Лидерство в группах
статья

Михалова Наталья Сергеевна

Как лидерство влияет на человека в группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационно-педагогическая модель интеллектуального развития младших школьников в условиях образовательной организации

Н.С.Павлова

Томский государственный педагогический университет, г. Томск

МАОУ СОШ № 32 г. Томска

В современном обществе в связи с быстро меняющимися условиями жизни, повышением эмоционального и психического напряжения существует актуальность в изучении и развитии интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Современная начальная школа является важнейшим этапом развития гармоничной личности, представляет собой социальный институт. Для достижения положительных результатов в учебном процессе немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным развитием. Важно отметить, что у каждого ребенка есть таланты и способности. Но для того, чтобы они могли выражать свои идеи и мысли, нужна помощь взрослых. Задача учителя - использовать различные методы обучения, включая игры на занятиях, для целенаправленного развития интеллекта обучающихся.

На современном этапе развития общества все больше требуются квалифицированные специалисты с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, основы которых закладываются в школьный период развития. Анализ психолого-педагогическую литературу по проблеме интеллектуального развития обучающихся зависит, прежде всего, от содержания и логики изложения учебных предметов. Школьное образование наряду с познавательной функцией должно реализовывать и развивающую функцию – усложнять, расширять индивидуальные ресурсы личности.

Пытаясь дать точное определение интеллекта, психологи сталкиваются с различными и значительными трудностями. Слово «интеллект» происходит от латинского, что в переводе означает «знание», «понимание». Первоначально этот термин относился исключительно к рациональным психическим функциям психики человека. Сегодня этот термин охватывает когнитивные процессы в целом.

В своих научных трудах Аристотель и Платон ставят интеллект на первое место. Согласно Платону, интеллект – это способность мыслить, а именно рациональное мышление, в отличие от других духовных способностей, таких как интуиция, воображение и чувства [6].

«Быть человеком и быть интеллектуальным – совершенно различные вещи. Мы биологические создания со всеми необходимым и иногда нежелательным багажом, который происходит из многих этапов эволюции». «Интеллектуальная сфера стоит неким особняком, поскольку ее связи со строением мозга невероятно сложны. Раньше многими физиологами и врачами было принято считать, что интеллект зависит от массы и величины мозга. Однако, после проведения ряда опытов, наблюдений по сопоставлению умственных способностей одаренных и умственно отсталых людей с размерами мозга, было выявлено, что масса мозга не определяет интеллектуальных возможностей человека».

Рассмотрим некоторые определения понятия:

В своей работе психолог И. А. Домашенко описывает интеллект как общую познавательную способность, определяющую готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

 Дж. Гилфорд описывает интеллект как способность обрабатывать информацию. При этом под информацией следует понимать весь спектр восприятия человека. В работе М. А. Холодная описывает интеллект как форму организации индивидуального опыта в виде имеющихся ментальных структур [5].

Для С. Л. Рубинштейна интеллект сравним с общей одаренностью личности, и представляет собой совокупность общих умственных способностей» [1].

Б. Г. Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, объединяющий процессы, состояния и свойства личности. Эта организация связана с нейродинaмическими, вегетативными и метаболическими показателями человека. Это своеобразные эквиваленты человеческого интеллекта.

Важно отметить, что теоретические подходы к изучению интеллекта не могут игнорировать повседневные идеи. Особый интерес представляет наличие в обыденных представлениях представления о взаимосвязи уровня развития интеллекта с морально-нравственными качествами личности, которым в настоящее время не уделяет должного внимания. Таким образом, можно дать определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям. Механизм интеллекта проявляется в решении задачи во внутреннем плане действий при доминировании роли сознания над бессознательным.

В свою очередь психолог Говард Гaрднер выделяет девять видов интеллекта:

1. Лингвистический. Способность пользоваться словами в устной и письменной речи. В школьном возрасте этот вид интеллекта развивается наиболее активно: школьники много пишут, читают, говорят.

2. Логико – математический. Способность оперировать числами, например: у бухгалтеров, программистов, учёных.

3. Визуально – пространственный. Способность воспринимать мир визуально, анализировать его. Люди, у которых хорошо развит этот вид интеллекта, успешно отображают мир графически. Хорошо развит интеллект у гидов, охотников, художников, архитекторов и ориентировщиков.

4. Телесно – кинестетический. Способность пользоваться телом для выражения эмоций, чувств. Хорошо развит у танцоров, актёров.

