Методика для диагностики развития творческой активности
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Инструкция к проведению методики
«Альбом с замаскированными изображениями»
Методика «Альбом с замаскированными изображениями» является инструментом диагностики развития творческой активности младших школьников. Она разработана на основе идеи В.А. Петровского о неадаптивности, когда создается ситуация для открытия новых возможностей, но напрямую такая задача не ставится, что и позволяет выявить способность ребенка к самопроизвольной, нестимулированной активности. Методика позволяет выявить «группу риска» - детей с высоким творческим потенциалам, но неспособных реализовать его виде созидательной деятельности. Методика применяется для диагностики детей от 3 до 10 лет и старше.
Другие методики диагностики творческих способностей выявляют только вторую составляющую творчества – способность реализовать идее, так как содержат в себе инструкции типа «дорисуй картинку, реши задачу, сочини рассказ и т.д.», а существенная составляющая творчества- способность к целеполаганию, спонтанной активности остается за кадром.
Диагностический материал представлен в виде альбома в 2 частях: 1часть-для первичной диагностики, 2 часть – повторной. Каждая часть состоит из пяти блоков. В каждом из блоков по 4 рисунка, которые различаются по степени понятности изображения: первый рисунок сильно замаскирован, на последнем – ясное, цветное изображение, второй и третий рисунки – промежуточные. В рисунках заложены противоречия: герои или предметы могут быть из разных сказок; в иллюстрации сказки изображены современные дома, машины, предметы и т.д.; некоторые картинки в альбоме намеренно перевернуты вверх ногами.
Диагностика проводится индивидуально. Перед ребенком кладут альбом и предлагают «посмотреть» картинки. При этом экспериментатор проявляет минимум активности: на вопрос «А зачем?» не отвечает или дает уклончивые ответы типа: «Просто посмотри», « Не знаю», «Может быть», но сидит рядом, заполняет протокол диагностики и показывает, что слышит все , что говорит ребенок.
В процессе проведения диагностики не следует побуждать ребенка к действиям, например, говорить: «Переворачивай», «Смотри внимательней»; давать оценки – «правильно», «хорошо»; переворачивать за ребенка листы. Если ребенок остановился при рассматривании первого рисунка, можно сказать ему: «Там дальше еще есть картинки».
Исследование должно проводиться в спокойной, доброжелательной атмосфере. Ребенка следует диагностировать, когда у него нормальное психоэмоциональное состояние и работоспособность, но не отвлекать от интересных для него дел.
В процессе выполнения ребенком задания в протоколе регистрируются:
- вопросы, касающиеся содержания картинок: «Что это?», «Это волк?»;
- высказывания (например: «Это – Красная шапочка»);
- паузы, когда видно, что ребенок пытается понять, что нарисовано, останавливается на черно – белых картинках и ничего не говорит, он может при этом водить пальцем или что – то шептать;
- эмоциональные реакции (радость от того, что удалось угадать персонаж);
- возвращение к рассматриванию предыдущих картинок;
- сравнение двух или нескольких картинок;
- переворачивание альбома (некоторые картинки в альбоме перевернуты, поэтому если ребенок переворачивает альбом, значит, он пытается понять, что нарисовано);
- фантазии и придуманные рассказы про то, что испытуемый видит;
- предложение что – то сделать с этими картинками, например раскрасить, сделать игру и.т.д.;
- умозаключения: выделяет закономерности – «это одинаковые картинки, только на первой непонятно, а потом все понятней»;
- реакция на противоречия;
- высказывание гипотез – в чем разрешение противоречий;
- связывание в один рассказ разных сюжетов;
- обращение к личному опыту.
За каждое проявление активности, касающееся содержания черно – белых картинок, начисляется 1 балл (протокол №1, в графе «результаты» ставится черточка, в графе «комментарии» записываются интересные вопросы и высказывания ребенка).
В условиях отсутствия прямого стимулирования познавательной активности, когда перед ребенком ставится созерцательная задача «Посмотри», одни дети просто выполняют инструкцию, не проявляя никакой заинтересованности, либо интересуются только понятной, цветной картинкой. Другие дети самостоятельно ставят перед собой мыслительную задачу распознавания замаскированного изображения, выходя за рамки требуемого.
Самостоятельную постановку познавательной задачи мы рассматриваем как проявление неадаптивной активности (НА), составляющей основу творческого потенциала личности. При этом некоторые дети пытаются разгадать содержание картинки в самом трудном – первом варианте. После того как ребенок утратил интерес к альбому, подсчитывается сумма баллов по первой части методики (суммируются все отмеченные в протоколе №1 проявления активности). Общий балл показывает уровень развития НА – творческого потенциала личности ребенка.
