Социально-психологическая адаптация к школьному обучению
статья

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-психологическая адаптация к школьному обучению.

Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с кризисом 6-7 лет.


Для родителей это тоже трудности:

  • во-первых, именно в этот период требуется максимальное участие в жизни ребенка;
  • во-вторых, с началом обучения ребенка в школе становятся видны их прошлые недоработки в воспитании и обучении ребенка;
  • в-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

  • Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
  • Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  • После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения, частая смена настроения.

Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.

Социально-психологическая адаптация

Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятельности.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате "жертвуют" качеством любой работы.

Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

Правила Симона Соловейчика для первоклассников

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть -— иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Большое значение в адаптации ребенка играет режим дня. Конечно, без помощи родителей тут не обойтись. Чтобы ребенку было проще, можно вместе с ним составить план на неделю  и повесить на видное место.

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

И напоследок, несколько рекомендаций психолога  «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
  2. Не торопитесь. Умение рассчитать время — ваша задача. Если вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.
  3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: "Смотри, не балуйся!", "Чтобы сегодня не было плохих отметок!". Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  4. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?". Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  5. Если вы видите, что ребенок огорчен, молчит — не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет все сам.
  6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо два часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий — 10 минут перерыв.
  9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если нужна ваша помощь — наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
  10. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то...".
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку.
  12. Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу тактики решайте без него.
  13. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Литература:

  1. Е.Н. Корнеева. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. "Академия развития", 2000 год.
  2. А. Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Москва. "Аст-Пресс", 2000 год.
  3. М.А. Алоева. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007 год.

Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников


Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребёнок - это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.

Для решения задач психолого-педагогической работы с первоклассниками, в начальных классах осуществляются следующие направления деятельности:

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза - на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.

Развивающая психологическая и педагогическая работа в течение всего года.

Консультативная работа с педагогами и родителями проводится психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.

Методическая работа, направленная на совершенствование методики содержания обучения, проводится педагогами, по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников.

Развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.

Все обозначенные выше направления работы в рамках системы психолого-педагогического сопровождения на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы. Мы выделяем следующие основные этапы:

  • Первый этап - поступление ребёнка в школу.
  • Второй этап - первичная адаптация детей в школе.
  • Третий этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

В период с 2003 по 2006 год в октябре-декабре мы проводили исследование с целью изучения того, как адаптируются первоклассники. Исследование включает тестирование, анкетирование детей, родителей. Выявлено 3 группы детей: дети с легкой адаптацией и дети с неполной адаптацией, дезадаптированные дети. В период с 2003 по 2006 годы поступили в первый класс 88 детей. (29, 29, 30 детей). В сентябре учителя первых классов традиционно проводят адаптационный курс "Введение в школьную жизнь" Цукерман и Поливановой.

Результаты тестирования показали, (мнение учителей) что из 88 первоклассников 81 (92 %) адаптировались легко. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, без видимого напряжения выполняли требования учителя. Неполная адаптация, по мнению учителя и психолога, наблюдается у 6 учащихся (6,8 %). Им потребовалось больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они предпочитали до конца первого полугодия игровую деятельность учебной, не сразу соглашались выполнять требования учителя, часто выясняли отношения со сверстниками (дерутся, капризничают, жалуются, плачут).

Наблюдения показывают, что на уроке такой ученик отличается неорганизованностью, замедленным темпом деятельности. Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор - вот его характерные черты. Может не дописать буквы, слоги, пропустить слова. Трудности в чтении определяются пропуском букв, слов. Иногда быстрый темп чтения, но плохое понимание текста или же, наоборот медленное чтение.

За три года исследования выявлена дезадаптированность 1 ученика (2004-05 у/г. Кеша А.) (1,1 %). Этот ребенок имеет проблемы в семье, заикается, что несомненно, отразилось на прохождении адаптации.

По мнению родителей, высокий уровень адаптированности у 15 учащихся (17 %), выше среднего - у 38 (43,1 %), средний уровень - у 35 учащихся (39,7 %). Интересно отметить, что родители всегда отмечали благополучную адаптацию у своих детей, что показывает их положительное отношение к школе, учителю.