 5. Музыкальный. Способность воспринимать, создавать и исполнять музыку. Такие люди обладают чувством ритма. Хорошо развит ритм у композиторов, певцов. 6. Натуралистический. Способность разбираться в различных живых организмах. Эти люди имеют большой интерес к окружающему миру.

7. Межличностный. Способность к коммуникациям, способность понимать чувства людей.

8. Интраперсональный. Способность оценивание себя к самоконтролю, понимание своих отрицательных и положительных сторон.

9. Экзистенциальный. Способность формулировать ответы и вопросы на темы смерти и жизни [3].

Интеллектуальное развитие ребенка — многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка. Оно является важнейшей составляющей общего психического развития, подготовки ребенка к обучению и дальнейшей жизни.

Свойства психики человека основа его интеллекта и всей его духовной сферы формируется главным образом в младшем школьном возрасте, и поэтому перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности.

Развить интеллект у обучающихся можно через использование методов на уроках и занятиях.

Слово «метод» происходит от греческого «методос», что в переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой – либо цели или решения конкретной задачи. Давая определение метода, ученые – дидакты акцентируют внимание на разных сторонах этого понятия.

Так, И.Ф.Харламов наряду с организацией учебной деятельности учащихся выделяет в методах обучающую работу учителя. Он дает следующее определение: «Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». По его мнению, метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся [4].

Из учебного пособия по педагогике Пидкасистый П.И., Краевский В.В., Миняев А.Ф. дали понятие термину «метод обучения» – это способы деятельности учителя и обучающихся, направленные на решение задач обучения [2].

Для развития интеллекта у обучающихся можно отнести игровой метод.

Его главное преимущество в том, что в ситуации игры процессы восприятия происходят в сознании ребенка быстрее и точнее. Они передают обучающее действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценариев. Игровой метод обучения отличается чёткостью постановки цели и соответствующим ей педагогическим результатом. Ценность этого метода состоит в том, что в игровой деятельности обучающая, развивающая и воспитательная функции действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения организует, развивает обучающихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.

В игре способности людей проявляются по – разному, порой неожиданные способности любого человека, а ребенка в особенности. Й. Хейзинг отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается как игра. Игра – вид продуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Игра как вид деятельности сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с культовым поведением, спортом, искусством, в особенности исполнительскими его формами.

Некоторые учителя в своей работе используют игровой метод обучения на уроках, но не все. Обучающимся очень важны игровые методы на уроках. Благодаря этим методам, ребёнок может повысить свой уровень интеллектуальных способностей, мышления, памяти и творчески развить себя.

В нашей работе в качестве педагога дополнительного образования я использую игры по спортивному ориентированию.

На примере, многих методик была создана своя рабочая программа по спортивному ориентированию. Эта программа отличается тем, что в ней представлены этапы всестороннего развития обучающихся. Развития интеллекта можно проследить на этапе взаимодействия детей с картой. В процессе ориентирования на местности спортсмен должен читать карту, следить за местностью, контролировать расстояние и выдерживать направление по компасу. Читая карту, спортсмен выбирает путь движения, определяет надёжные ориентиры, которые легко определяются на местности по ходу движения, определяя местонахождения. При взгляде на карту можно зафиксировать и представить себе картинку местности в пределах карты, уметь найти на карте отдельные ориентиры, а также как они расположены по 26 соотношению к друг другу. В процессе соревновательной деятельности спортсмен постоянно переключает свое внимание, между различными объектами. Это помогает развить свои интеллектуальные способности.

Благодаря поэтапной работе, описанной в нашей программе, игровой метод помогает развить интеллект обучающихся. Таким образом, на данном уроке обучающиеся развивали интеллект. Заметим, что все обучающиеся проявили большой интерес, так как игровой метод позволяет не только развить свой интерес, но и замотивировать обучающихся.

Таким образом, в реализации игровых методов с развивающими упражнениями на развитие интеллектуальных способностей достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Игровой методы обучения делится на две группы: традиционные и инновационные игры. В настоящее время при традиционных методах работа формируется слабо. Так как при работе с картой нужно визуализировать и сопоставлять карту с реальностью. Из всего вышесказанного, можно сделать выводы: Использование на занятиях игровые методы обучения, позволяют развить интеллект обучающихся. Игры на занятиях позволяют замотивировать обучающихся к изучению нового.

