"Творческая мастерская "Путешествие в Мир будущего"
рабочая программа (4 класс)

Сабирова Анжелика Бахритдиновна
В 4 классе очень важным показателем учащихся является эмоциональная сфера (подготовка к переходу в среднее звено ). Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью. Актуальность курса заключена в важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более в младшем школьном возрасте. Новизна программы заключается в том, что на уроках не ставятся отметки, но самооценивание осуществляется обязательно. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим занятиям как к средству развития своей личности. Цель курса приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sabirova_a.b._puteshestvie_v_mir_budushchego_4_klass.docx42.53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

 _____________ Е.Б. Сунцова

«_____» ___________2018

Заместитель директора

___________ Н.И. Фролова

«____» ____________2018

Пункт 2.2. Основной образовательной

программы начального общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября   2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. от 31 декабря 2015 года N 1576)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                             Направление:  социальное

Название: «Путешествие в мир будущего»

                             Классы: 4

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка.

В четвертом классе учащиеся переживают проблемы личностного развития и межличностных отношений ребят, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Нереализованные ожидания, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок. Необходима  система  профилактических психолого-педагогических  мер для того, чтобы успешно научится выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками. Выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, для того чтобы научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой младшего школьного возраста. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения с окружающими, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

        В 4 классе очень важным показателем учащихся является эмоциональная сфера (подготовка к переходу в среднее звено ). Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью.

    Для учащихся 10-11 лет характерными особенностями являются:

  • развитие взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию,
  • значимость отношений со сверстниками, бунт против родителей и социальных норм;
  • эмоциональная неустойчивость, чувствительность, агрессивность, конфликтные отношения с окружающими и склонность к крайним суждениям и оценкам;
  •  прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят.

В этот период учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом плане отступает на второй план. Ведущей деятельностью (по Д.Б.Эльконину) детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в этом периоде деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примерения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым»- реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы психологически, и даже буквально.

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

• умение принимать чужую точку зрения.

• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

• навыки уверенного поведения;

• навыки совместной (коллективной) деятельности;

• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

• навыки самоподдержки;

• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемый курс внеурочной деятельности направлен на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

Актуальность курса заключена в важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более в младшем школьном возрасте.

Новизна программы заключается в том, что на уроках   не ставятся отметки, но самооценивание осуществляется обязательно. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим занятиям как к средству развития своей личности.

       Цель курса приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Задачи.

- Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.

- Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации.

- Сформировать адаптивный тип взаимоотношений с внешней средой, развить у детей  социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с другими людьми.

- Снижения уровня тревожности;

- Выработка у обучающихся уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля;

  -Формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;

- Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения.

- развитие чувства «Мы», внутреннего единства группы.

Общая характеристика курса

     Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие коммуникативных качеств личности. Вот основные темы, рассматриваемые в ходе курса «Путешествие в мир будущего»: как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы; как правильно управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению, как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, грамотно строить нужные отношения.

         Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.  Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

При организации процесса обучения в рамках данной  программы предполагается применение следующих  принципов  работы, с помощью которых ведущий сумеет включить детей в работу, развить коммуникативные навыки.

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для детей, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему, а также принимать ее. Необходимо просить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Это начальное обсуждение является подготовкой участников к эффективному выполнению упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все дети правильно поняли задание. Если возникают вопросы, следует повторить задание еще раз.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений ребенок имеет возможности увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.

Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным. В программе занятий предусмотрены так называемые структурированные упражнения, предназначенные для установления взаимосвязей в группе, в ходе их выполнения каждый ребенок получает возможность высказаться. В такой ситуации членам группы, обладающим авторитарным складом характера, приходится вырабатывать самоконтроль, чтобы позволить другим детям выступить, а застенчивые дети получают возможность попробовать себя в новой поведенческой роли, в результате чего возрастает их вовлеченность в групповую работу.

Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. Важно  не допускать использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, чтобы ведущий самостоятельно осуществлял деление детей на микрогруппы с помощью различных игровых приемов. Особенно это касается начала работы по программе.

Место внеурочного курса в учебном плане.