Сделаны сравнительные анализы адаптации - воспитанников ДОУ, по возрасту, по полу.

Сравнительный анализ воспитанников ДОУ выявил, что выпускники д/с "Колобок", "Хатынчаана" и наслежных детских садов значительно легче переносят адаптацию. Дети из "Радуги", "Кэнчээри", "Ручейка" испытывали в первое время трудности.

Дети 6,5 лет труднее переносят адаптацию, чем семилетние дети, так как их психика еще сохраняет более раннюю "детскую" организацию и не готова к серьезной учебной деятельности.

С помощью методик, как "Страхи в домиках", "Мое настроение в цветах" выявляется эмоциональное состояние детей в период адаптации. Эмоциональное состояние детей зависит от многих факторов, как межличностные отношения, физическая и умственная нагрузка, индивидуальные личностные особенности, внутрисемейные отношения.

Цветовое фиксирование своего настроения первоклассников в течение учебного года в неделю один раз показывает преобладание положительных, бодрых, активных цветов (красный, желтый), что является показателем безболезненной адаптации у большинства детей.

Методика "Страхи в домиках" (Опросник из книги Е.И. Рогова 8 стр.28-29) выявляет личностную тревожность детей. Норматив страхов у девочек 6-7 лет - 11-12, у мальчиков - 8-9. У 55,1% детей выявлено превышение норматива.

Первоклассники особенно испытывают страхи по следующим показателям:

  • смерти родителей (75,8%);
  • умереть (68,9%);
  • стихийных бедствий (65,5%);
  • сказочных персонажей (Бабы-Яги, Кощея Бессмертного и.т.д.) (58,6%),
  • страх глубины (55,1%)

Эти страхи соответствуют возрастным особенностям появления страхов у младших школьников.

Отслеживание уровня школьной мотивации проводили по методике Лускановой.

Высокий уровень школьной мотивации выявлено у 17,8% учащихся, средний уровень - у 19,2%, внешняя мотивация значительно преобладает - 43,3%, низкий уровень - 12,5%, негативное отношение к учебе выявлено у 2,2%. Исследования показали, что у девочек сформированность учебной мотивации выше, чем у мальчиков. Это определяется тем, что девочки более усидчивы, достаточно общительны, легко приспособляются к новой деятельности. Большинство мальчиков предпочитают игровую деятельность учебной, у них еще сохраняются качества, присущие предыдущему возрастному периоду, более подвижные, трудно переносят длительное ограничение двигательной активности.

Низкий уровень школьной мотивации показали дети с двойной адаптацией, прибывшие из наслегов.

Для выявления самооценки ребенка и межличностных отношений в классном коллективе пользуемся методикой "Дом Доброты". И.В.Вачкова. Суть данной методики заключается в том, что дети должны расселять дом Доброты, который имеет три этажа и самую верхнюю одну квартиру на крыше. На самом верхнем (на крыше) живет один самый-самый добрый в классе, на третьем - добрые, на втором - средне-добрые, на первом те, у кого доброты меньше всех. Дети расселяют по этим этажам своих одноклассников и себя. Анализ результатов этой методики показало, что большинство детей имеют высокую и завышенную самооценку, считают себя добрыми, "хорошими" и "умными" и положительно оценивают свои школьные успехи уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно.

По результатам исследования выявлены следующие проблемы:

