Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом
методическая разработка (1 класс)

Мандрикова Екатерина Михайловна

Аутизм представляет собой первазивное, т.е. всепроникающее расстройство развития, проявляющееся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления. Среди основных клинических проявлений аутизма выделяют триаду симптомов:

1. аутизм как таковой – то есть «экстремальное одиночество», которое проявляется в снижении способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию;

2. стереотипность в поведении – стремление сохранить привычные условия жизни, поглощённость однообразными действиями, приверженность к одним и тем же предметам, а также захваченность стереотипными интересами;

3. особая задержка и нарушение развития речи (характерная только для этой категории детей), прежде всего – её коммуникативной функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_detey_s_rannim_detskim_autizmom.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом

РДА – отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.

Эта группа детей имеющие наиболее тяжелые нарушения в соц личностном развитии.

Первичный дефект при РДА: повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность, связана со слабостью энергетического потенциала.

Вторичный дефект: сам аутизм, как уход от окружающего мира ранящего интенсивностью своих раздражителей + стереотипии, как псевдокомпенсаторные, аутостимуляторные образования, которые возникают в условиях самоизоляции и восполняют дефицит ощущений и впечатлений из вне, тем самым еще больше закрепляя аутистичный барьер.

Аутизм представляет собой первазивное, т.е. всепроникающее расстройство развития, проявляющееся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления. Среди основных клинических проявлений аутизма выделяют триаду симптомов:

1. аутизм как таковой – то есть «экстремальное одиночество», которое проявляется в снижении способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию;

2. стереотипность в поведении – стремление сохранить привычные условия жизни, поглощённость однообразными действиями, приверженность к одним и тем же предметам, а также захваченность стереотипными интересами;

3. особая задержка и нарушение развития речи (характерная только для этой категории детей), прежде всего – её коммуникативной функции.

Особенности обучения детей с РДА:

  • Такой ребенок, например, может вести себя как совсем маленький - с трудом сидеть некоторое время за партой, вставать, ходить по классу во время урока, играть во что-то свое.
  • ребенок может как будто не обращать внимания на речевые обращения или показ учителя, может не выполнять инструкции: просто как бы не слышать и не видеть его. Однако это не вполне так: ребенок воспринимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Часто он хотя и с запозданием, но все-таки выполняет требование и отвечает на заданный вопрос.
  • Дети с аутизмом характеризуются значительной психической незрелостью, утомляемостью, пресыщаемостью, особой возбудимостью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды
  • в классе он может легко возбуждаться, приходить в восторг от шалостей одноклассников, хохотать, когда все уже успокоились и пытаться повторять их "шутки". И хотя это, безусловно, осложняет жизнь класса, важно помнить, что наш ребенок только начинает подражать детям, это его первые опыты быть "как все" и, если он не пройдет их, трудно ждать, что он начнет следовать правильным образцам поведения.
  • Педагоги и психологи должны также помнить о повышенной чувствительности, ранимости, возможно, брезгливости такого ребенка. На уроке труда дети могут отказываться работать с красками, с клеем, для них может быть неприятным посещение столовой и туалета.
  • аутичный ребенок не выносит нарушений его правил (другим ребенком или учителем), вступая в споры и отнимая время на уроке;
  • аутичный ребенок не может самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
  • у аутичного ребенка имеются проблемы с чувством времени, темп его работы замедлен, он не может уложиться в отведенное время;
  • любое изменение обычного распорядка – замена или отмена урока, кабинета, отсутствие учителя вызывают у него панику;
  • стереотипные действия аутичного ребенка, несформированность бытовых навыков, необычных интересов и т.д. вызывают насмешки окружающих;
  • аутичный ребенок не понимает подтекста, иронии и шуток, воспринимает все буквально, поэтому нередко возникают конфликты;

Рекомендации по работе с детьми с РДА:

1. Он очень нуждается в эмоциональном контакте, мнение об отсутствии у него потребности в общении не подтверждает ни один практический психолог, работающий с таким ребенком. Известно, что сложившиеся отношения с учителем являются для этих детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии.

2. Ему нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно, даже если это отмена сложной контрольной или неожиданная интересная экскурсия.

3. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.

4. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

5. Часто страхи и негативизм ребенка связаны с предыдущими неудачами и слишком большим нажимом взрослых в обучении. Он может, например, категорически отказываться брать в руки ручку, моментально тупеть, переставать слышать и видеть учителя при словах "давай посчитаем". В этом случае напряжение ребенка постепенно уходит, если мы сами остаемся спокойны и предлагаем ему адекватную помощь, позволяющую ощутить себя успешным. Например, сначала можно при письме поддерживать его руку, а затем постепенно уменьшать помощь. Иногда важно сначала создать для ребенка впечатление, что он справляется с заданием, а затем, уже на фоне этого "успеха", начинать действительную отработку навыка.

6. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.

7. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.

8. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

9. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

10. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

11. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:

- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);

- предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;

- разрешать переписывать контрольные работы;

- принимать работу позже установленного срока;

- не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития;

12. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.

13. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.

16. Обязательно поощрять ребенка, говорить, что с каждым разом у него получается всё лучше и лучше (на уроке: оценка работы с помощью фишек, флажков, звездочек и т.д.)  Пытаться создать хорошую репутацию ребенку в глазах одноклассников: на уроках продемонстрировать его сильные стороны. серьезные знания  и даже свою симпатию к  нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение детей с ранним детским аутизмом»

   Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую...

Особенности речевого поведения детей, страдающих ранним детским аутизмом

Говоря о речевом поведении детей с аутизмом в целом, можно отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных вариантов, имеются и общие, специфичные для синдрома раннего д...

Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.

Комплексный  подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения....

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Программа включает в себя пояснительную записку, темтическое планирование и краткое описание занятий....

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Особенносим внимания, причины отвлекаемости, виды нарушения внимания....

Реферат на тему "Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом"

Организация коммуникативного пространства ребенка с РДА с использованием        технологии воспитания в различных видах социальной деятельности...