическими коллективами других учреждений.
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
- Основные функции ППк
- Функции психолого-педагогического консилиума:
Диагностическая функция:
- распознание причин и характера отклонений в поведении и учении;
- изучение социальной ситуации развития ребенка, его положения в коллективе;
- определение потенциальных возможностей и способностей обучающегося.
Реабилитирующая функция:
- защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
- выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей обучающегося;
- выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
- семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение его ценности как члена семьи;
- выработка рекомендаций для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания;
- запрещение или предупреждение методов психического и физического воздействия на ребенка.
Воспитательная функция:
- разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
- интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика.
- Проведение углублённого психолого-педагогического изучения ребёнка на протяжении всего периода его обучения в школе.
- Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей её коррекции.
- 0беспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
- Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
- Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
- Структура, состав и организация деятельности ППк
- Общее руководство деятельностью психолого-педагогического консилиума осуществляет директор Школы.
- Состав консилиума утверждается приказом директора Школы.
- В состав ППк входят следующие специалисты: администрация комплекса, специалисты психологической службы (педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи), учителя (воспитатели), специалисты по социальной работе, методисты. На заседаниях консилиума обязательно присутствие педагога-психолога.
- Специалисты, включённые в ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя, индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии. Специалистам может быть установлена оплата за увеличение объёма работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно.
- Обследование ребёнка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей). Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.
4.4 Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учётом возрастной физической нагрузки на ребёнка в присутствии родителей (законных представителей).
Для обследования ребёнка на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
- согласие на обследование родителей (законных представителей) срок действия данного документа ограничивается 1 учебным годом;
- педагогическая характеристика;
- психологическая характеристика;
- логопедическое заключение;
- свидетельство о рождении
- при необходимости: рисунки, поделки, результаты самостоятельной деятельности.
- По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
- На основании полученных данных коллегиально составляется заключение ППк и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей.
- Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в школе) осуществляется по заключению ППк и заявлению родителей.
- В апреле-мае ППк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребёнка на основании динамического наблюдения, и принимают решение о его дальнейшем обучении.
- При отсутствии в школе условий, адекватных индивидуальным особенностям ребёнка, а также при необходимости углублённой диагностики и /или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ППк рекомендуют родителям обратиться в городскую ЦПМПК.
- В ППк ведётся следующая документация:
- график плановых заседаний ППк (план работы);
- журнал записи детей на ППк;
- журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ППк;
- протоколы первичного обследования ребёнка;
- протоколы заседаний ППк
- карты (папки) развития ребёнка с краткими обобщенными заключениями специалистов;
- список специалистов консилиума;
- списки классов (групп) находящихся на динамическом наблюдении специалистов ППк;
- нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность специалистов ППк;
- архив ППк.
- Архив ППк хранится в специально оборудованном месте и выдаётся только членам ППк.
- Порядок подготовки и проведения ППк
- Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
- ППк работает по плану, установленному на один учебный год. Плановые ППк проводятся не реже 1 раза в квартал. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- определение путей психолого-педагогического сопровождения ребёнка;
- выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;
- динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
- Внеплановые ППк собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребёнком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей ребёнка. Поводом для внепланового ППк является отрицательная динамика обучения и развития ребёнка.
- Задачами внепланового ППк являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
- Задачами внепланового консилиума являются:
- решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.
- Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребёнку, проходящему ППк и взятому на коррекционно-развивающее обучение и внеурочную коррекционную работу, назначается ведущий специалист.
- Решением ППк ведущим специалистом назначается в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающую работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк.
- Подготовка к проведению ППк.
- Обсуждение проблемы ребёнка на ППк планируется не позднее двух недель до даты его проведения.
- Специалисты ППк ставят в известность родителей о необходимости обсуждения проблемы ребёнка, и организует подготовку и проведение заседания ППк.
- Ведущий специалист составляет список специалистов, участвующих в ППк. В него входят специалисты, непосредственно работающие с ребёнком, владеющие информацией о его проблематике.
- Данные специалисты, ведущие непосредственно работу с ребёнком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения ППк представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребёнка и заключение, в котором должна быть оценена эффективность проводимой развивающей и коррекционной работы и даны рекомендации по дальнейшему проведению коррекционной работы. Ведущий специалист готовит своё заключение по ребёнку с учётом представленной ему дополнительной информации к моменту проведения ППк
- Порядок проведения ППк.
- ППк проводится под руководством ведущего специалиста.
- Ведущий специалист консилиума имеет право по согласованию с директором школы в разовом порядке назначить временного ведущего специалиста данного ППк из числа высококвалифицированных специалистов ППк.
- На заседании ППк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребёнком, представляют заключения на ребёнка и рекомендации. Коллегиальное заключение ППк содержит обобщённую характеристику структуры нарушения психофизического развития ребёнка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов.
- Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
- При направлении ребёнка на ЦПМПК копия коллегиального заключения выдаётся родителям на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ППк. В другие учреждения и организации заключения специалистов и коллегиальное заключение ППк могут направляться только по официальному запросу.
- Протокол ППк оформляется секретарём консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается всеми членами ППк.
- Права и обязанности специалистов ППк.
- Специалисты имеют право:
- самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
- обращаться к педагогическим работникам, администрации Школы, родителям для координации коррекционной работы.
- проводить в образовательном учреждении индивидуальные и групповые обследования (логопедические, психологические, педагогические);
- требовать от администрации образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и научно-методической документацией;
- получать от руководителя образовательного учреждения информацию информативно-правового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;
- обращаться за консультацией в образовательные, дефектологические учреждения;
- вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-педагогических знаний;
- обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т. д.
- Специалисты ППк обязаны:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;
- в решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации;
- принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, воспитанников, родителей, педагогических кадров;
- оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, родителям в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребёнку.
- участвовать в управлении коллективом, содействовать созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с воспитанниками;
- осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов, организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия обучающихся и воспитанников;
- готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучаемого, воспитанника для представления в городскую ЦПМПК.
- Ответственность специалистов ППк
- Специалисты ППк несут ответственность за:
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
- обоснованность рекомендаций;
- конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
- соблюдение прав и свобод личности ребёнка;
- ведение и сохранность документации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о конкурсе "Ученик года"
Положение о конкурсе «Ученик года» среди учащихся начальных классов. Цель: выявление учащихся, самореализующихся в учебной и внеучебной деятельности; дать учащимся возможность проявить свои...
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...
Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....
Положение о школьном методическом объединении учителей начальных классов
МО учителей начальной школы - структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом....
Положение военно-патриотической игры Зарница
Положение о проведении игры Зарница...
Положение об ученическом самоуправлении
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права...
Положение о Фестивале учебных проектов
Настоящее положение разработано в соответствии с планом методического объединения школы, на котором в течение 2010-2011 учебного года проводится изучение методического вопроса «Внедрение и...