Психологические причины неуспеваемости школьника
статья

Герасимова Мария Александровна

В статье даётся обзор психологических причин неуспеваемости школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические причины неуспеваемости

Один из психологов дал образное сравнение детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине – основная масса. Впереди – сильные, успевающие. Позади – отстающие, неуспевающие.

Задача учителя – помочь отстающему. Но для этого учитель должен понимать, что есть не только внешние причины, влияющие на развитие ребенка, такие как негативное влияние социальной среды, несовершенство учебного процесса. Но и понимать внутренние причины его неуспеваемости.

Понятие неуспеваемости далеко не новое и в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному.

Но в целом его можно определить, как отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

До сих пор неуспеваемость – одно из самых «больных» мест всех школ.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, имеет слабую самоорганизацию, на уроках и дома работает не систематически, не устанавливает связей между пройденным и новым материалом. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер. Такой подход к учению приводит к систематической недогрузке, что ведет к снижению темпов умственного развития и еще больше усиливает отставание от сверстников.

Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической позиций.

Психологические причины неуспеваемости.

1. Среди психологических причин самое важное место принадлежит недостаткам в развитии познавательной сферы школьников (процессов   внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения). А ведь эти процессы обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Следовательно, сбой в системе усвоения социального опыта, нарушения в развитии познавательных процессов – всё это приводит к проблемам в учебной деятельности учащихся.

Если внимание сформировано у школьника недостаточно, то он будет, например, пропускать строку при чтении, делать ошибки в начале работы при переходе к другому заданию, не сможет одновременно писать и слушать комментирование своего одноклассника, будет допускать ошибки в вычислениях и при письме и др.

Основные недостатки памяти связаны с малым объемом кратковременного запоминания, слабой удерживающей способностью. Кроме того, слабая опора при запоминании на мышление приводит к поверхностной смысловой обработке материала, и к быстрому его забыванию. То есть такие ученики стараются запомнить материал механически, путём многократных повторений (зазубривание), при этом не особо стараясь понять то, что учат. Таким образом, недостаточность волевых усилий при запоминании еще более снижает эффективность памяти слабоуспевающих школьников.

И конечно же, усвоение знаний — это познавательная деятельность, в которой весьма существенную роль играют процессы анализа, синтеза и обобщения, и низкий уровень их развития самым непосредственным образом негативно отражается на качестве школьного обучения. По сути, мышление — важнейший психологический процесс, который определяет успешность обучения школьника. Именно недостаточное развитие мышления, считается самой распространенной психологической причиной школьной неуспеваемости. Ребенок не умеет выделять существенное, анализировать, обобщать.

2. Несформированность мотивационной сферы.

Мотивы учения делятся на две категории. Первая из них относится к содержанию учебной деятельности и процессу ее выполнения (потребность в интеллектуальной активности, овладении новыми навыками, знаниями, умениями), а вторая – это взаимоотношение школьника и окружающей его среды (потребностями в общении, оценке и одобрении, а также с желанием школьника занять определенное место непосредственно в системе отношений, которые ему доступны на данный момент).

Безусловно, несформированность мотивационной сферы, отсутствие стремления быть успешным, негативно воздействует на способность усваивать знания.

Психологи выделяют три типа неуспевающих учеников по двум показателям:

1. Особенности мыслительной деятельности

2. Направленность личности ребенка, его отношение к учению

Различное сочетание этих показателей привело к следующей типологии:

1. У ребенка низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков) сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению.

3. Низкое качество мыслительной деятельности и отношение к учению отрицательное.

Такая типология имеет большое практическое значение, так как выявив истинные причины можно оказывать каждой группе дифференцированную помощь.

Чаще всего учитель прибегает к традиционной схеме «помощи отстающим» - это дополнительные занятия во внеурочное время, на которых используется одинаковая схема для всех типов неуспевающих: дается задание, которое нужно выполнить, «Сидите, учите!».

Но как сюда попали учащиеся из первой группы с высоким уровнем мотивации, которые и так стараются, добросовестно готовятся к урокам. Не успевают они совсем по другой причине. Такие занятия могут быть оправданы для 2 группы, если дети дома не выполняют домашние задания. Также нужно обратить внимание на учеников, страдающих быстрой утомляемостью. И дополнительные нагрузки во внеурочное время, обрушенные учителем, могут привести к перегрузке и создастся лишь внешняя видимость борьбы с неуспеваемостью.

Помощь учащимся обязательно должна быть дифференцированной и каждой группе должны быть подобраны свои формы и методы помощи.

Для первой группы рекомендуются занятия по формированию познавательных процессов (использовать упражнения на внимание, память, развивать скорость чтения, учить сравнивать, обобщать). Главное в работе с такими детьми – учить учиться! Радоваться каждой, пусть малейшей, но победе.

Проблема второй группы – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. На уроках дети неактивны, школу посещают безо всякого желания, к поручениям относятся отрицательно. Найти подход к таким ученикам можно. Важно действовать сообща с семьей ребенка, искать варианты положительной мотивации, чем можно мотивировать ребенка к успешному обучению. Будет мотивация – будет продуктивность.

Самая сложная группа третьего типа. Как ни грустно, но таких учеников немало. Здесь должна прийти на помощь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учитель может найти эту сферу жизни ребенка, сконцентрировать его внимание на том, что он действительно может и совместно достичь успеха.

Но, если хотите, чтобы человек стал личностью, заметил один из умных философов, поставьте его с самого начала, с детства, в такие условия, при которых он мог быть ею. Могут ли высокие ожидания учителя «подтягивать» ученика, делать его учебную работу более качественной и успешной? Безусловно, да. Есть так называемый «эффект Пигмалиона». Учитель, верящий в ученика, подобен мифическому Пигмалиону, создавшему статую - прекрасный образ - и вдохнувшему в нее жизнь.

Ребенок должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями. У человека тысячи граней, каждая из которых вспыхнет, загорится красотой, если только прикоснуться к этой грани умело и тонко.

Эта работа сложна, даже мучительна порой, но радостна тогда, когда находишь путь решения проблемы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические причины неуспеваемости Учитель начальных классов Герасимова М.А.

Слайд 3

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Слайд 5

Систематическая неуспеваемость = педагогическая запущенность

Слайд 6

Причина 1. Развитие познавательной сферы. Внимание Память Мышление Восприятие Воображение

Слайд 7

Причина 2. Сформированность мотивационной сферы . Мотивация к содержанию учебной деятельности Взаимоотношение с окружающей средой

Слайд 8

Типы неуспевающих учеников Низкое качество мыслительной деятельности + положительное отношение к учению Высокое качество мыслительной деятельности + отрицательное отношение к учению Низкое качество мыслительной деятельности + отрицательное отношение к учению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины неуспеваемости младших школьников.

Неуспеваемость- отставание в учении. при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространённому мнению...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников

В таблице представлены основные трудности в учебной деятельности младших школьников и их возможные психологические причины....

Психологические причины школьной неуспеваемости

Тема по самообразованию "Психологические причины школьной неуспеваемости"Цель- Выявление основных причин неуспеваемости....

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

Причины неуспеваемости школьника.Решаем проблему вместе.

Беседа с родителями начальных классов о том, как помочь неуспевающему ребёнку....

Психологические причины школьной неуспеваемости

Раскрытие школьной неуспеваемости ввиду различных и многообразных психологических причин....

Статья "Психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте" Советы психологов.

Психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрастеПод неуспеваемостью обычно понимают более низкий, по сравнению с предусмотренным учебной программой, уровень усвоения учащимися содерж...