Литература:

  1. Арсеньев, А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» / А. С. Арсеньев – Москва, – 993. – № 5. – 170 с.
  2. Пидкасистый, П.И., Мижериков, В.А., Юзефавичус, Т.А. Учебник по педагогики / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с.
  3. Уринбоева, Л. У. Развитие интеллектуальных способностей учащихся / Л. У. Уринбоева // Научный журнал. – 2017. – 76 с.
  4. Харламов, И.Ф. Педагогика. / И.Ф.Харламов – Москва : Гардарики, 1999. – 520 с.
  5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. / М. А. Холодная. – Санкт – Петербург : Издательство «Питер», – 2002. – 264 с.
  6. Яхьяева, А. Х. Младший школьный возраст: психолого-педагогические условия развития интеллектуальных способностей / А. Х. Яхьяева // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2018. – № 4(100). – 306 с.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Студентка группы 801М Павлова Наталья Сергеевна Лидерство как инструмент влияния на группу

Слайд 2

В начале XX века американский социолог Э. Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, — чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что лидером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер.

Слайд 3

Лидер Лидером называют человека, обладающего наибольшим авторитетом и неформальным признанием в малой группе. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Слайд 4

Лидерство Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе внутригрупповых отношений. Само по себе лидерство – это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведении, соответствующим роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания им высоким формальным статусом.

Слайд 5

Лидерство Во всех случаях выдвижение в лидеры обусловлено, в конечном счете, эффективностью вклада члена группы в решение групповых задач. Т.е. лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идёт только о пользе для группы в целом. Т.е. индивид может обладать исключительно личностными качествами, но не быть лидером, если его деятельность не приводит к существенному повышению эффективности деятельности группы в целом.

Слайд 6

Функции лидерства К основным функциям, которые выполняют лидеры в группах, прежде всего относятся: новаторская ; коммуникативная ; организаторская ; координационная ; интегративная .

Слайд 7

Новаторская функция Означает, что лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи функционирования и развития группы. Аккумулируя и генерируя новые идеи, лидер формулирует новые цели и задачи, обосновывает приоритеты в развитии группы и тактические способы и методы их достижения.

Слайд 8

Коммуникативная функция Предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов членов группы. Лидер – своеобразный аккумулятор идей и настроений в группе, выразитель интересов и потребностей в группы, представитель во взаимоотношениях с другими группами.

Слайд 9

Организаторская функция Логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Чтобы направлять и организовывать действия группы, лидер должен обладать организаторскими качествами, умением завоевывать доверие членов группы, объединять их усилия для достижения определенных целей.

Слайд 10

Координационная функция Является продолжением организаторской и направлена на координацию и согласование действий всех членов группы, а также практических исполнительских решений.

Слайд 11

Интегративная функция Направлена на поддержание целостности и стабильности группы.

Слайд 12

Лидерство Особенности выполнения лидером названных функций зависят от типа группы и характера её деятельности. Например, в спортивной команде лидер, прежде всего, организует и координирует действия игроков, обеспечивает «заряженность» команды на победу. В научном коллективе лидер в первую очередь выполняет новаторскую функцию, являясь «генератором идей», определяющим основные направления работы.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городской творческой группы "Окружающий мир" руководитель группы учитель МОУ гимназии №1 смородинова Елена Эдуардовна г. Комсомольск - на - Амуре

Данный материал содержит   разработку занятия группы по внедрению ФГОС, диагностику педагога, творческое задание по определению понятия "деятегльностный  подход"....

Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб группы»

Цель занятия. Закрепить знания детей о символе государства.Развивать фантазию и воображение.Придумать и нарисовать флаг группы.1. Задачи на развитие познавательных способностей. Воспитывать...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Флаг группы»

Цель. Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни.Развивать фантазию и воображение. Придумать и...

"Игра как основа воспитания лидерства"

   Дети с рождения обладают лидерскими качествами. Тема «лидерства» привлекала внимание представителей разных направлений. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристоте...

Сказка о лидерстве

Сказка написана таким образом, чтобы у ребенка возникла возможность максимально идентифицироваться с главным героем - носителем определенного качества....

Статья "Феномен лидерства в коллективе"

Лидерство (leadership) – процесс, в ходе которого определенные члены группы ведут за собой всех остальных.Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он...

Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Ступени лидерства»

Цель: Создание условий для формирования у старшеклассников навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции....