ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
учебно-методический материал (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Городская научно-методическая конференция педагогов
«Инновации и традиции в современном образовании»
______________________________________________
- Секция: Проектная и исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве.
Исследовательская работа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Автор: учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61 »
Аникина Анна Александровна, первая категория
Саратов 2014
Содержание:
- Постановка проблемы 1
- Методы решения проблемы 2 - 12
- Выводы 13
- Список литературы 14
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Цель исследовательской работы: практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.
Задачи исследовательской работы: изучить методические источники по проблеме; выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов; ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе; использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Гипотеза: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской, что предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Начальная школа важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться т.е. стать «профессиональным учеником».
Стратегия, предлагаемая ФГОС НОО, нацелена на:
– формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
– поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
– непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений.
В ФГОС задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:
«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;
– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности». (8)
Цель проектной деятельности: понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Для начальной школы характерно решение проектных задач, что является первой, но достаточно высокой ступенькой к реализации проектов.
Проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами и полноценным «проектом». При этом она может быть как предметной, так и межпредметной.
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т. п.). Главной особенностью заключается в получении положительных результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
В своей работе широко использую проектную методику во внеурочной деятельности. Работаю по самостоятельно разработанной авторской программе внеурочной деятельности.
Программа внеурочной проектной деятельности «Что? Где? Когда?»
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 3 – 4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Срок реализации программы «Что? Где? Когда?» составляет 2 года по 1 часу в неделю. Всего 74 часа.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В процессе проектной деятельности по данной программе предполагалось формирование следующих общеучебных умений и навыков:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Данная программа состоит из проектов различной направленности и тематики. Это как проектные задачи, заключающиеся в сборе информации по определённой теме, её оформлении и представлении, так и долгосрочные проекты, требующие включения всех учеников класса в деятельность, результатом которой является проведение внеклассного мероприятия на параллель или для учеников младших классов. Вот самые интересные из них.
«Кукольный домик и его обитатели» (3 класс, 5 занятий)
Актуальность проекта: творческая деятельность учащихся.
Цель проекта: учить детей работать в группе, распределять обязанности, добросовестно выполнять свою часть работы для получение общего результата.
Задачи: знать, какие фигуры называют плоскостными, а какие объёмными; правила обращения с ножницами и клеем; определять конструктивные особенности постройки и материал, из которого можно изготовить тот или иной элемент.
Результатом деятельности стали кукольные домики и их обитатели, изготовленные детьми для первоклассников, посещающих группу продлённого дня.
«Времена года в загадках. Осень» (зима, весна, лето) (3 класс, по 2-3 занятия)
Данный блок представляет собой 4 независимых и распределённых по сезонам проекта.
Актуальность проектов: работа с информацией.
Цель: создание красочных книг с загадками о каждом времени года.
Задачи: учить детей работать с различными источниками информации, проводить исследование и отбирать нужный материал по теме, систематизировать его, красиво оформлять работу, объективно оценивать свой вклад в общее дело.
Изготовление первой книги с загадками было самым простым: из предложенных книг, журналов, статей из интернета детям нужно было выбрать те загадки, которые подходили по теме и эстетично оформить странички книги (каждая загадка на отдельной страничке). При создании следующих книг задачи детей усложнялись: нужно было самим продумать из каких блоков будет состоять данная книга (загадки про месяцы данного сезона, характерные явления природы и т.д.), самостоятельно подбиралась литература. А последняя книга состояла из загадок, которые были придуманы детьми.
«Традиции русского чаепития» (3 класс, 4 занятия)
Актуальность проекта: данный проект помог детям узнать о традициях русского чаепития; познакомиться с русскими народными промыслами; песенным и танцевальным творчеством; узнать, для чего нужен самовар и чайник; какой бывает чай; о пользе и вреде чая.
Цель: воспитывать интерес к народной культуре; формировать интерес к фольклорным традициям, проводить исследование и представлять информацию ( песни, стихи, поговорки, пословицы, частушки, танцы, игры, сценки, легенды, фотографии, рисунки, иллюстрации)
Задачи проекта:
- исследовать историю появления чая в России,
- знакомство с разными видами, сортами и марками чая,
- научить детей правильно заваривать чай,
- познакомить детей с самоваром и чайником,
- рассказать, что подают к столу (угощения для чаепития), о пользе и вреде чая,
- обогащать словарный запас детей,
- развивать художественный вкус,
- воспитывать интерес к народным промыслам,
- воспитание бережливости, аккуратности, дружеских отношений друг к другу, к взрослым,
- формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой,
- обогащать музыкальные впечатления детей,
- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен,
- развивать чувство ритма.
Результатом данного проекта было яркое совместное с работниками районной библиотеки и родителями внеклассное мероприятие «Не скучай! Чашку чая выпивай!». В данном мероприятии использовались материалы, которые были найдены детьми (легенды, частушки, песни и т.д.)
«Всё о дружбе» (4класс, 4 занятия)
Актуальность проекта: деятельность в рамках данного проекта расширила систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; способствовала формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Цель проекта: создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.
Задачи проекта: развивать умения анализировать, делать выводы;
способствовать развитию связной речи, творческих способностей детей.
Результатом данного проекта было открытое внеклассное мероприятие для параллели 4 классов ко дню толерантности «Я, ты, он, она – вместе целая страна», основанное на материалах, подготовленных детьми в процессе выполнения задний по данному проекту.
«Учимся творить добро» (4 класс, 5 занятий)
Актуальность проекта: исследовать такие понятия, как добро, милосердие, взаимопонимание, взаимовыручка и т.д.
Цель проекта: создание условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие;
- уточнять знания детей об этикете, закреплять правила вежливого общения;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дети исследовали материал, который помог объяснить и усвоить такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание, взаимовыручка и т.д. Найдено было много сказок, стихов, песен, легенд по данной тематике. Ребята изготовили деревья доброты, на которых были помещены листочки (записки, ягодки, конфетки и т.д.), символизирующие добрые дела, совершённые детьми и отражающие количество этих дел за период работы над проектом.
Результатом проекта стало открытое внеклассное мероприятие для учителей школы.
Всё вышеописанное – это только малая часть работы кружка по проектной деятельности «Что? Где? Когда?». Среди выполненных проектов так же были проекты по следующим темам: «Тайна наших имён» (результат – день именинника совместный с учениками кадетской школы), совместный с врачом стоматологом проект «Влияние полости рта на здоровье зубов», «Что такое мороженое?»(включавший в себя экскурсию на ООО «Саратов – Холод - Плюс»), «Сказка своими руками» (результат – сказка, поставленная детьми к школьному конкурсу «Страна чудес – страна талантов», заняли 1 место), «Что мы знаем о молоке?» (результат – интеллектуальная игра на параллель 3 классов) и многое другое.
Внедрение данной программы по проектной деятельности позволило строить обучение детей с учётом их индивидуального темпа развития, создало комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения. При внедрении метода проектов в классе наблюдался положительный психологический климат, что особенно важно для учащихся начальной школы. Для повышения качества знаний учащихся нужно мотивировать детей получать знания не только на уроках, но и ещё вести самостоятельные исследования. Проектная деятельность – это как раз тот необходимый инструмент, при помощи которого у обучающихся возрастает интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс.
Список литературы:
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
3. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
6.Господникова М. К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель. – 2012.
7.Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2012.
8.Интернет – ресурс: standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...
Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня.Тема "Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"
В данном материале указаны цели, задачи профессионального развития, сроки реализации.Изучение литературы,связанной с совершенствованием профессионального мастерства,разработка методических материалов,...
Методический семинар по теме: "Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс образования еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы среди них не было ск...
«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать у...
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...