План конспект внеурочного занятия для 3 классов на тему: "Вежливый отказ".
план-конспект занятия (3 класс)

ЦЕЛЬ: формирование умения пользоваться отказом, как возможным ответом на просьбу

ЗАДАЧИ:

  • познакомить детей со средствами, смягчающими отказ;
  • учить вести этикетный диалог со значением «вежливый отказ»;
  • развивать умение оценивать корректность речевой ситуации;
  • воспитывать стремление быть вежливыми по отношению к окружающим людям.

 

  1. Ритуал приветствия «Рукопожатие в круге». (от автора)

Быстро по кругу передаем рукопожатие (2-3 круга в зависимости от количества детей)

  1. Беседа. Постановка цели.

Каким не словесным средством общения я воспользовалась, чтобы усадить вас по местам? (Жест, взгляд, движение головы, улыбка)

Какие еще средства выразительности устной речи вы знаете? (Тон, тембр, громкость)

Можно ли обойтись без них? (Нет)

Для чего они существуют? (Сделать речь более понятной и выразительной)

Что можно передать с помощью их слушателю? (Настроение, чувства, состояние говорящего).

О чем мы говорили на прошлом занятии?

Что обозначает слово ВЕЖЛИВОСТЬ?

В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый».

- У меня к вам очень важный вопрос, подумайте, всегда ли мы можем выполнить чью - либо просьбу?

-Приведите пример, когда вы не могли выполнить чью-либо просьбу?

- Как вы думаете, что может чувствовать человек, которому отказывают в просьбе?

- Конечно, человеку, которому отказали, скорее всего, бывает не приятно.

- Но мы не можем ответить на все просьбы согласием. Тогда возникает необходимость, вежливо отказываться, чтобы человеку было не обидно и не приятно.

- Сегодня мы с вами будем учиться выражать вежливый отказ, несогласие.

- Значит, какая тема нашего занятия? (Вежливый отказ, несогласие)

  1. Речевая разминка.
  • Встаньте. Улыбнитесь, вдохните, на выдохе произнесите: «Ах, как замечательно!» (2-3 раза хором.)
  • Чистоговорка.(Психолог говорит по одной строке, дети хором повторяют стоя.)

Им-им-им - смело, чётко говорим.

Ать – ать – ать – будем думать, рассуждать.

  1. Практическое задание.

Все вы, конечно, помните сказку А. Аксакова “Аленький цветочек”.

Послушайте отрывок из сказки.

Выполнит ли просьбу дочери батюшка–купец?

(звучит голос, магнитофонная запись)

– Государь ты мой батюшка–родимый. Не вози ты мне золотой и серебряной парчи. Ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, …

(После прослушивания)

– О чем просит дочь батюшку? (просит золотой венец)

– Как она просит? (очень горячо, т.е. умоляет)

– Откажет ли в просьбе отец? (нет)

(Такой просьбе отказать трудно, использован правильный тон, вежливые слова).

5. Физкультминутка.

- А сейчас мы немножко отдохнем, но будьте внимательны. Если вы услышите слова, которые смягчат отказ, то вы хлопаете, а если нет - топаете.

  • Хорошо (ХЛОПОК)
  • С удовольствием (ХЛОПОК)
  • Не могу
  • Извини (ХЛОПОК)
  • С радостью помогу (ХЛОПОК)
  • Никак не могу
  • Охотно бы, но (ХЛОПОК)
  • Нет
  • Обязательно приду (ХЛОПОК)
  • Я очень постараюсь (ХЛОПОК)
  • Делай сам

- Всегда ли человека, который вежливо отказывает, можно назвать воспитанным?

  1. Схема.

Для того, чтобы познакомиться со схемой вежливого отказа, несогласия я предлагаю рассмотреть схему Психолог вывешивает плакат.

- Давайте рассмотрим, из чего состоит вежливый отказ?

1) Как можно начать предложение-отказ, с каких слов? Смотри первую колонку.

(Вежливое слово – извини, прости, к сожалению…)

2) Что дальше идёт? (Союз «Но» и вспомогательные слова)

3) Чем закончить отказ? (причина отказа + обещание)

Вот по такой схеме строится вежливый отказ, несогласие.

  1. Тренинг «Вежливый отказ».
    Как же все - таки отказать в тех ситуациях, когда это действительно необходимо? У каждого из нас есть такое право. Ребята, чтобы ваш отказ звучал убедительно, он должен быть произнесен по определенным правилам (Обращаем внимание на схему).Подкрепляем схему словами (Вежливый отказ = уверенный голос + контакт глазами + объяснение причины отказа).