Данный курс рассчитан на 17 часов в течение учебного года.

Занятия проводятся 1 раз в месяц, 5 занятий  по 3академических часа, 1 занятие 2 часа.

Категория участников: учащиеся 4-х классов.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

 - готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- развитие ценностно-смысловых установк обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Метапредметные результаты:

- освоение обучающимися УУД ( регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения общаться;

- регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей деятельности.

- усвоение правил индивидуального и коллективного поведения

- логические действия постановки и решения проблем;

Предметные результаты:

 - учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности,

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- умение включаться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

- формулировать собственное мнение и позицию;

- сформированность умения задавать вопросы;

- умения излагать свое мнение и оценку событий;

- умения благодарить и принимать комплименты;

- умения выразить свои теплые чувства к другому;

-  умение осознавать свои чувства и выражать их;

Формы занятий: 

Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. В групповой работе используются:

 Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды

 Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, а также изображающие эмоциональные состояния и чувства.

 Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, в программе подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

 Работы в парах.

Беседа.

Планируемый результат:  

Учащиеся должны уметь использовать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с взрослыми.

Система оценки результата обучения - безотметочная. Вывод об усвоении программы внеурочного курса делается на основе результатов успешного выполнения заданий, выявляющих коммуникативные способности детей.

Содержание курса

 «Наша команда!»

 Знакомство участников между собой и с ведущим (если участники уже знают друг друга);  Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу;Формирование представления о тренинге и правилах участия в нем.

«Групповой договор», упражнение "Имя и цветок", упражнение ."Поменяйтесь местами те, кто…", упражнение ."Что важно для меня", упражнение «Пожелания самому себе», упражнение «Салют».

 «Воображение и выразительность»                                                                                                     

Развитие экспрессивности и навыков командной работы;  Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций;                                                      

 «Мячики», «Промежуточное звено», Упражнения . "Кто ты? Кто я?","Ассоциации", "Температура","В гостях у сказки", «Путаница», «Салют».

 «Обмен информацией»

 Расширение представлений о коммуникативной стороне общения (обмен информацией), коммуникативных барьерах, развитие коммуникативных навыков.

Упражнение  «Сколько лет, сколько зим», беседа «Что такое «коммуникации?», «Испорченный телефон», «Из мухи-слон», «Слепой, глухой, немой», «Салют».                                                                                                                            

«Учимся взаимодействовать»

Расширение знаний об интерактивной стороне общения, приобретение навыков взаимодействия. Развитие умения координировать совместные действия. Развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими.-

«Ладони», беседа «Что такое интерактивная сторона общения», упражение «Взаимные выборы»,«Передай пуговицу», «Курс выживания в тихом океане», «Салют».

"Понимаем ли мы друг друга"

Показать значимость собственного "Я"; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания;совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга.

 "Где я?", "Рисунок по инструкции",  "Умеете ли вы слушать?", "Пойми меня», психогимнастика – «Молчаливые пары»,  «Салют».

Подведение итогов работы творческой мастерской. Оформление выставки (2 часа)

Тематическое планирование

4 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Форма организации деятельности

1,2,3

«Наша команда»

3ч.

Знакомятся  с ключевым принципом командной работы, принимают «групповой договор», делятся своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других.

Прописывают свои цели к концу 4 класса.

                         

Групповое занятие с элементами тренинга

4,5,6

«Воображение и выразительность»

3ч.

Выполняют подвижные упражнения, обсуждают вопросы, которые помогают в рефлексии. Делятся  мнением о степени значимости школы в их жизни. Проговоривают о своих трудностях  и определяют свое к ним отношение.

Слушают сказку и придумывают  её  окончание и объясняют, почему они придумали именно такое окончание сказки.

Групповое занятие с элементами тренинга

7,8,9

«Обмен информацией»

3ч.

Беседуют на тему  «Что такое «коммуникации».  Проигрывают ситуации, показывающие, какие абсурдные ситуации бывают, когда пользуешься непроверенной информацией, откуда рождаются слухи и мифы и как их развеять. Тренируют каждый из каналов, задействованных в коммуникации: слух, говорение, зрение.

Групповое занятие с элементами тренинга

10,11,12

«Учимся взаимодействовать»

3ч.

Знакомятся с понятиями «конкуренция», «сотрудничество», «согласие», «конфликт», «содействие».

Делятся на 3 команды, находят выход из моделируемой проблемной экстремальной ситуации. Учатся приходить к общему мнению  в неожиданных ситуациях, где отсутствуют заранее известные алгоритмы действий, гарантированно ведущие к успеху.                                      

Групповое занятие с элементами тренинга

13,14,15

"Понимаем ли мы друг друга"

3ч.

С закрытыми глазами находят человека, издающего звуки. Выполняют тестовое задание. Рисуют домики, а затем рисуют с закрытыми глазами дом под диктовку соседа, результаты сравнивают. Прорабатывают ситуации "перебивания" друг друга при разговоре.

Рефлексируют о том, что было полезного на занятие, с какими трудностями столкнулись.

Групповое занятие с элементами тренинга

16,17

"Подведение итогов. Оформление выставки"

2 ч.

Релаксируют под музыку. Выполняют упражнение на преодоление воображаемого препятствия (скала).

Проигрывают ситуации. Работают в парах, тем самым развивая умение                                        действовать скоординировано. С помощью цветных кружочков, определяют степень удовлетворённости от занятий. На листах бумаги записывают, что общего у него с каждым членом группы. Выполнение совместного коллажа.

Групповое занятие с элементами тренинга

Наименования объектов и средств

учебно-методического и материально-технического обеспечения

Основная школа

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования».

Д

2.информационно-коммуникционные средства

1

Абрамова Г.С. Практическая психология.- М., 2011.

Д

2

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2010.

Д

3

Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004.

Д

4

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003.

Д

5

Психологическая коррекция умственного развития учащихся: пособие для школьных психологов/Гуревич К.М., Акимова М.К., Борисова Е.М.. и др.- М.,1990.

Д

6

Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры  и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.

Д

7

Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей.-М., 2000.

Д

8

Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6.

Д

9

Прихожан А. Как обрести уверенность в себе.-М.,1994.

Д

10

Спрингер С., Дейч Г., Левый мозг, правый  мозг.-М.,1983.

Д

11

Холодаева  О., Умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: Росткнига, 2005.

Д

12

Субботина Л.Ю. “Игры для развития и обучения дети 5-10 лет” Ярославль, 2001 г.

 

13

Языкова Е.В. “Учись учиться”. Москва, Чистые пруды, 2006 г.

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1

http:// bg-prestige.narod.ru

Д

2

http://schools.keldysh.ru

Д

3

http://www.zavuch.info

Д

4

http://festival.1september

Д

5

http://pedsovet.org

Д

6

http://metodist.ru

7

http:// ns.portal.ru

4.Технические средства обучения (ТСО)

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

2

Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети,  выход в Интернет.

Д

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1

Жалюзи

Д

2

Компьютерный стол

Д

3

Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок.

Д

4

Стол учителя

Д

5

Комплект парт ученических

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."

Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...

коллективно-творческое дело для учеников 4 класса "Я - будущий пятиклассник"

Данное ктд хорошо проводить в середине 4 класса. Цель: профилактика школьной дезадаптации при переходе в 5 класс....

Сценарий творческого выступления «Мы - будущее ГИБДД»

Сценарий выступления команды учащихся 4 класса...

Творческий проект "Город будущего"

В ходе занятия, я стремилась, чтобы каждая его честь была проведено с системно- деятельностным  подходом.За основу был взят механизм формирования ключевых компетентностей обучающихся , разработан...

Творческая работа "Лабытнанги - город будущего"

Творческая работа "Лабытнанги - город будущего"...

Коллективно-творческое дело "Я - будущий пятиклассник"

КТД при переходе в среднее звено учеников 4 класса....

Развитие творческих способностей магистранта как фактор успешной профессиональной адаптации будущих педагогов.

Современные педагогические технологии, методы и приёмы, способствующие развитию творчества ребёнка. Это такие технологии, как: технология проектной деятельности, проблемного обучения, игровой деятельн...