"Творческая мастерская "Путешествие в Мир будущего"
рабочая программа (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sabirova_a.b._puteshestvie_v_mir_budushchego_4_klass.docx | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _____________ Е.Б. Сунцова «_____» ___________2018 Заместитель директора ___________ Н.И. Фролова «____» ____________2018 | Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. от 31 декабря 2015 года N 1576) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: социальное
Название: «Путешествие в мир будущего»
Классы: 4
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка.
В четвертом классе учащиеся переживают проблемы личностного развития и межличностных отношений ребят, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Нереализованные ожидания, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок. Необходима система профилактических психолого-педагогических мер для того, чтобы успешно научится выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками. Выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, для того чтобы научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой младшего школьного возраста. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения с окружающими, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
В 4 классе очень важным показателем учащихся является эмоциональная сфера (подготовка к переходу в среднее звено ). Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью.
Для учащихся 10-11 лет характерными особенностями являются:
- развитие взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию,
- значимость отношений со сверстниками, бунт против родителей и социальных норм;
- эмоциональная неустойчивость, чувствительность, агрессивность, конфликтные отношения с окружающими и склонность к крайним суждениям и оценкам;
- прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят.
В этот период учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом плане отступает на второй план. Ведущей деятельностью (по Д.Б.Эльконину) детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в этом периоде деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примерения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым»- реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы психологически, и даже буквально.
Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать чужую точку зрения.
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемый курс внеурочной деятельности направлен на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Актуальность курса заключена в важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более в младшем школьном возрасте.
Новизна программы заключается в том, что на уроках не ставятся отметки, но самооценивание осуществляется обязательно. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим занятиям как к средству развития своей личности.
Цель курса приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.
Задачи.
- Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.
- Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации.
- Сформировать адаптивный тип взаимоотношений с внешней средой, развить у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с другими людьми.
- Снижения уровня тревожности;
- Выработка у обучающихся уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля;
-Формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
- Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения.
- развитие чувства «Мы», внутреннего единства группы.
Общая характеристика курса
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие коммуникативных качеств личности. Вот основные темы, рассматриваемые в ходе курса «Путешествие в мир будущего»: как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы; как правильно управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению, как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, грамотно строить нужные отношения.
Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков. Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих принципов работы, с помощью которых ведущий сумеет включить детей в работу, развить коммуникативные навыки.
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для детей, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему, а также принимать ее. Необходимо просить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Это начальное обсуждение является подготовкой участников к эффективному выполнению упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все дети правильно поняли задание. Если возникают вопросы, следует повторить задание еще раз.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений ребенок имеет возможности увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным. В программе занятий предусмотрены так называемые структурированные упражнения, предназначенные для установления взаимосвязей в группе, в ходе их выполнения каждый ребенок получает возможность высказаться. В такой ситуации членам группы, обладающим авторитарным складом характера, приходится вырабатывать самоконтроль, чтобы позволить другим детям выступить, а застенчивые дети получают возможность попробовать себя в новой поведенческой роли, в результате чего возрастает их вовлеченность в групповую работу.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. Важно не допускать использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, чтобы ведущий самостоятельно осуществлял деление детей на микрогруппы с помощью различных игровых приемов. Особенно это касается начала работы по программе.
Место внеурочного курса в учебном плане.
Данный курс рассчитан на 17 часов в течение учебного года.
Занятия проводятся 1 раз в месяц, 5 занятий по 3академических часа, 1 занятие 2 часа.
Категория участников: учащиеся 4-х классов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- развитие ценностно-смысловых установк обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
Метапредметные результаты:
- освоение обучающимися УУД ( регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения общаться;
- регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей деятельности.
- усвоение правил индивидуального и коллективного поведения
- логические действия постановки и решения проблем;
Предметные результаты:
- учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности,
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- умение включаться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- сформированность умения задавать вопросы;
- умения излагать свое мнение и оценку событий;
- умения благодарить и принимать комплименты;
- умения выразить свои теплые чувства к другому;
- умение осознавать свои чувства и выражать их;
Формы занятий:
Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. В групповой работе используются:
Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды
Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, а также изображающие эмоциональные состояния и чувства.
Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, в программе подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
Работы в парах.
Беседа.
Планируемый результат:
Учащиеся должны уметь использовать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с взрослыми.
Система оценки результата обучения - безотметочная. Вывод об усвоении программы внеурочного курса делается на основе результатов успешного выполнения заданий, выявляющих коммуникативные способности детей.
Содержание курса
«Наша команда!»
Знакомство участников между собой и с ведущим (если участники уже знают друг друга); Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу;Формирование представления о тренинге и правилах участия в нем.
«Групповой договор», упражнение "Имя и цветок", упражнение ."Поменяйтесь местами те, кто…", упражнение ."Что важно для меня", упражнение «Пожелания самому себе», упражнение «Салют».
«Воображение и выразительность»
Развитие экспрессивности и навыков командной работы; Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций;
«Мячики», «Промежуточное звено», Упражнения . "Кто ты? Кто я?","Ассоциации", "Температура","В гостях у сказки", «Путаница», «Салют».
«Обмен информацией»
Расширение представлений о коммуникативной стороне общения (обмен информацией), коммуникативных барьерах, развитие коммуникативных навыков.
Упражнение «Сколько лет, сколько зим», беседа «Что такое «коммуникации?», «Испорченный телефон», «Из мухи-слон», «Слепой, глухой, немой», «Салют».
«Учимся взаимодействовать»
Расширение знаний об интерактивной стороне общения, приобретение навыков взаимодействия. Развитие умения координировать совместные действия. Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими.-
«Ладони», беседа «Что такое интерактивная сторона общения», упражение «Взаимные выборы»,«Передай пуговицу», «Курс выживания в тихом океане», «Салют».