Просьба:
-Дай мне надеть твой свитер на один только вечер.

Отказ:
-Извини, но я не могу это сделать. Я считаю, что у вещей должен быть один хозяин.

Психолог. Если мы объяснили человеку, почему мы отказываем, а он продолжает настаивать, уговаривать, тогда отказ может звучать лаконично, по типу «заезженной пластинки»:
- Нет.
- Нет, не могу.
- Нет, это мне не подходит.
- Нет, я собирался заняться совсем другим делом.
- Нет, я не могу это сделать.

7. Инсценировка.

Ведущий выбирает детей для диалога. Необходимо придумать как вежливо отказать, чтобы смягчить отказ.

1 ситуация – друг предлагает сходить в кино, а вы должны ему вежливо отказать.

2 ситуация – друг просит тебя на время дать ему лазерную мышку от компьютера, но это вещи папы. Ваши действия и возможные слова?

3 ситуация – ваш товарищ просит вас прийти завтра к нему в гости на День рождения, но вы заняты и не можете принять его приглашение. Ваши действия и возможные слова?

 

Проанализируйте ситуации. Что удалось? Что было сложным?

8. Рефлексия.
Я узнал (а) сегодня...
Мне понравилось / не понравилось сегодня...
Мне бы хотелось...

 

Приложение 1.

Схема вежливого отказа, несогласия

К сожалению,

НО


 


 

не могу

 

   Причина отказа + обещание


 


 

Охотно бы,

позже

С удовольствием,

никак

С радостью,

Извини (-те),

на днях

Прости (-те),

завтра

Спасибо,

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Занятие 24. «Вежливый отказ».               03.03.21 Школа общения

ЦЕЛЬ: формирование умения пользоваться отказом, как возможным ответом на просьбу

ЗАДАЧИ:

  • познакомить детей со средствами, смягчающими отказ;
  • учить вести этикетный диалог со значением «вежливый отказ»;
  • развивать умение оценивать корректность речевой ситуации;
  • воспитывать стремление быть вежливыми по отношению к окружающим людям.

  1. Ритуал приветствия «Рукопожатие в круге». (от автора)

Быстро по кругу передаем рукопожатие (2-3 круга в зависимости от количества детей)

  1. Беседа. Постановка цели.

Каким не словесным средством общения я воспользовалась, чтобы усадить вас по местам? (Жест, взгляд, движение головы, улыбка)

Какие еще средства выразительности устной речи вы знаете? (Тон, тембр, громкость)

Можно ли обойтись без них? (Нет)

Для чего они существуют? (Сделать речь более понятной и выразительной)

Что можно передать с помощью их слушателю? (Настроение, чувства, состояние говорящего).

О чем мы говорили на прошлом занятии?

Что обозначает слово ВЕЖЛИВОСТЬ?

В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый».

- У меня к вам очень важный вопрос, подумайте, всегда ли мы можем выполнить чью - либо просьбу?

-Приведите пример, когда вы не могли выполнить чью-либо просьбу?

- Как вы думаете, что может чувствовать человек, которому отказывают в просьбе?

- Конечно, человеку, которому отказали, скорее всего, бывает не приятно.

- Но мы не можем ответить на все просьбы согласием. Тогда возникает необходимость, вежливо отказываться, чтобы человеку было не обидно и не приятно.

- Сегодня мы с вами будем учиться выражать вежливый отказ, несогласие.

- Значит, какая тема нашего занятия? (Вежливый отказ, несогласие)

  1. Речевая разминка.
  • Встаньте. Улыбнитесь, вдохните, на выдохе произнесите: «Ах, как замечательно!» (2-3 раза хором.)
  • Чистоговорка.(Психолог говорит по одной строке, дети хором повторяют стоя.)

Им-им-им - смело, чётко говорим.

Ать – ать – ать – будем думать, рассуждать.

  1. Практическое задание.

Все вы, конечно, помните сказку А. Аксакова “Аленький цветочек”.

Послушайте отрывок из сказки.

Выполнит ли просьбу дочери батюшка–купец?

(звучит голос, магнитофонная запись)

– Государь ты мой батюшка–родимый. Не вози ты мне золотой и серебряной парчи. Ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, …

(После прослушивания)

– О чем просит дочь батюшку? (просит золотой венец)

– Как она просит? (очень горячо, т.е. умоляет)

– Откажет ли в просьбе отец? (нет)

(Такой просьбе отказать трудно, использован правильный тон, вежливые слова).

