Методики для диагностики
тест (1, 2, 3, 4 класс)
Методики для диагностики регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_palochki-chertochki.docx | 31.74 КБ |
metodiki_slovesno-logicheskoe.docx | 31.81 КБ |
metodiki_rukavichki.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики диагностики саморегуляции, общей способности к учению у.В.Ульенковой Методика «Палочки- черточки»
Цель: изучение саморегуляции в интеллектуальной деятельности у детей 6-7 лет.
Описание методики:
На тетрадном листе в одну линейку в течение 15 мин (в начале учебного года) дети пишут простым карандашом системы палочек и черточек, соблюдая при этом четыре правила: 1) писать палочки и черточки в определенной последовательности; 2) не писать на полях; 3) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую; 4) писать не на каждой строчке, а через одну.
В соответствии с общим замыслом методики были разработаны следующие оценочные критерии степени сформированности действий самоконтроля на основных этапах интеллектуальной деятельности детей: 1) степень полноты принятия задания — ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; не принимает совсем; 2) степень полноты сохранения задания до конца занятия — ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные его компоненты; полностью теряет задание; 3) качество самоконтроля по ходу выполнения задания — характер ошибок, допускаемых ребенком; замечает ли он свои ошибки; исправляет или не исправляет их; 4) качество самоконтроля при оценке результата деятельности — ребенок старается еще раз основательно проверить работу и проверяет ее; ограничивается беглым просмотром; вообще не просматривает, а отдает ее взрослому сразу же по окончании.
Ход работы
Педагог организовывает и рассаживает детей, как на обычном учебном занятии. Перед каждым ребенком кладет двойной тетрадный лист с разлиновкой в одну линейку. В доступной и привлекательной форме он ставит общую цель занятия: «Дети, перед каждым из вас лежит лист из школьной тетради. Сейчас вы будете писать карандашом, как настоящие школьники. Вы будете писать палочки и черточки, соблюдая при этом четыре правила. Сейчас я вам покажу на доске, как нужно писать палочки и черточки, и скажу, какие правила при этом нужно помнить».
Далее следует краткое (не более 4—5 мин) инструктирование детей. «Смотрите и запоминайте, как я буду писать на доске»,— говорит педагог, подходя к доске, разлинованной так же, как и тетрадный лист. «Я пишу на доске,— продолжает он,— палочки и черточки в таком порядке: сначала я пишу одну палочку, потом черточку. Дальше нужно написать две палочки — черточку. Затем три палочки — черточку, а потом все повторить снова. Надо все время считать, чтобы не ошибиться. Это первое правило, которое вам нужно соблюдать при письме. (Педагог повторяет это правило еще раз.) Второе правило: вы заполнили всю строчку до полей (показывает) — писать на них нельзя, школьник на полях не пишет. Третье правило: надо правильно переходить с законченной строчки на новую: на новой строчке продолжать писать то, что не поместилось на старой. Смотрите: я написала две палочки, а черточка не поместилась , я ее переношу на новую строчку, а дальше пишу три палочки — черточку и т. д. (Объясняет разные варианты переноса.) Четвертое правило: между строчками дожно быть расстояние в одну линейку, иначе у вас все написанное сольется, будет выглядеть некрасиво».
Педагог по написанному на доске повторяет еще раз все правила. Правила повторяются вместе с детьми. Затем он, чтобы убедиться, правильно ли все дети нашли первую строчку, поля, третью строчку, просит поставить на них указательный палец. Убедившись, что все дети ориентируются на тетрадном листе, прекращает инструктаж. Он стирает написанное на доске и говорит детям: «Старайтесь писать правильно, аккуратно, молча, чтобы не мешать друг другу. Если что-то непонятно, то спросите сейчас».
Далее, после короткой паузы, педагог добавляет: «Будете писать до тех пор, пока я не скажу: достаточно, проверьте написанное. А теперь пишите!» Засекается время начала работы. Помощь детям в процессе работы методикой не предусматривается.
Обработка результатов
В соответствии с оценочными критериями сформированности действий самоконтроля выделяется пять уровней сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности детей (в направлении от высшего к низшему). Уровни служили целям количественной и качественной оценки сформированности саморегуляции. Кратко опишем их.
I. Ребенок принимает задание полностью, полностью во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь на протяжении всего занятия; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки на то или иное правило, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдать работу сразу же после сигнала об окончании, а еще раз проверяет написанное; в случае необходимости вносит поправки, делает все, чтобы работа не только была выполнена правильно, но и выглядела аккуратной, красивой. Данный уровень саморегуляции в деятельности ребенка оценивается баллом «5».
II. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет его также полностью до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает и не устраняет их; также не устраняет ошибки и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничиваясь лишь беглым просмотром написанного; качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него есть. Этот уровень саморегуляции в деятельности ребенка оценивается баллом «4».
III. Ребенок принимает лишь часть инструкции, но до конца занятия может не сохранить ее в принятом объеме, в результате пишет палочки и черточки в беспорядке; в процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но прежде всего потому, что не запомнил правила выполнения задания; ошибок не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; после сигнала об окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату равнодушен. Данный уровень саморегуляции ребенка оценивается баллом «3».
IV. Ребенок принимает лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу ее полностью теряет; пишет палочки и черточки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет; не использует и время для проверки в конце занятия; после сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы индифферентен. Этот уровень саморегуляции в деятельности ребенка оценивается баллом «2».
V. Ребенок совсем не принимает задания, более того, он вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой; пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист, как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить также не приходится. Данный уровень оценивается баллом «1».
Предварительный просмотр:
Методика №4 Исследование словесно-логического мышления
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).
1-й субтест
Осведомленность
Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.
2-й субтест
Классификация
Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.
Инструкция:
Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.
Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем (психологом), так и детьми про себя в электронном варианте (методика Р. Амтхауэра). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.
Обработка результатов.
При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.
18 - 20 баллов – высокий уровень;
10 – 17 баллов – средний уровень;
0 –9 – низкий уровень.
№ | 1 субтест | 2 субтест | № | 1 субтест | 2 субтест |
1 | подошва | фасоль | 6 | всегда | указка |
2 | верблюд | мост | 7 | день | Нестеров |
3 | 12 | песок | 8 | жидкая | лебедь |
4 | февраль | Москва | 9 | корень | число |
5 | страус | каштан | 10 | Москва | вкусный |
Ключ
Стимульный материал:
1-й субтест
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
- У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
- В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
- В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
- Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
- В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
- Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
- Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
- Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
- У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
- Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
2-й субтест
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
- Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
- Река, озеро, море, мост, болото.
- Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
- Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
- Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
- Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
- Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
- Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
- Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
- Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Предварительный просмотр:
Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.
Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.
Ход работы: проводится в виде игры.
Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
- Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
- Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
- Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.
С 1 класса формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики для диагностики УУД, упражнения на развитие саморегуляции
Подборка различных методик для диагностики и полезных упражнений...
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет
В настоящее время появилось большое количество школ, в которых обучение ведется по ускоренным программам, с углубленным изучением каких-либо предметов, по специальным программам для одаренных де...
Методика для диагностики развития творческой активности
диагностика развития творческой активности...
Методики для диагностики детей 4-7 лет:
В разделе описана проблемная ситуация и методики, которыми рекомендуется воспользоваться....
Методики для диагностики детей 7-11 лет
В разделе описана проблемная ситуация и методики, которыми рекомендуется воспользоваться....
Методики для диагностики детей 11-14 лет
В каждом разделе описана проблемная ситуация и методики, которыми рекомендуется воспользоваться....
Методики и диагностики
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)...