Коррекционно-развивающее занятие "Добро и зло".
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Тема добра и зла никогда не иссякнет и не потеряет своей актуальности. Несмотря на избитые штампы вроде таких, как «Добро всегда побеждает зло», человек во все времена задаётся вопросами «Чего во мне больше добра или зла?», «Как не пропустить в себе проявление зла, и наоборот, разглядеть зачатки добра?» и «Что такое вообще добро и зло? Не путаем ли мы их подчас?» Эти вопросы волнуют людей независимо от их возраста, материального достатка или социального положения. Работая в школе, могу сказать точно, что у детей есть большая потребность говорить на тему добра и зла, делиться своими мыслями и переживаниями. Данное занятие было разработано с учётом этих потребностей и призвано создать среду, где ребёнок сможет прочувствовать тему, порассуждать сам и услышать мнение своих сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_zanyatiya_dobro_i_zlo_plan.docx | 55.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема: «Добро и зло».
Цель: актуализация темы «добра и зла» и её значения в жизни человека.
Задачи:
Обучающие
- Обучение вежливым формам речи.
- Обучение работе в парах (умению задавать вопросы и отвечать на них).
- Обучение умению сравнивать два мнения.
- Закрепление речевых конструкций, используемых в диалоге и при сравнении.
Развивающие
- Развитие способности фиксировать в памяти положительные моменты жизни.
- Развитие способностями делиться своими чувствами и мыслями.
- Развитие способности слушать других людей.
- Развитие способности обращаться к уже имеющемуся жизненному опыту.
- Развитие образного мышления и способности понимать аллегорию.
Воспитательные
- Воспитание уважения друг к другу.
- Воспитание интереса к обсуждению общечеловеческих ценностей.
- Воспитание стремления к преодолению своих негативных черт и совершению добрых поступков.
Содержание занятия:
- Вступительное слово.
- Повторение правил группы.
- Проявляем уважение друг к другу.
- Говорим по очереди.
- Внимательно слушаем друг друга.
- Не перебиваем говорящего.
- Доверяем сказанному.
- Воздерживаемся от критики.
- Упражнение «Новое и хорошее».
Дети по очереди делятся хорошими событиями, произошедшими за последнее время.
- Обратная связь.
Кидаем мяч друг другу и говорим фразу: «Я рад за Имя, что он (она)…………………».
- Введение в тему.
- На занятиях мы с вами говорили о том, что человек на протяжении жизни испытывает разные чувства: одни нам нравятся, другие – не очень. Кроме того, говорили о разных чертах характера: одни мы с радостью принимаем в себе, другие – нет. Всё это приводит к тому, что в одних случаях мы совершает хорошие поступки, достойные уважения, в других – такие, что порой хочется поскорее забыть о них.
- Как у нашей Земли есть два противоположных полюса - Северный и Южный, так и все наши состояния, чувства, черты, поступки можно отнести к двум противоположным полюсам, которые можно коротко назвать – Добро и Зло.
- Тема нашего сегодняшнего занятия Добро и Зло.
- Упражнение «Ассоциации».
- Садимся удобно, можно закрыть глаза.
- Детям даётся немного времени (минута), чтобы они могли подумать, что им представляется, когда они слышат слова Добро и Зло.
- Коротко делимся своими представлениями и мыслями.
- Резюме: «У каждого из вас есть свой опыт столкновения с добром и злом. Есть что-то общее, есть и различия. Сегодня мы попробуем вместе порассуждаем на эту тему».
- Подготовительная инструкция для дальнейшей работы в парах и группового обсуждения.
- Сегодня мы продолжим учиться обмениваться мнениями в парах. Это бывает трудно делать, так как не всегда хватает умения правильно задавать вопросы, точно на них отвечать, уметь находить в ответах общее и различия.
- Сидят собеседники – лучше всего в пол-оборота друг к другу, глядя в глаза.
- Задавать вопрос необходимо чётко, соблюдая интонацию. Для упрощения выполнения задания вопросы будут написаны на листочке бумаги.
- Слушать вопрос – внимательно, если что-то не понятно, переспросить.
- Отвечая, не бояться высказывать своё мнение.
- Принимать ответ – без критики, если что-то не понятно, можно уточнить.
- Представление результатов обсуждения – один человек от каждой пары (по вашему выбору) рассказывает, как шло обсуждение (сравнивает, обобщает ответы).
- Притча «Два волка».
Слушаем притчу «Два волка» (возможно, смотрим видео) не до конца.
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: СТОП! (содержание последней фразы раскрывается после обсуждения)
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Обсуждение притчи.
- Работа в парах. Дети в парах по очереди задают друг другу вопрос:
- Как ты считаешь, что ответил внуку старый индеец?
- Почему он именно так сказал?
- Работа в круге. Каждая пара рассказывает, как шло обсуждение. Представление начинается либо с фразы: «У нас мнение совпало», либо: «У нас было разное мнение».
- Обобщение результатов обсуждения. Ведущий обобщает результат и предлагает познакомиться с концовкой притчи. Слушаем (или смотрим видео) до конца.
- Совместное обсуждение притчи.
- Если дети понимают аллегорию, они сами поясняют смысл притчи и значение всех её образов.
- Если понимание недостаточное, это делает ведущий.
- Игра «Накорми волков».
Возможны два варианта: рисунок или игра с любым сыпучим материалом.
- Ведущий предлагает каждому ребёнку подумать, как он обычно «кормит своих волков». Какому «волку» достаётся больше «еды», какому - меньше.
- Сначала ведущий может продемонстрировать, как выполнять это задание.
- Затем каждый ребёнок выполняет задание самостоятельно
- Общее обсуждение.
- Детям предлагается по очереди рассказать, что у них получилось, и почему.
- При данном обсуждении кто-то из детей может отказаться говорить. Отказ принимается (отрабатывается после занятия).
- Резюме.
- Ведущий обобщает продемонстрированные ответы и констатирует важность того, что все дети (или часть детей) достаточно критично отнеслись к своим состояниям, признали, что чувства и поступки бывают разные.
- Далее ведущий, в качестве итога обсуждения, подаёт детям мысль, что именно признавая в себе разные стороны (в том числе негативные), человек осознанно может делать выбор между добром и злом. И если этот выбор будет склоняться в сторону добра, это даёт ему возможность быть более дружелюбным, доброжелательным, отзывчивым и, в конечном счёте, более счастливым.
- Заключительный круг.
- О чём мы сегодня говорили?
- Чему учились?
- Что для вас было важнее всего?
- Какое у вас сейчас состояние (настроение)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения
Представляю Вашему вниманию статью на тему: Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...
Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.
Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"
В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...