Адаптация к школьному обучению. Рекомендации родителям
статья (1 класс) по теме

Чеканова Анна Валерьевна

МБОУ Горковская СОШ

 

 

 

 

 

 

Выступление на родительском собрании

1А класса на тему:

«Адаптация к школьному обучению. Советы родителям»

педагога-психолога А.В. Чекановой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_1_klassa.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Горковская СОШ

Выступление на родительском собрании

1А класса на тему:

«Адаптация к школьному обучению. Советы родителям»

педагога-психолога А.В. Чекановой

2016-2017 учебный год

Цели:

  • расширить представление о психологических особенностях первокласссников;
  • раскрыть понятие “ школьная адаптация”;
  • привлечь внимание родителей к особенностям воспитания в адаптационный период;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

Выступление

В настоящее время без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в образовательном учреждении становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Поступление в школу – не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс познания, интересное общение со сверстниками и педагогами. В случае дезадаптации школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

После поступления в первый класс, у детей начинается новый этап жизни. Они переходят в возрастную группу младшего школьно возраста, соответственно, меняется их ведущая деятельность. Если в старшем дошкольном возрасте ведущей была игровая деятельность, то теперь на первый план выходит учебная деятельность. Ведущая учебная деятельность несет с собой множество перемен – дети должны стать более усидчивыми, внимательными, ответственными, резко снижается подвижность и время на игры, хотя игры, в том числе подвижные,  детям ещё необходимы.

В этом возрасте, по мнению О.В. Хухлаевой,  «наиболее интенсивно развиваются 3 звена самосознания: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени».

Потребность в признании – ребенок впервые начинает объективно сравнивать свою деятельность с другими через систему оценок, принятую в школе. Если ребенок не получает поощрение, похвалу от учителя, его самооценка начинает снижаться. Депривация потребности в признании может вызвать у младших школьников не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций.  При активном типе поведения защита оборачивается агрессией, компенсацией в других видах деятельности. При пассивном типе появляется неуверенность в себе, стеснительность, лень, апатия, уход в фантазии или болезни -  реальные или симулированные. На уроках психологии важно объяснять ребенку, что успехи и неуспехи не влияют на то, что ребенка считают плохим или хорошим. Все дети особенные. Необходимо заниматься поддержанием высокого уровня самооценки.

Осознание прав и обязанностей – появляются обязанности: не опаздывать,  сидеть спокойно, не разговаривать, не играть на уроках, не бегать, не кричать, выполнять домашние задания и т.п.  О своих правах ребенок осведомлен намного меньше. Большинство школьных обязанностей направлены на воспитание послушания и на сдерживание естественных потребностей в игре, движении, в общении, которые детям младшего школьного возраста так важны. Со временем может сложиться представление, что обязанности связаны со школой, а права с улицей, есть опасность формирования стойкого негативного отношения к школе в сочетании с потребностью «раскрепощаться» на улице. Чтобы избежать развития такого негативного сценария, в групповые занятия необходимо включать игровые и двигательные задания.

Осознание времени – время младшего школьника становится более структурированным, меняется его осознание времени.  Ребенок устремлен в будущее. Однако в первом классе может наблюдаться и ориентация на прошлое. Часть детей хочет вернуться в детство, в детский сад. Появление таких настроений указывает на нарушение  адаптации к настоящему.  

Главная особенность проблем первоклассника – первичное осознание позиции школьника через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.  Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это то же, что быть хорошим  и любимым.  Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания.  Ребенок убежден в том, что у него все должно получиться хорошо, поэтому сильно переживает за свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

Нельзя игнорировать и социально-психологический аспект адаптации, то есть эффективное включение ребенка в систему новых социальных отношений с одноклассниками, учителями и техническим персоналом. Благополучие социально-психологической адаптации определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, но и личностными особенностями и взаимоотношениями в системе «учитель-ученик». Неблагоприятное развитие процесса социально-психологической адаптации может привести к изоляции ребенка в коллективе, появлению у него демонстративных, неадекватных форм поведения.

В целом, за первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы. Миру, в котором ему предстоит провести 11 важнейших, с точки зрения становления личности, лет.

В октябре мы проведем диагностику развития познавательной сферы детей и мотивации и адаптации к школе с помощью психодиагностической методики для изучения познавательной сферы первоклассников, модифицированной специалистами МКОУ ОРЦ «Сопровождение» (на основе работ Л.С. Выготского и А.Р. Лурии), состоящая из 4-х диагностических процедур, а также методики определения уровня школьной мотивации Н. Лускановой. Данные методики позволят определить динамику развития познавательных процессов учащихся, а также уровень адаптации и мотивации первоклассников.

Изучение особенностей адаптационных процессов позволит выявить первоклассников, испытывающих трудности и своевременно оказать им помощь и поддержку.

С обучающимися будут проведены коррекционно-развивающие занятия для первоклассников, испытывающих трудности адаптации к школе (автор Т.В.Костяк).

Данная программа разработана для детей 7-8 лет, имеющих трудности вхождения в школьную жизнь. Занятия направлены на создание условий, необходимых для успешной адаптации учащихся с неблагоприятными тенденциями в развитии личности (неадекватной самооценкой, агрессивностью, тревожностью, демонстративностью), с трудностями в общении (связанные как с личностными особенностями, так и с несформированностью навыков общения со сверстниками). В программу включены упражнения, направленные на развитие у первоклассников навыков продуктивного решения конфликтных ситуаций.

В апреле мы проведем повторную диагностику, чтобы увидеть насколько успешно прошел процесс адаптации.

Чтобы облегчить процесс адаптации для первоклассников, мы подготовили для Вас памятки с рекомендациями (раздать памятки).

Спасибо за внимание!

Литература

  1. Боярова И.В. Если возникают трудности… http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/03/09/kak-pomoch-pervoklassniku 
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
  3. Программа коррекционно-развивающих занятий для первоклассников, испытывающих трудности адаптации к школе Т.В.Костяк.
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – 7-е изд.- М.: Генезис, 2015. -312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс адаптации к школьному обучению

Подробный отчет о процессе адаптации учащихся 1 класса к школьному обучению в речевой школе....

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

Доклад "Адаптация к школьному обучению"

Как ребенок привыкает к школе     С. Харрисон: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - э...

Период адаптации к школьному обучению. Советы родителям.

Дорогие родители!Поздравляем Вас - Ваш ребенок наконец-то первоклассник! Сколько нового и интересного предстоит узнать ему в школе! Сколько трудностей может возникнуть на его жизненном пути! Недаром г...

Адаптация к школьному обучению.Выступление на МО

Цель диалога : представление эффективных методов ,используемых педагогами в своей педагогической деятельности,для адаптации ребенка к школьному обучению в возрасте 6 и 7 лет. Задачи: - дать теориетиче...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Рекомендации родителям"

Предлагаю статью на тему"Адаптация певоклассников к школе. Рекомендации родителям"...

Социально-психологическая адаптация к школьному обучению

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация...


 

Комментарии

Чеканова Анна Валерьевна

Памятка для родителей первоклассников https://vk.com/greatpsychologist?w=wall-59524220_56