5. Физкультминутка.

- А сейчас мы немножко отдохнем, но будьте внимательны. Если вы услышите слова, которые смягчат отказ, то вы хлопаете, а если нет - топаете.

  • Хорошо (ХЛОПОК)
  • С удовольствием (ХЛОПОК)
  • Не могу
  • Извини (ХЛОПОК)
  • С радостью помогу (ХЛОПОК)
  • Никак не могу
  • Охотно бы, но (ХЛОПОК)
  • Нет
  • Обязательно приду (ХЛОПОК)
  • Я очень постараюсь (ХЛОПОК)
  • Делай сам

- Всегда ли человека, который вежливо отказывает, можно назвать воспитанным?

  1. Схема.

Для того, чтобы познакомиться со схемой вежливого отказа, несогласия я предлагаю рассмотреть схему Психолог вывешивает плакат.

- Давайте рассмотрим, из чего состоит вежливый отказ?

1) Как можно начать предложение-отказ, с каких слов? Смотри первую колонку.

(Вежливое слово – извини, прости, к сожалению…)

2) Что дальше идёт? (Союз «Но» и вспомогательные слова)

3) Чем закончить отказ? (причина отказа + обещание)

Вот по такой схеме строится вежливый отказ, несогласие.

  1. Тренинг «Вежливый отказ».
    Как же все - таки отказать в тех ситуациях, когда это действительно необходимо? У каждого из нас есть такое право. Ребята, чтобы ваш отказ звучал убедительно, он должен быть произнесен по определенным правилам (Обращаем внимание на схему).Подкрепляем схему словами (Вежливый отказ = уверенный голос + контакт глазами + объяснение причины отказа).

Просьба:
-Дай мне надеть твой свитер на один только вечер.

Отказ:
-Извини, но я не могу это сделать. Я считаю, что у вещей должен быть один хозяин.

Психолог. Если мы объяснили человеку, почему мы отказываем, а он продолжает настаивать, уговаривать, тогда отказ может звучать лаконично, по типу «заезженной пластинки»:
- Нет.
- Нет, не могу.
- Нет, это мне не подходит.
- Нет, я собирался заняться совсем другим делом.
- Нет, я не могу это сделать.

7. Инсценировка.

Ведущий выбирает детей для диалога. Необходимо придумать как вежливо отказать, чтобы смягчить отказ.

1 ситуация – друг предлагает сходить в кино, а вы должны ему вежливо отказать.

2 ситуация – друг просит тебя на время дать ему лазерную мышку от компьютера, но это вещи папы. Ваши действия и возможные слова?

3 ситуация – ваш товарищ просит вас прийти завтра к нему в гости на День рождения, но вы заняты и не можете принять его приглашение. Ваши действия и возможные слова?

Проанализируйте ситуации. Что удалось? Что было сложным?

8. Рефлексия.
Я узнал (а) сегодня...
Мне понравилось / не понравилось сегодня...
Мне бы хотелось...

Литература

https://multiurok.ru/files/konstrukt-vneurochnogo-zaniatiia-vezhlivyi-otkaz-n.html

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/viezhlivyi-otkaz

https://schoolfiles.net/1972813

Схема вежливого отказа, несогласия

К сожалению,

НО



не могу

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf55501e0ff8/1167568_1.jpeg

Причина отказа + обещание



Охотно бы,

позже

С удовольствием,

никак

С радостью,

Извини (-те),

на днях

Прости (-те),

завтра

Спасибо,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"

Тема урока: Знаки и символы     Тип урока: Урок - игра     Формы: смотр знаний, игра, работа в группах.     Цель: закрепить представления де...

План-конспект внеурочного занятия по развитию речи в 1 классе Тема "Текст".

План -конспект внеурочного занятия по развитию речи в 1 классе по теме: "Текст".Цель: формирование общего представления о тексте и его признаках( смысловом единстве предложений, их связи друг с другом...

План-конспект внеурочного занятия «Веселый английский» 1 класс Тема: Моя семья

Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в рабочий процесс...

План – конспект внеурочного занятия кружка "Наш край" 1 класс

Занятие посвящено знакомству с символом города Киржача - совой....

план-конспект внеурочного занятия (2 класс)

Внеурочное занятие для 2 класса....

План-конспект для занятия в ГПД на тему "Вежливые слова"

Конспект для занятия группы продленного дня в 1 классах .Тема :"Вежливые слова"....