"Понимаем ли мы друг друга"
Показать значимость собственного "Я"; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания;совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга.
"Где я?", "Рисунок по инструкции", "Умеете ли вы слушать?", "Пойми меня», психогимнастика – «Молчаливые пары», «Салют».
Подведение итогов работы творческой мастерской. Оформление выставки (2 часа)
Тематическое планирование
4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Форма организации деятельности |
1,2,3 | «Наша команда» | 3ч. | Знакомятся с ключевым принципом командной работы, принимают «групповой договор», делятся своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других. Прописывают свои цели к концу 4 класса.
| Групповое занятие с элементами тренинга |
4,5,6 | «Воображение и выразительность» | 3ч. | Выполняют подвижные упражнения, обсуждают вопросы, которые помогают в рефлексии. Делятся мнением о степени значимости школы в их жизни. Проговоривают о своих трудностях и определяют свое к ним отношение. Слушают сказку и придумывают её окончание и объясняют, почему они придумали именно такое окончание сказки. | Групповое занятие с элементами тренинга |
7,8,9 | «Обмен информацией» | 3ч. | Беседуют на тему «Что такое «коммуникации». Проигрывают ситуации, показывающие, какие абсурдные ситуации бывают, когда пользуешься непроверенной информацией, откуда рождаются слухи и мифы и как их развеять. Тренируют каждый из каналов, задействованных в коммуникации: слух, говорение, зрение. | Групповое занятие с элементами тренинга |
10,11,12 | «Учимся взаимодействовать» | 3ч. | Знакомятся с понятиями «конкуренция», «сотрудничество», «согласие», «конфликт», «содействие». Делятся на 3 команды, находят выход из моделируемой проблемной экстремальной ситуации. Учатся приходить к общему мнению в неожиданных ситуациях, где отсутствуют заранее известные алгоритмы действий, гарантированно ведущие к успеху. | Групповое занятие с элементами тренинга |
13,14,15 | "Понимаем ли мы друг друга" | 3ч. | С закрытыми глазами находят человека, издающего звуки. Выполняют тестовое задание. Рисуют домики, а затем рисуют с закрытыми глазами дом под диктовку соседа, результаты сравнивают. Прорабатывают ситуации "перебивания" друг друга при разговоре. Рефлексируют о том, что было полезного на занятие, с какими трудностями столкнулись. | Групповое занятие с элементами тренинга |
16,17 | "Подведение итогов. Оформление выставки" | 2 ч. | Релаксируют под музыку. Выполняют упражнение на преодоление воображаемого препятствия (скала). Проигрывают ситуации. Работают в парах, тем самым развивая умение действовать скоординировано. С помощью цветных кружочков, определяют степень удовлетворённости от занятий. На листах бумаги записывают, что общего у него с каждым членом группы. Выполнение совместного коллажа. | Групповое занятие с элементами тренинга |
№ | Наименования объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения | Основная школа |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». | Д |
2.информационно-коммуникционные средства | ||
1 | Абрамова Г.С. Практическая психология.- М., 2011. | Д |
2 | Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2010. | Д |
3 | Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004. | Д |
4 | Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003. | Д |
5 | Психологическая коррекция умственного развития учащихся: пособие для школьных психологов/Гуревич К.М., Акимова М.К., Борисова Е.М.. и др.- М.,1990. | Д |
6 | Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – Ч.3.- М., 2001. | Д |
7 | Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей.-М., 2000. | Д |
8 | Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6. | Д |
9 | Прихожан А. Как обрести уверенность в себе.-М.,1994. | Д |
10 | Спрингер С., Дейч Г., Левый мозг, правый мозг.-М.,1983. | Д |
11 | Холодаева О., Умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: Росткнига, 2005. | Д |
12 | Субботина Л.Ю. “Игры для развития и обучения дети 5-10 лет” Ярославль, 2001 г.
| |
13 | Языкова Е.В. “Учись учиться”. Москва, Чистые пруды, 2006 г. | |
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ | ||
1 | http:// bg-prestige.narod.ru | Д |
2 | Д | |
3 | http://www.zavuch.info | Д |
4 | http://festival.1september | Д |
5 | http://pedsovet.org | Д |
6 | ||
7 | http:// ns.portal.ru | |
4.Технические средства обучения (ТСО) | ||
1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью | Д |
2 | Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети, выход в Интернет. | Д |
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
1 | Жалюзи | Д |
2 | Компьютерный стол | Д |
3 | Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок. | Д |
4 | Стол учителя | Д |
5 | Комплект парт ученических | К |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."
Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...
коллективно-творческое дело для учеников 4 класса "Я - будущий пятиклассник"
Данное ктд хорошо проводить в середине 4 класса. Цель: профилактика школьной дезадаптации при переходе в 5 класс....
Сценарий творческого выступления «Мы - будущее ГИБДД»
Сценарий выступления команды учащихся 4 класса...
Творческий проект "Город будущего"
В ходе занятия, я стремилась, чтобы каждая его честь была проведено с системно- деятельностным подходом.За основу был взят механизм формирования ключевых компетентностей обучающихся , разработан...
Творческая работа "Лабытнанги - город будущего"
Творческая работа "Лабытнанги - город будущего"...
Коллективно-творческое дело "Я - будущий пятиклассник"
КТД при переходе в среднее звено учеников 4 класса....
Развитие творческих способностей магистранта как фактор успешной профессиональной адаптации будущих педагогов.
Современные педагогические технологии, методы и приёмы, способствующие развитию творчества ребёнка. Это такие технологии, как: технология проектной деятельности, проблемного обучения, игровой деятельн...