Оценка в баллах:
0-5 баллов – низкий уровень;
5-20 баллов – средний уровень;
более 20 баллов – высокий уровень.
Средний показатель развития неадаптивной активности группы детей в детском саду или класса начальной школы может свидетельствовать о том, насколько педагог способствует развитию творческой активности. Необходимо помнить, что, если ребенок не проявил никакой активности при рассматривании альбома, возможно, он плохо себя чувствует или занят другими делами. Нельзя только по одному признаку делать вывод о его творческих способностях. В этом случае понаблюдайте, как проявляет себя ребенок в других ситуациях. Для удобства можно обращать внимание на те же параметры, которые предлагаются в протоколе №1: задает ли ребенок познавательные вопросы, высказывает ли собственные предложения, эмоционально ли реагирует на произведение искусства, сложные ситуации и.т.д. Хорошо, если педагог, научившись работать с методикой, будет переносить навыки наблюдения и отслеживания творческой активности детей в других ситуациях.
Далее выявляется уровень развития способности выполнять требования (АА). Ребенку дается конкретное задание: в конце каждого альбома находится лист с абстрактными линиями – бланк (приложение 1), который нужно скопировать для каждого ребенка. Линии на бланке составлены из тех картинок, которые ребенок уже посмотрел в альбоме. Ребенку задается вопрос: «Что ты видишь? На что это похоже?» Ответы фиксируются (протокол №2, п.1). После того как ребенок исчерпал все варианты, задается вопрос: «А что еще? Может, на что-то еще похоже?» При этом взрослый может задавать вопросы, например:
Ребенок. Похоже на мышку.
Взрослый. А что она делает? Что с ней происходит?
После этого ребенку предлагается дорисовать картинку и рассказать, что - бы было понятно, что там нарисовано. При этом ребенку можно предложить на выбор цветные карандаши, фломастеры или краски. Время неограниченно. Если вы хотите посмотреть, на что ребенок способен самостоятельно, не помогайте ему во время рисования. Если ваша задача – выявить зону ближайшего развития, то на что ребенок способен с помощью взрослого, подскажите, как лучше реализовать высказанные им идеи. Результаты фиксируются в протоколе №2, п.2. После того как рисунок будет закончен, ребенка просят придумать сказку по своей картинке. Если ребенок начинает придумывать сюжет в процессе рисования, то записывается его спонтанный рассказ (п.3). После этого ребенок должен придумать название своей сказке (п.4).
В процессе беседы взрослым фиксируются следующие параметры (протокол №2):
- количество идей;
- их оригинальность;
- степень заинтересованности и.т.д.
После выполнения задания подсчитывается сумма баллов по второй части методики, которая характеризует уровень развития АА – способность к самореализации:
0-10 баллов – низкий уровень;
10-20 баллов – средний уровень;
Более 20 баллов – высокий уровень.
Интерпретация результатов
Подсчитав количество баллов, отражающих степень развития творческого потенциала (НА) и творческой реализованности (АА), вы сможете распределить детей по группам:
- «звездочки» (высокий уровень НА и АА);
- «исполнители» (низкий уровень НА и высокий уровень АА);
- «средние» (низкий или средний уровень НА и АА);
- «проблемные» (высокий уровень НА и низкий уровень АА) – группа риска.
Обычно в классе бывают 2 -3 «звездочки», около 5 человек «проблемные» (группы риска), остальные – «исполнители» и «средние».
Задания:
- Вопросы:
- Что ты здесь видишь?
- На что это похоже?
- А что еще видишь?
- Может быть, это на что-то похоже?
- Дорисуй картинку так, чтобы было понятно, что там нарисовано и рассказывай, что ты рисуешь.
