Решение ситуативных задач
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Решение ситуативных задач по профилактике девиантного поведения  обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_situativnyh_zadach.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Решение ситуативных задач

Ситуация 1

Коля–самый маленький в классе и очень застенчивый. У него нет друзей. Чтобы привлечь к себе внимание, Коля часто влезает в чужие разговоры и надоедает ребятам. Саша высокий и сильный. Он решил проучить Колю.

Вопросы к решению ситуации

Ответы

Что чувствует каждый участник ситуации?

Коля совершает действия, досаждающие другим. Он ничего  плохого не делает. Испуг перед высоким и сильным;  беспомощность, незащищенность – нет друзей.

Саша – превосходство в силе, уверенность в себе и своем поступке. Доминирование над слабым.

К какой форме девиации можно отнести поведение школьников?

 Раннее проблемное поведение. Агрессивное поведение.

Что может случиться?

Физическое насилие. Словесное оскорбление.  Психологический срыв. Социально-психологическая дезадоптация.

Как можно разрешить ситуацию? Приведите порядок действий  участников образовательных отношений: педагогов, родителей, обучающихся.

  1. Дать почувствовать ребенку, что его состояние замечено, показать  готовность оказать помощь.
  2. Вовлечь ребят в творческую деятельность, при которой каждый сможет проявить свои лучшие качества, ощутить полезность собственных действий.
  3. Предоставить возможность выполнения кратко- и долгосрочных поручений в коллективе.
  4. Вовлечь во внеурочную деятельность (кружки, секции, клубы)
  5. Посоветовать родителям организовать досуг мальчика посещением театра, выставок, семейным чтением.

Ситуация 2

Оксана - новенькая. У нее сильный украинский акцент, она им отличается от всех остальных учеников. Одноклассникам нравится ее говорок, он их смешит. Сегодня Оксана очень расстроена, потому что ее дразнят.

Вопросы к решению ситуации

Ответы

Что чувствует каждый участник ситуации?

Оксана обижена, расстроена. Одноклассники беспечны, веселы. Не замечают, что  невольно обижают девочку.

К какой форме девиации можно отнести поведение школьников?

Раннее (отклоняющееся) поведение.

Что может случиться?

Замкнутость, уход в себя, нежелание  встречаться с одноклассниками, желание избегать встреч, общения. Социально-психологическая дезадоптация

Как можно разрешить ситуацию? Приведите порядок действий  участников образовательных отношений: педагогов, родителей, обучающихся.

Педагог. 1 В доверительной беседе выяснить причины поведения. «Мне кажется, тебя что-то беспокоит или тревожит. Мы могли бы поговорить и разрешить ситуацию».

2. Предложить классному коллективу провести фестиваль  творчества, включить ребят в проектную деятельность по изучению языков-братьев, подборку народных песен, театрализованную миниатюру.

3. В доверительной беседе познакомить родителей с ситуацией в классе. Пробудить в них желание помочь дочери словами поддержки, одобрения. Подготовить для утренника семейный музыкальный номер, инсценировку  

Ситуация 3

 Али - азербайджанец. Он занимается спортом и очень симпатичный, но заикается. Некоторые ребята из класса дразнят Али, а друзья Али из азербайджанской диаспоры в один прекрасный день приняли решение разобраться с теми, кто его дразнит.

Вопросы к решению ситуации

Ответы

Что чувствует каждый участник ситуации?

Ребята класса – не считают себя обидчиками. Али испытывает психологическое насилие.

К какой форме девиации можно отнести поведение школьников?

 Агрессивное поведение. Может перейти  в  делинквентное поведение.

Что может случиться?

Конфликт между группой ребят. Физическое насилие.

Как можно разрешить ситуацию? Приведите порядок действий  участников образовательных отношений: педагогов, родителей, обучающихся.

1.Поговорить, не давя на  ребят, о неправомерности поступков, поведения.

2.Организовать спортивные эстафеты, соревнования, которые бы сплотили ребят, переключили внимание.

3.Тактично поговорить с родителями (законными представителями) детей о сложившейся ситуации, убедить их не наказывать детей. Предложить провести доброжелательные беседы с детьми с собственными положительными примерами из жизни. Пригласить родителей на классный час  для знакомства с их культурой и традициями.

Ситуация 4

Света – веселая, красивая девочка. Мама Светы –хозяйка небольшого магазинчика, который торгует старыми вещами (секонд-хенд) на краю города. Над Светой из-за этого смеются одноклассники и она стала пропускать школу.

Вопросы к решению ситуации

Ответы

Что чувствует каждый участник ситуации?

Света чувствует обиду. Она жертва агрессивного поведения  одноклассников.

К какой форме девиации можно отнести поведение школьников?

Раннее (проблемное) поведение.

Что может случиться?

Психологическое насилие. Может предшествовать делинквентному поведению.

Как можно разрешить ситуацию? Приведите порядок действий  участников образовательных отношений: педагогов, родителей, обучающихся.

  1. Поговорить, не давя на  одноклассников девочки, о причинах и  неправомерности поступков, поведения
  2. В доверительной беседе успокоить девочку, поддержать. Мне показалось, в последнее время ты много пропускаешь. Что-то случилось? Что тебя беспокоит. Я могу с тобой «пошептаться», возможно, мы вместе найдем выход из сложившейся ситуации?
  3. Во внеклассной работе провести «Встречи с интересными людьми» и познакомить с необычными  профессиями в мире. Оформить проект «Профессии моей семьи»
  4. Предложить собрать вещи, которые можно передать нуждающимся.
  5. Провести конкурс модельеров «Бабушкин сундук», «Обновка из старых вещей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Основное содержание педагогической технологии сотрудничества .Материал для родительского собрания ( Ситуативные задачи ,тест)

В современных условиях отношения учителя с учениками становятся важнейшим фактором ,определяющим результаты учебно-воспитательного процесса:это должно быть отношения сотрудничества, создающие у детей ...

Решение ситуативных задач на примере урока английского языка в 3 классе «Домашние питомцы» в рамках ФГОС

Данная статья предназначена для  учителей английского языка, работающих в начальной школе по ФГОС. Статья содержит описание и ход урока по закреплению и систематизации знаний по теме «...

Подготовка и проведение обучающего интерактива при решении ситуативно-педагогической задачи

Подготовка и проведение обучающего интерактива при решении ситуативно педагогической задачи1. Решение задачи2. Интерактив...

Решение ситуативной педагогической задачи

Решение ситуативной педагогической задачиСитуация: Девочка Маша, ученица 4 «А» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой. Учительница это заметила, и, прервав отвечающего...

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...