Рекомендации родителям, призванные поддерживать и развивать самооценку ребенка
методическая разработка (1 класс)

Мандрикова Екатерина Михайловна

Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям, призванные поддерживать и развивать самооценку ребенка

Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. 

Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Самосознание и самооценка возникают, формируются и развиваются еще в детском возрасте, в ходе становления личности (активно это проявляется приблизительно после 3 лет). Ребенок потихоньку начинает разбираться в своих способностях (умственных и прочих), мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими.

На протяжении раннего и дошкольного детства, как отмечала Л. И. Божович, формирование самооценки происходит под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакции взрослых являются важнейшим регулятором поведения ребенка. У младшего же школьника именно учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. К концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников. А на протяжении среднего школьного возраста складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний. Это порождает потребность быть не только на уровне требований других людей, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки.

Рекомендации родителям:

  • Хвалите ребенка не только за достижения, но и за усилия
  • Давайте понять ему, что старания и настойчивость часто важнее результата
  • Помогите детям ставить реальные цели. Если дети, или родители, ожидают слишком многого, то это неминуемо ведет к разочарованию.
  • Исправляя ошибки, не нужно задевать личность ребёнка. Говорите о его действиях и поступках, а не о нем самом. Например, говорить «Ты совсем что ли? Головы на плечах нет?» — не рекомендуется. Желательно говорить «Это опасно, садиться так на подоконник. Ты мог упасть и разбиться. Не делай так больше, ладно?»
  • Давайте ребёнку почувствовать свою ответственность. Личные достижения ребёнка, даже не в значительном деле, оказывают благоприятное влияние на самооценку.
  • Показывайте детям, что вы их любите!
  • показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Показывать ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки;
  • объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;
  • помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;
  • относиться с уважением к индивидуальным особенностям ребёнка, к его степени развития на разных стадиях;
  • признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;
  • избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;
  • Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать
    за него все проблемы, но и не перегружайте его тем , что ему непосильно. Пусть
    ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделан​
    ного.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он
    этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть
    соизмерима с поступком.
  • Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начина​
    ний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
  • Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните
    достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неуда​
    чам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой
    (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
  • Нужно показать ребенку, что все успехи, человек достигает путем стараний и работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий с ребенком.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМ.ЗАДАНИЙ....

Рекомендации родителям для повышения самооценки ребенка

Важно понимать, уважать ребенка, его чувства, интересы, стремления, это является непременным условием формирования положительной самооценки младшего школьника....

Рекомендации родителям "Как строить взаимодействие с агрессивным ребенком?"

  Обнимайте  ребенка не менее 4‑х, а лучше по 8 раз в день.  Это я прочитала в книге Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"    Это очень важный совет, ...

Рекомендации родителям «Как повысить учебную мотивацию у ребенка»

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок пол...

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку развить внимание" "Как работать над развитием памяти" "Развиваем мышление ребенка"

Внимание, мышление, память входят в число познавательных прцессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и передавать его другим людям. Как помо...

Практические рекомендации родителям по правилам поощрения и наказания ребенка в семье

Главная роль в деле воспитания детей принадлежит семье. Зачастую родители не принимают никакую роль в воспитании ребенка, возлагая ее на школу, но школа является только помощником родителей в этом нел...