  • У большинства первоклассников процесс адаптации к школе завершается только к концу первого полугодия. В период адаптации к школе у ребенка снижается вес, замедляется рост, появляются жалобы. Острая заболеваемость первоклассников в этот период два раза превышает норму.
  • Затруднения в адаптации испытывают мальчики и дети 6-6,5 лет (причины - неусидчивость, неустойчивое внимание, неразвитость мелкой моторики руки).
  • В период адаптации у детей появляется повышенная тревожность. Норматив страхов превышает у большинства детей, что показывает дискомфортное внутреннее состояние первоклассников.
  • У большинства детей преобладают внешние мотивы к обучению.
  • У детей с двойной адаптацией, прибывших с других мест, чаще возникает низкое или негативное отношение к учебе, затруднения в общении с детьми.
  • Дети с низкой адаптацией испытывают трудности и в дальнейшем обучении, общении с детьми.
  • Вышеперечисленные проблемы характерны для всех школ и связаны чаще всего с отсутствием психологов в школах, недооцениванием проблемы со стороны учителей, родителей, воспитателей, отсутствием своевременной помощи детям.
  • Успешная адаптация ребенка к школе предполагает успешность обучения в школе. Чтобы обеспечить безболезненную адаптацию первоклассников, создать условие для дальнейшего успешного обучения в школе, кафедрой начального образования проделана следующая работа:
  • Разработана адаптационная программа для первоклассников,
  • Определены и систематизированы методики для изучения социально - психологической адаптации первоклассников;
  • Определены основные направления и этапы изучения социально - психологической адаптации первоклассников;
  • Разработаны методические рекомендации для учителей и родителей первоклассников;

Первый, от кого зависит успех обучения и воспитания младших школьников, это учитель. Если ребенок учится в доброжелательной обстановке, если он полностью доверяет учителю, то ему легче переносить трудности учебы, пережить неудачи. Личность учителя играет главную роль в положительной социально-психологической адаптации первоклассника. Учитель должен быть добрым, но требовательным, не унижать его, а помогать.

Материнская любовь и забота, чуткость учителя, его терпение, педагогический такт, способность понять радость и облегчить трудности детей - все эти истины, собранные воедино, свидетельствуют о том, как трудно, почетно и ответственно вводить маленького человека в большой мир знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГАОУ «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра психологии развития Ростов-на-Дону 2020 год Подготовили магистранты 1 года обучения по направлению 44.04.02 Практическая психология образования Иванова Анна Крицкая Дарья Социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению

Слайд 2

Адаптация первоклассников к школьному обучению Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности, т.е. она имеет несколько аспектов (социальный, психологический, учебный и т.п.) и поэтому ее нужно рассматривать с разных сторон.

Слайд 3

Т.В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения.

Слайд 4

– успешность обучения; успеваемость, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду: – положение в структуре межличностных отношений: статус, эмоциональное самочувствие, общительность; – общественная активность: участие в общественно-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделяют следующие критерии уровня адаптации у шестилетних учащихся:

Слайд 5

Структура адаптации детей к школе

Слайд 6

Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них . Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения.

Слайд 7

Процесс адаптации ребенка к школе. Первый этап – ориентировочный Второй этап – неустойчивое приспособление Третий этап – период относительно устойчивого приспособления

Слайд 8

Факторы адаптации По результатам исследований Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько позитивную роль в адаптации к школе играют следующие факторы: –благоприятная семейная микросреда, для которой характерно отсутствие конфликтных ситуаций; –правильные методы воспитания в семье; –полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе; –тесный контакт родителей с учителем; –выполнение ребенком требований школьного режима.

Слайд 9

Список использованной литературы. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе 2 . Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада . 3 . Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. 4 . Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников .

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс адаптации к школьному обучению

Подробный отчет о процессе адаптации учащихся 1 класса к школьному обучению в речевой школе....

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

Доклад "Адаптация к школьному обучению"

Как ребенок привыкает к школе     С. Харрисон: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - э...

Период адаптации к школьному обучению. Советы родителям.

Дорогие родители!Поздравляем Вас - Ваш ребенок наконец-то первоклассник! Сколько нового и интересного предстоит узнать ему в школе! Сколько трудностей может возникнуть на его жизненном пути! Недаром г...

Адаптация к школьному обучению.Выступление на МО

Цель диалога : представление эффективных методов ,используемых педагогами в своей педагогической деятельности,для адаптации ребенка к школьному обучению в возрасте 6 и 7 лет. Задачи: - дать теориетиче...

Адаптация к школьному обучению. Рекомендации родителям

МБОУ Горковская СОШ      Выступление на родительском собрании1А класса на тему:«Адаптация к школьному обучению. Советы родителям»педагога-психолога А.В. Чекановой...