Комплекс игр по формированию коммуникативных УУД младших школьников
методическая разработка (3 класс)

Костюнина Ольга Александровна

Комплекс игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Комплекс игр26.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплекс игр по формированию

коммуникативных УУД младшего школьника»

Разработала: Костюнина О.А.,

учитель начальных классов

Игры, направленные на учёт позиции собеседника
(коммуникация как взаимодействие)

«Шифровщики» (Русский язык)

Учебная задача: формировать навык правописания словарных слов

Ход игры: учитель шифрует слова на определённые орфограммы. Узнайте зашифрованные слова. Зашифруйте 1 слово для своего соседа. Разгадайте шифр, который для вас был составлен.

Пример:

Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова. Работать будем по группам, по рядам – для каждого ряда своё задание. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

Русские писатели и поэты» (Литературное чтение, этап завершения раздела)

Учебная задача: обогащение кругозора учащихся

Ход игры: на листах бумаги команды в течение 2–3 минут записывали имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверялись методом исключения. Выигрывали те, у кого фамилий оставалось больше.

 «Наряди ёлочку» (Математика)

Учебная задача: формирование вычислительных навыков

Ход игры: учитель на доске нарисовал ёлочку, но шары на ней разбились. На столе учителя разбившиеся шарики с разными числами, внизу можно найти разность или сумму, которая должна получиться. Вызывается 2 учащихся, один выбирает шар, а другой ученик ищет ему пару, чтобы в результате получилось разность или сумма, на первой части шара.

«Стрельба по мишеням» (Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир)

Учебная задача: формирование умения оценивать и ценить работу товарищей, поддерживает желание ребёнка узнать что-то новое.

Ход игры: работа парами (взаимооценка). Каждый ребёнок получает бланк для работы, на обороте пишет своё имя и рисует три линеечки для оценки. Правила игры показывает учитель с кем-то из учащихся на доске. Ребёнок – стрелок берёт мел и ставит его к точке «пистолет». Учитель-командир командует: «Готовься – прицелился – пли!». При слове «пли» стрелок ведёт линию к мишени. Учитель оценивает результат так: стреляешь метко, то пуля должна лететь в мишень прямо и быстро. 2-ая попытка. Пары должны были договориться, кто стреляет первым. Игра начиналась и заканчивалась по звонку. Командир оценивает «стрельбу» по критериям «меткость», «скорость», ровно ли летела пуля. Командир ставит оценку на листочке стрелка. Кто хочет поблагодарить своего командира за справедливость, пусть пожмёт ему руку.

«Выбери три слова» (Русский язык)

Учебная задача: формирование умения находить орфограммы

Ход игры: подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. (рыбка, дубки, гриб — правописание парных согласных)

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

(ворона, ворота, воробей — правописание словарных слов)

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

«Лучший космонавт» (Математика)

Содержание этой игры заключалось в том, что учитель на доске рисовал 10 ракет с разными номерами. Вызывается сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут взявшись за руки, и декламируют: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет»

Как только сказано последнее слово, учитель выдаёт каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.

Игры, направленные на кооперацию и сотрудничество

«Почтальон» (Русский язык)

Учебная задача: расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.

Ход игры: почтальон раздаёт группе детей (по 4–5 человек) приглашения. Учащиеся определяют, куда их пригласили. Задания: объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова; составить предложения, используя данные слова.

Найди своих» (Литературное чтение)

Учебная задача: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Ход игры: играющим на спину крепились таблички с именами сказочных героев (принц, принцесса, король, кухарка, садовник и т.д.). Необходимо было найти свою группу, при этом нельзя было спрашивать прямо: «что написано у меня на спине?».

«Веселый счет» (Математика)

Учебная задача: формирование вычислительных навыков

Ход игры: для проведения этой игры заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитывает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стул так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 32+4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

«Кто быстрее?» (Математика)

Учебная задача: формирование умения по памяти воспроизводить образ геометрических фигур.

Ход игры: команда выполняет задания быстро и четко. Постройте, используя всех игроков команды: квадрат, треугольник, круг, ромб, угол, букву.

«Посчитай» (Математика)

Учебная задача: формирование вычислительных навыков

Ход игры: командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат. Выигрывает более точная команда.

Коммуникативно-речевые игры (коммуникация как интериоризация)

«Скажи по-другому» (Русский язык)

Учебная задача: игра учит детей подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу; развивает навыки общения.

Ход игры: учитель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение». Какими словами его можно описать? (Печальный, грустный) Да, слова печальный, грустный – это слова, близкие по значению, «слова-друзья».

Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет (льёт)», «Мальчик идёт (шагает)». Какое слово повторялось? (Идёт) Давайте попробуем заменить слово идёт. Весна идёт. Как можно сказать по-другому? (Наступает)

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания: чистый воздух (свежий); чистая вода (прозрачная); чистая посуда (вымытая); самолёт сел (приземлился); солнце село (зашло); река бежит (течёт, струится); мальчик бежит (мчится, несётся). Как сказать одним словом: очень большой – громадный, огромный; очень маленький – малюсенький.

«Я начну, а ты продолжи» (Русский язык, литературное чтение)

Учебная задача: формирование умения рифмовать слова.

Ход игры:

Учитель: Порхает и кружится на улице снежок.

Ученик: А Коля веселится с собакой Дружок.

Сначала игра проводится фронтально, на последующих уроках учащиеся в парах сочиняют стихотворения. Использовать игру можно на уроках литературного чтения и развития речи.

«Составим сказку» (Литературное чтение)

Учебная задача: формирование умения пересказывать текст.

