Коррекционно-развивающее занятие "Добро и зло".
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Жукова Марина Владимировна

Тема добра и зла никогда не иссякнет и не потеряет своей актуальности. Несмотря на избитые штампы вроде таких, как «Добро всегда побеждает зло», человек во все времена задаётся вопросами «Чего во мне больше добра или зла?», «Как не пропустить в себе проявление зла, и наоборот, разглядеть зачатки добра?» и  «Что такое вообще добро и зло? Не путаем ли мы их подчас?» Эти вопросы волнуют людей независимо от их возраста, материального достатка или социального положения. Работая в школе, могу сказать точно, что у детей есть большая потребность говорить на тему добра и зла, делиться своими мыслями и переживаниями. Данное занятие было разработано с учётом этих потребностей и призвано создать среду, где ребёнок сможет прочувствовать тему, порассуждать сам и услышать мнение своих сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_zanyatiya_dobro_i_zlo_plan.docx55.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Тема: «Добро и зло».

Цель:  актуализация темы «добра и зла» и её значения в жизни человека.

Задачи:

Обучающие

  1. Обучение вежливым формам речи.
  2. Обучение работе в парах (умению задавать вопросы и отвечать на них).
  3. Обучение умению сравнивать два мнения.
  4. Закрепление речевых конструкций, используемых в диалоге и при сравнении.

Развивающие

  1. Развитие способности фиксировать в памяти положительные моменты жизни.
  2. Развитие способностями делиться своими чувствами и мыслями.
  3. Развитие способности слушать других людей.
  4. Развитие способности обращаться к уже имеющемуся жизненному опыту.
  5. Развитие образного мышления и способности понимать аллегорию.

Воспитательные

  1. Воспитание уважения друг к другу.
  2. Воспитание интереса к обсуждению общечеловеческих ценностей.
  3. Воспитание стремления к преодолению своих негативных черт и совершению добрых поступков.

Содержание занятия:

  1. Вступительное слово.

  1. Повторение правил группы.
  1. Проявляем уважение друг к другу.
  2. Говорим по очереди.
  3. Внимательно слушаем друг друга.
  4. Не перебиваем говорящего.
  5. Доверяем сказанному.
  6. Воздерживаемся от критики.

  1. Упражнение «Новое и хорошее».

Дети по очереди делятся хорошими событиями, произошедшими за последнее время.

  1. Обратная связь.

Кидаем мяч друг другу и говорим фразу: «Я рад за  Имя, что он (она)…………………».

  1. Введение в тему.
  • На занятиях мы с вами говорили о том, что человек на протяжении жизни испытывает разные чувства: одни нам нравятся, другие – не очень. Кроме того, говорили о разных чертах характера: одни мы с радостью принимаем в себе, другие – нет. Всё это приводит к тому, что в одних случаях мы совершает хорошие поступки, достойные уважения, в других – такие, что порой хочется поскорее забыть о них.
  • Как у нашей Земли есть два противоположных полюса - Северный и Южный, так и все наши состояния,  чувства, черты, поступки можно отнести к двум противоположным полюсам, которые можно коротко назвать – Добро  и Зло.
  • Тема нашего сегодняшнего занятия Добро и Зло.

  1. Упражнение «Ассоциации».
  • Садимся удобно, можно закрыть глаза.
  • Детям даётся немного времени (минута), чтобы они могли подумать, что им представляется, когда они  слышат слова Добро и Зло.
  • Коротко делимся своими представлениями и мыслями.
  • Резюме: «У каждого из вас есть свой опыт столкновения с добром и злом. Есть что-то общее, есть и различия. Сегодня мы попробуем вместе порассуждаем на эту тему».

  1. Подготовительная инструкция для дальнейшей работы в парах и группового обсуждения.
  • Сегодня мы продолжим учиться обмениваться мнениями в парах. Это бывает трудно делать, так как не всегда хватает умения правильно задавать вопросы, точно на них отвечать, уметь находить в ответах общее и различия.
  • Сидят собеседники – лучше  всего в пол-оборота друг к другу, глядя в глаза.
  • Задавать вопрос необходимо чётко, соблюдая интонацию. Для упрощения выполнения задания вопросы будут написаны на листочке бумаги.
  • Слушать вопрос – внимательно, если что-то не понятно, переспросить.
  • Отвечая, не бояться высказывать своё мнение.
  • Принимать ответ – без критики, если что-то не понятно, можно уточнить.
  • Представление результатов обсуждения – один человек от каждой пары (по вашему выбору) рассказывает, как шло обсуждение (сравнивает, обобщает ответы).

  1. Притча «Два волка».

Слушаем притчу «Два волка» (возможно, смотрим видео) не до конца.

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
СТОП! (содержание последней         фразы раскрывается после обсуждения)
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  1. Обсуждение притчи.

  • Работа в парах. Дети в парах по очереди задают друг другу вопрос:
  • Как ты считаешь, что ответил внуку старый индеец?
  • Почему он именно так сказал?
  • Работа в круге. Каждая пара рассказывает, как шло обсуждение. Представление начинается либо с фразы: «У нас мнение совпало», либо: «У нас было разное мнение».
  • Обобщение результатов обсуждения.  Ведущий обобщает результат и предлагает познакомиться с концовкой притчи. Слушаем (или смотрим видео) до конца.
  • Совместное обсуждение притчи.
  • Если дети понимают аллегорию, они сами поясняют смысл притчи и значение всех её образов.
  • Если понимание недостаточное, это делает ведущий.

  1. Игра «Накорми волков».

Возможны два варианта: рисунок или игра с любым сыпучим материалом.

D:\Марина3\Оперативная\картинки к песне\s1200.jpg             D:\Марина3\Оперативная\картинки к песне\12.jpg       D:\Марина3\Оперативная\картинки к песне\12.jpgD:\Марина3\Оперативная\картинки к песне\Wolf-howling-wolf-clip-art.png

  • Ведущий предлагает каждому ребёнку подумать, как он обычно «кормит своих волков». Какому «волку» достаётся больше «еды», какому  - меньше.
  • Сначала ведущий может продемонстрировать, как выполнять это задание.
  • Затем каждый ребёнок выполняет задание самостоятельно

  1.  Общее обсуждение.
  • Детям предлагается по очереди рассказать, что у них получилось, и почему.
  • При данном обсуждении кто-то из детей может отказаться говорить. Отказ принимается (отрабатывается после занятия).

  1. Резюме.
  • Ведущий обобщает продемонстрированные ответы и констатирует важность того, что все дети (или часть детей) достаточно критично отнеслись к своим состояниям, признали, что чувства и поступки бывают разные.
  • Далее ведущий, в качестве итога обсуждения, подаёт детям мысль, что именно признавая в себе разные стороны (в том числе негативные), человек осознанно может делать выбор между добром и злом. И если этот выбор будет склоняться в сторону добра, это даёт ему возможность быть более дружелюбным, доброжелательным, отзывчивым и, в конечном счёте, более счастливым.
  1. Заключительный круг.
  • О чём мы сегодня говорили?
  • Чему учились?
  • Что для вас было важнее всего?
  • Какое у вас сейчас состояние (настроение)?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.

Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...