"Деревья-Характеры из Волшебного леса"
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс)
Этот материал можно использовать как в рамках занятия по психологии в начально школе, так и во время интегрированных уроков, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и сказочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevya_-haraktery.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по психологии в начальной школе
«Деревья -Характеры из Волшебного леса»
Этот материал можно использовать как в рамках занятия по психологии в начально школе, так и во время интегрированных уроков, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии сказочной терапии.
Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки.
Цели: развитие навыков рефлексии и образного мышления.
Задачи:
- помощь учащимся в осознании черт собственного характера.
- тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
- развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.
Этапы работы:
1 этап – Разогрев
Упражнение «Сказочные характеры»
Цели: погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: классическая музыка разного темпа, настроения,
Педагог-психолог: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает много сказок. У вас есть любимые сказочные герои. Вспомните их, пожалуйста, и расскажите, какие у них характеры. (Дети вспоминают, называют) И у меня есть любимые сказочные герои. Я сейчас их буду вам называть, а вы их при помощи движений, позы, жестов и мимики попробуете изобразить, но при этом нельзя произносить звуки и слова».
- Веселый Мышонок
- Грустная Аленушка
- Злой Серый волк
- Хитрая Лиса Патрикеевна
- Добрый Медведь
- Озорной Колобок
- Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?
- Было ли так, что вы не знали называемого героя? А хотелось ли вам почитать про него сказку?
- Чем отличаются наши герои? Что в них общего?
2 этап – Основная деятельность
Цели: применение сказочного материала для лучшего понимания самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие творчества.
Материалы: музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.
Упражнение «Деревья-Характеры»
Педагог-психолог: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, кому так удобнее будет представлять, о чем я говорю. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»
«Сказка о Деревьях-Характерах»
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...
Когда сказка завершается, педагог-психолог просит учащихся использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней. Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг.
За 3-4 минуты до завершения отведенного времени педагог-психолог объявляет:
«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам»
Спустя несколько минут педагог-психолог просит тех учеников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком.
«Посмотрите на рисунки других детей и выберите тот, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите сходство. Прошу вас не пытаться пояснять и оценивать чужие рисунки. Просто посмотрите и сделайте выбор. Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Дети (те, кто захочет) комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, чувствах, эмоциях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения — во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые дети будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.
3 этап – Сочинение общей сказки
Дальнейшая работа будет связана с существами. Предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводя персонажей.
4 этап - Вопросы для обсуждения
После того как дети расскажут сочиненную общую сказку, стоит обсудить следующие вопросы:
- Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
- Как проявили себя эти существа в созданной вами сказке?
- В чем состояла их роль и значение?
- Как вы можете охарактеризовать эти существа?
- Какими качествами они обладают?
- Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?
- Как вы справились с этими трудностями?
- Какие чувства испытываете сейчас?
Литература:
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД во второй младшей группе "Поиски Машеньки в волшебном лесу"
Конспект НОД по социализации во второй младшей группе ....
НОД во второй младшей группе "Поиски Машеньки в волшебном лесу"
Конспект НОД по социализации во второй младшей группе ....
НОД во второй младшей группе "Поиски Машеньки в волшебном лесу"
Конспект НОД по социализации во второй младшей группе ....
НОД во второй младшей группе "Поиски Машеньки в волшебном лесу"
Конспект НОД по социализации во второй младшей группе ....
Интегрированный урок ИЗО и психология "Деревья характеры"
Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии содержит интересный материал для раскрытия творческой личности учащихся, служит посредством для развития эстетического вкуса, памяти, внима...
Конспект занятия с презентацией для 1 класса "Деревья-характеры"
Цель: развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера....
Новогодний утренник "Однажды в волшебном лесу"
Сценарий к новогоднему утреннику адаптирован под разновозрастный коллектив. С использованием разнообразных форм деятельности. Направлен на создание психологически-положительной атмосферы и развитие тв...