Ход игры: Нужно с детьми выбрать всем хорошо знакомую сказку. При необходимости можно кратко вспомнить её содержание. «А теперь мы попробуем рассказать эту сказку следующим образом: каждый из присутствующих будет говорить по одному предложению из этой сказки, причём так, чтобы у нас с вами получилась целая сказка».

Рекомендации: если у кого-то из детей возникают трудности во время игры, ему следует помочь; помочь этому ребёнку может руководитель или сами дети. Условия игры можно изменить, усложнить. Каждое предложении должно начинаться на букву п, н и т.д.

«Эстафета-рассказ» (Литературное чтение)

Учебная задача: активизировать спонтанную речь детей.

Ход игры: проведение соревнования двух команд: кто за определённое количество времени удачнее напишет коллективный рассказ. Каждый участник игры имеет право добавить только одно предложение к ранее написанному тексту. Тема рассказа определяется учителем или учащимися. Перед учащимися ставится иная цель: добиться победы команды, которую можно завоевать только языковыми средствами. Умение создавать речевые жанры - важнейшее умение, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребёнка.

Игры на преодоление конфликтной ситуации

МУЗЕЙ СКУЛЬПТУР
   Цель: игра учит сотрудничать, договариваться и доверять другим.
 Группа детей делится на тройки таким образом, чтобы в них были ребята примерно одного роста. Ведущий объясняет первое задание: нужно втроем уместиться на листе картона (формат А4), не задевая при этом пола. Также нельзя опираться на стул, стол или стену. Держаться можно только друг за друга.

   Всем тройкам дается 3 минуты, чтобы подумать, как лучше решить эту задачу. Во время обдумывания картон трогать нельзя.

   После этого участники пытаются встать на картон, найдя такую позу, в которой они смогут простоять 1 минуту. Ведущий следит за тем, чтобы никто не касался ногами пола.
После этого дети несколько минут обсуждают, понравилось ли им задание, что было трудным, что привело к успеху.
 Затем все снова возвращаются к своим листам. Задача остается той же, но теперь нужно подумать, как встать на лист таким образом, чтобы получилась скульптура – интересная, красивая, вдохновенная. На подготовку дается 3 минуты.
 Тройки пытаются воплотить свои замыслы, проверяя, смогут ли они выдержать в задуманных позах 1 минуту.
Какая-то часть команд выполняет задание, а другая прогуливается по «музею» и разглядывает скульптуры. После этого команды меняются ролями.

СПУСТИТЬ ПАР 

Цели: в данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Эта игра больше подходит школьникам постарше, тем, кто уже в состоянии брать на себя ответственность за свое поведение. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в классе не образовывались противостоящие друг другу кланы и группировки. Особенно важно применять эту игру в группах, где царят враждебность и агрессивность, ведь в ходе нее можно дать другому ребенку негативную обратную связь, и каждый уже может самостоятельно решать, насколько он будет изменять свое поведение в соответствии с недовольством одноклассников.

Инструкция: сядьте в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спустить пар». 

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты».

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать:«У меня пока ничего не накипело и мне не нужно „спускать пар“».

Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».

МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ

Цель: научить в приемлемой форме выплескивать накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

''Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук ''У'', если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить ''У'', если я буду громко хлопать ,вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка пошутить''. Затем педагог хлопает в ладоши ''молодцы! Пошутили достаточно. Давайте снова станем детьми''.

СОРОКОНОЖКА

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Несколько детей(5-10) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую ''цепь'', сохранить Сороконожку в целости.

ЛИПУЧКА

Цель: игра способствует развитию взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом приговаривают ''Я - липучка - приставучка, я хочу тебя поймать''. Каждого пойманного ребенка ''липучка'' берут за руки, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои ''сети'' других. Когда все дети станут ''липучками'', они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки. Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.

ОБЗЫВАЛКИ

Цель: игра помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.

Содержание:

Игра проходит в два этапа. На первом этапе участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться, это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели), но говорят эти слова друг другу сердито, с недовольством – ругаются. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …морковка!». На втором этапе дети, передавая мяч, говорят своему соседу то же слово только в уменьшительно-ласкательной форме: «Ах ты, морковочка!».

Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе, а пред началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

СНЕЖКИ

Цель: игра способствует снятию мышечного напряжения, дает возможность в приемлемой форме выплеснуть свой гнев.

Для проведения игры необходимо сделать «снежки» из ваты и бумаги (по 4-5 на каждого участника). В просторном помещении (лучше в спортивном зале) все «снежки» рассыпаются по полу. В «снежной битве» участники игры пытаются нападать и защищаться. Необходимо объяснить, что попадание «снежком» - это может быть немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

Игры на умение сотрудничать

«Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Описание игры: педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

«Раскрасьте правильно»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.

Описание игры: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.

«Вопрос – ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Описание игры: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).

«Прощай»
Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Описание игры: дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

«Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Описание игры: дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Робот»
Цель: сплочение коллектива, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Описание игры: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

«Змея»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Описание игры: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом укорачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на сплочение

«Я хочу с тобой подружиться»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: Из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

«Встаньте, все кто…»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

«Хромой ведет слепого»

Цель: установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: хромому подвязывают ногу веревкой. У слепого глаза завязаны повязкой. На полу — газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых».

Хороводная игра «Ау!»

Цель:развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры: ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игры на умение активно слушать

«Кто говорит?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Описание игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

«Угадай, кто это»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Описание игры: упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

«Пожелание»
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Описание игры: дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас” и т.

«Комплимент»

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Описание игры: дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

«Доброе слово»

Цель: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам.

Описание игры: Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе.

Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

«Закончи предложение»

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Описание игры: дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.

Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....

Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции младшего школьника.

Комплекс упражнений, включает:наблюдение  над функционированием лексических явлений в речи.знакомство с лингвистическими признаками основных лексических явлений.использование изучаемых лекс...