Адаптация к школе
статья (1 класс)

Громова Ольга Сергеевна

 Адаптация к школе»

  • СИЛЬНЫЙ УЧЕНИК
  • КОМУ ТРУДНО УЧИТЬСЯ
  • ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА. МОТИВАЦИЯ
  • ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_1_klass.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Младший школьник. Адаптация к школе»

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования школьного возраста.

Очень сложным для 1 класса (6-7) является период адаптация к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. В этот период некоторые дети очень шумны, кричат, носятся по коридорам, часто отвлекаются на уроках, с учителем ведут себя развязно; другие наоборот, излишне скованны, робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут; у некоторых нарушаются со и аппетит. Они становятся капризными, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения (их называют функциональными отклонениями) вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым должен

отвечать ребенок.

Принято считать, что труднее всех адаптируются к школе домашние дети, не посещавшие ранее детский сад и мало общавшиеся со сверстниками. Практика показывает, что это далеко не соответствует действительности. Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие д/с. Особые трудности, испытывают дети, обучающиеся по программе 1-3 поскольку они сразу должны были включаться в интенсивное изучение учебного курса, проходя его в быстром темпе. Целесообразно в течение адаптационного периода оставить класс наедине с учителем, поскольку при нормальном протеканием процессе адаптации в подавляющем большинстве случаев функциональные нарушения проходят как бы сами по себе.

Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается, а у некоторых полноценной

адаптации так и не происходит (это может быть и на фоне хорошей успеваемости).

Такие дети часто болеют, причем болезни носят психосоматический характер. Эти дети составляют группу риска. С точки зрения возникновения школьного невроза. Они не веселы уже с утра, выглядят переутомленными, у них часто болит голова, появляются боли в области живота. Часто нарушается сон, появляется страх, по утрам может быть рвота. Здесь необходима помощь родителей и педагога. Необходим тесный контакт между ними. Самый важный результат - это восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, к повседневной школьной деятельности. Когда учеба приносит радость, школа не является проблемой. В практике

нередки случаи, когда трудности ребенка к адаптации к школе были связаны с отношением родителей к школьной жизни. Страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку будет в школе плохо, передается и первокласснику. Еще одна из причин - ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное их демонстрирование ему своего недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет.

СИЛЬНЫЙ УЧЕНИК

Почти во всех классах есть дети с избыточной педагогической готовностью (неравномерность исходной подготовки детей с точки зрения владения основными учебными навыками). Они хорошо считают и пишут, быстро выполняют домашнее задание. Затем вынуждены ждать, когда закончат задание другие, начинают заниматься своими делами и как бы выпадают из учебного процесса. В школе им откровенно скучно. Они приучаются отбывать часы, ничего по сути не делая. Высокий уровень педагогической готовности часто не подкрепляется соответствующей функциональной и психологической готовностью. Высокий уровень интеллектуальной готовности и низкий уровень волевой. Эксплуатируется именно сильная сторона, а волевая не развивается. Привычка получать «5», не прилагая усилий, сказывается при переходе в 3 класс. Резко падает успеваемость. Это служит отрицательно для формирования личности, самооценки. Необходимо дополнительно загружать таких детей, формировать самостоятельность во внеучебной деятельности. «Разочарования» в школе, учебе, потеря интереса часто имеют результатом снижение познавательной активности.

КОМУ ТРУДНО УЧИТЬСЯ

Это интеллектуально пассивные дети. Они, как правило, очень старательно, хорошо выполняют простые задания, аккуратно ведут тетради. Красиво пишут, тщательно соблюдают все правила оформления работы.

Во 2-3 классах они начинают резко отставать, причем именно в тех навыках, которые были в 1 классе на высоком уровне. Они не выделяют собственно интеллектуальной задачи, она не

выступает перед ними как задача, требующая для решения специфических интеллектуальных

способов. Учебная активность направлена у них на техническую сторону работы. Она замещает

интеллектуальную часть.

Еще одной из причин слабой успеваемости можно назвать чрезмерность.

Чрезмерно подвижные, чрезмерно пассивные дети. Первые неусидчивы и беспокойны, не могут сосредоточить внимание, торопятся ответить, даже не дослушав вопрос. Не доводят начатое дело до конца. Задания недоделанные, недописанные. Они суетливы, мешают другим. Вторые, напротив, ведут себя хорошо, но крайне инертны, вялы. Стараются выполнить все, но самостоятельности не проявляют. Медлительны во всем. Чрезмерная медлительность обычно связана с быстрой истощаемостью нервной системы. Даже незначительное умственное напряжение может иногда вызвать у таких детей переутомление. Таким детям необходимо объяснять материал в медленном темпе. Давать достаточно времени на выполнение заданий. И учиться такие дети будут хорошо. Трудности в учебе могут быть вызваны не сформированностью необходимых элементов учебной деятельности: памяти, внимания и особенно спецификой мыслительной сферы.

ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА. МОТИВАЦИЯ

Трудности могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника. У детей со сформированной позицией занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные переживания. А игры, интересовавшие в детском саду, теряют свою привлекательность, обесцениваются.

У ребенка должно быть сформировано чувство гордости за то, что он - школьник.

Должно быть чувство компетентности. При искаженном развитии – исполнительность. Стимулирование мотива компетентности в этом возрасте является важным фактором формирования личности. Важно приучить ребенка ограничивать свои желания. Стараться преодолевать трудности. Взрослым нельзя «пугать» школой. Не стоит расписывать школьную жизнь как «радужную».

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

* Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

* Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их

необходимость и целесообразность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

* Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его выполнением.

* Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на начальном этапе.

* Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка (Молодец! Ты так хорошо справился!) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

* Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

* С поступлением в школу к жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый раз в первый класс или проблемы адаптации в школе

Малыш идет в 1 класс. К этому дню вся семья готовится, однако ощущение празника вскоре исчезает. Ведь в первые дни ребенок сталкивается  трудностями, к которым он, оказывается, не готов. Необходи...

Программа коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации к школе

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повыше...

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

"Адаптация к школе. Организация учебного пространства в первые дни ребенкка в школе"

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.Ребёнок сталкивается с...