Адаптация к школьному обучению. Рекомендации родителям
статья (1 класс) по теме
МБОУ Горковская СОШ
Выступление на родительском собрании
1А класса на тему:
«Адаптация к школьному обучению. Советы родителям»
педагога-психолога А.В. Чекановой
2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_1_klassa.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Горковская СОШ
Выступление на родительском собрании
1А класса на тему:
«Адаптация к школьному обучению. Советы родителям»
педагога-психолога А.В. Чекановой
2016-2017 учебный год
Цели:
- расширить представление о психологических особенностях первокласссников;
- раскрыть понятие “ школьная адаптация”;
- привлечь внимание родителей к особенностям воспитания в адаптационный период;
- повысить уровень педагогической культуры родителей.
Выступление
В настоящее время без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в образовательном учреждении становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Поступление в школу – не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс познания, интересное общение со сверстниками и педагогами. В случае дезадаптации школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.
После поступления в первый класс, у детей начинается новый этап жизни. Они переходят в возрастную группу младшего школьно возраста, соответственно, меняется их ведущая деятельность. Если в старшем дошкольном возрасте ведущей была игровая деятельность, то теперь на первый план выходит учебная деятельность. Ведущая учебная деятельность несет с собой множество перемен – дети должны стать более усидчивыми, внимательными, ответственными, резко снижается подвижность и время на игры, хотя игры, в том числе подвижные, детям ещё необходимы.
В этом возрасте, по мнению О.В. Хухлаевой, «наиболее интенсивно развиваются 3 звена самосознания: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени».
Потребность в признании – ребенок впервые начинает объективно сравнивать свою деятельность с другими через систему оценок, принятую в школе. Если ребенок не получает поощрение, похвалу от учителя, его самооценка начинает снижаться. Депривация потребности в признании может вызвать у младших школьников не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией, компенсацией в других видах деятельности. При пассивном типе появляется неуверенность в себе, стеснительность, лень, апатия, уход в фантазии или болезни - реальные или симулированные. На уроках психологии важно объяснять ребенку, что успехи и неуспехи не влияют на то, что ребенка считают плохим или хорошим. Все дети особенные. Необходимо заниматься поддержанием высокого уровня самооценки.
Осознание прав и обязанностей – появляются обязанности: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не играть на уроках, не бегать, не кричать, выполнять домашние задания и т.п. О своих правах ребенок осведомлен намного меньше. Большинство школьных обязанностей направлены на воспитание послушания и на сдерживание естественных потребностей в игре, движении, в общении, которые детям младшего школьного возраста так важны. Со временем может сложиться представление, что обязанности связаны со школой, а права с улицей, есть опасность формирования стойкого негативного отношения к школе в сочетании с потребностью «раскрепощаться» на улице. Чтобы избежать развития такого негативного сценария, в групповые занятия необходимо включать игровые и двигательные задания.
Осознание времени – время младшего школьника становится более структурированным, меняется его осознание времени. Ребенок устремлен в будущее. Однако в первом классе может наблюдаться и ориентация на прошлое. Часть детей хочет вернуться в детство, в детский сад. Появление таких настроений указывает на нарушение адаптации к настоящему.
Главная особенность проблем первоклассника – первичное осознание позиции школьника через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это то же, что быть хорошим и любимым. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него все должно получиться хорошо, поэтому сильно переживает за свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
Нельзя игнорировать и социально-психологический аспект адаптации, то есть эффективное включение ребенка в систему новых социальных отношений с одноклассниками, учителями и техническим персоналом. Благополучие социально-психологической адаптации определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, но и личностными особенностями и взаимоотношениями в системе «учитель-ученик». Неблагоприятное развитие процесса социально-психологической адаптации может привести к изоляции ребенка в коллективе, появлению у него демонстративных, неадекватных форм поведения.
В целом, за первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы. Миру, в котором ему предстоит провести 11 важнейших, с точки зрения становления личности, лет.
В октябре мы проведем диагностику развития познавательной сферы детей и мотивации и адаптации к школе с помощью психодиагностической методики для изучения познавательной сферы первоклассников, модифицированной специалистами МКОУ ОРЦ «Сопровождение» (на основе работ Л.С. Выготского и А.Р. Лурии), состоящая из 4-х диагностических процедур, а также методики определения уровня школьной мотивации Н. Лускановой. Данные методики позволят определить динамику развития познавательных процессов учащихся, а также уровень адаптации и мотивации первоклассников.
Изучение особенностей адаптационных процессов позволит выявить первоклассников, испытывающих трудности и своевременно оказать им помощь и поддержку.
С обучающимися будут проведены коррекционно-развивающие занятия для первоклассников, испытывающих трудности адаптации к школе (автор Т.В.Костяк).
Данная программа разработана для детей 7-8 лет, имеющих трудности вхождения в школьную жизнь. Занятия направлены на создание условий, необходимых для успешной адаптации учащихся с неблагоприятными тенденциями в развитии личности (неадекватной самооценкой, агрессивностью, тревожностью, демонстративностью), с трудностями в общении (связанные как с личностными особенностями, так и с несформированностью навыков общения со сверстниками). В программу включены упражнения, направленные на развитие у первоклассников навыков продуктивного решения конфликтных ситуаций.
В апреле мы проведем повторную диагностику, чтобы увидеть насколько успешно прошел процесс адаптации.
Чтобы облегчить процесс адаптации для первоклассников, мы подготовили для Вас памятки с рекомендациями (раздать памятки).
Спасибо за внимание!
Литература
- Боярова И.В. Если возникают трудности… http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/03/09/kak-pomoch-pervoklassniku
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
- Программа коррекционно-развивающих занятий для первоклассников, испытывающих трудности адаптации к школе Т.В.Костяк.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – 7-е изд.- М.: Генезис, 2015. -312 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процесс адаптации к школьному обучению
Подробный отчет о процессе адаптации учащихся 1 класса к школьному обучению в речевой школе....
Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению
В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...
Доклад "Адаптация к школьному обучению"
Как ребенок привыкает к школе С. Харрисон: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - э...
Период адаптации к школьному обучению. Советы родителям.
Дорогие родители!Поздравляем Вас - Ваш ребенок наконец-то первоклассник! Сколько нового и интересного предстоит узнать ему в школе! Сколько трудностей может возникнуть на его жизненном пути! Недаром г...
Адаптация к школьному обучению.Выступление на МО
Цель диалога : представление эффективных методов ,используемых педагогами в своей педагогической деятельности,для адаптации ребенка к школьному обучению в возрасте 6 и 7 лет. Задачи: - дать теориетиче...
Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Рекомендации родителям"
Предлагаю статью на тему"Адаптация певоклассников к школе. Рекомендации родителям"...
Социально-психологическая адаптация к школьному обучению
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация...
Комментарии
Анна
Памятка для родителей первоклассников https://vk.com/greatpsychologist?w=wall-59524220_56