- Придумай свой рассказ
- Придумай название своей сказке
Протокол №1
Диагностика способности порождения идей (НА)
Фамилия ребенка _____________________________ возраст _____________
Диагностику провел _______________________________________________
Особенности ребенка ______________________________ дата _____________
Параметры НА | Результаты | Комментарии |
Вопросы | ||
Высказывания | ||
Паузы | ||
Возвращения | ||
Сравнения | ||
Шепот, вождение пальцем | ||
Переворачивание картинок 180 | ||
Эмоциональные реакции | ||
Придумывание сюжетов, фантазия | ||
Предложения к каким – либо действиям | ||
Умозаключения, обобщения | ||
Высказывание гипотез | ||
Связывание в один рассказ разных сюжетов | ||
Рефлексия | ||
Обращение к личному опыту | ||
Общая сумма |
Протокол №2
Диагностика способности реализации идей (АА)
Параметры НА | Баллы | Комментарии |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
3.1. Логичность сюжета сказки – 2 балла | ||
3.2. Включение новых персонажей, выход за рамки рисунка – 2 балла | ||
3.3. Интрига, противоречие, загадка в сюжете – 2 балла | ||
| ||
| ||
| ||
Общая сумма |
№ | ФИО учащихся | Диагностика способности порождения идей (НА) | Общий балл | |||||||||||||
Вопросы | Высказывания | Паузы | Возвращения | Сравнения | Шепот, вождение пальцем | Перевор. картинок 180 | Эмоц.реакции | Придумать сюжет | Умозаключения, обобщения | Высказывание гипотез | Связывание в одно целое | Рефлексия | Личный опыт | |||
1 | Атласова Дьулуйаана | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | - | 1 | 1 | - | - | - | 1 | - | 8 |
2 | Жирков Артем | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | 10 |
3 | Лыткина Сардаана | |||||||||||||||
4 | Копырина Таисия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 11 |
5 | Кудрина Ньургуйаана | |||||||||||||||
6 | Максимов Христофор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | - | - | - | 1 | - | 8 |
7 | Муруков Антон | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 11 |
8 | Ноговицына Саша | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | 11 |
9 | Сивцева Наташа | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 10 |
10 | Стручкова Валерия | |||||||||||||||
11 | Сивцева Валерия | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | - | - | 1 | - | - | 1 | 1 | - | 7 |
12 | Сыроватский Дима | |||||||||||||||
13 | Чемезов Сева |
№ | ФИО учащихся | Диагностика способности реализации идей (АА) | Общий балл | ||||||||||||
Кол.идей, образов | Кол. Ориг. идей | предложения во время рисования | Вносит ли противоречия, загадку | Активный выбор материалов | Разработанность | Логичность, целостность рисунка | Логичность сюжета сказки | выход за рамки рисунка | Интрига, противоречие, загадка в сюжете | Разработанность – количество деталей, цветов | Степень заинтересованности в задании | Сотрудничество со взрослыми | |||
1 | Атласова Дьулуйаана | 1 | - | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | - | - | - | 1 | 1 | 7 |
2 | Жирков Артем | 2 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 2 | - | - | 1 | 2 | 1 | 13 |
3 | Лыткина Сардаана | ||||||||||||||
4 | Копырина Таисия | 2 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 2 | 2 | - | - | 1 | 1 | 1 | 12 |
5 | Кудрина Ньургуйаана | ||||||||||||||
6 | Максимов Христофор | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | 1 | 7 |
7 | Муруков Антон | 2 | 2 | 2 | - | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | 2 | 2 | 2 | 21 |
8 | Ноговицына Саша | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 2 | 2 | - | - | 1 | 2 | 2 | 15 |
9 | Сивцева Наташа | 2 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 2 | 2 | - | - | 1 | 2 | 2 | 15 |
10 | Стручкова Валерия | ||||||||||||||
11 | Сивцева Валерия | 1 | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 2 | - | - | - | 1 | 1 | 8 |
12 | Сыроватский Дима | ||||||||||||||
13 | Чемезов Всеволод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся младших классов" Учитель начальных классов: Годилова Л.Н.
О развитии самостоятельности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности....
Развитие творческой активности младших школьников в учебной и внеурочной деятельности.
Творческий отчёт учителя по теме самообразования....
Проектная деятельностькак средство развития творческой активности всех субъектов образовательного учреждения
Как правильно осуществлять проектную деятельность, в том числе и на логопедических занятиях...
Доклад на тему "Механизмы развития творческой активности и творческих способностей во внеурочной работе".
Доклад на данную тему был представлен на педагогическом совете для учителей начальных классов. Автор: Пономаренко Л.Н....
: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»
Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...
Развитие творческой активности учащихся. Рекомендации для педагогов по развитию творческой активности детей.
Рекомендации дя развития творческой активности детей в процессе любимых занятий...
Методика развития творческой активности на уроках литературного чтения в начальной школе
Педагогам необходимо осознать, что истинная цель обучения – гармоничное развитие личности, что подразумевает овладение основополагающими знаниями и навыками, одним из которых является навык прав...