Статья на тему: Связь интеллекта и успешности обучения в начальной школе
статья

Еремина Виктория Алексеевна

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК  159.9

Связь интеллекта и успешности обучения в начальной школе

Communication of intelligence and the success of education in primary school

Еремина В.А.

Аннотация:

Вопрос соотношения академической успешности и интеллекта школьников значим уже многие годы. Это связано с тем, что часто отличники, закончив школу, в дальнейшей жизни никак не проявляют себя, тогда как те ученики, которые регулярно получали тройки, вдруг обнаруживают яркие таланты, делают открытия и новые изобретения.

В одном из проводимых исследований, выяснилось, что все оценки в факторном анализе распадались на три группы. Оценки по основным предметам коррелировали друг с другом и входили в один фактор. Они ставились одним учителем, а, следовательно, можно утверждать, что наблюдался гало-эффект. Во вторую группу попали оценки по рисованию и технологиям, которые выставляли приходящие учителя. Наконец, третью группу составили оценки по музыке.

Успешность обучения является ключевым вопросом образования. Она определяется соответствием между различными параметрами в оценке результата образования: качеством знаний, степенью сформированности умений и навыков, развитостью способностей, ценностных ориентаций, степенью соответствия этих параметров возможности и результату практического использования в жизни и профессиональной деятельности. Однако, оценка не выполняет той функции, которая заложена в нее стандартом. В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости.

Значимость проблемы измерения интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально - психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида.

Annotation:

The question of correlation of academic success and intelligence of schoolchildren is significant for many years. This is due to the fact that often high achievers, having finished school, do not show themselves in the further life, whereas those students who regularly received triplets suddenly find bright talents, make discoveries and new inventions.

In one of the ongoing studies, it was found that all evaluations in factor analysis disintegrated into three groups. Estimates for the main subjects correlated with each other and were part of one factor. They were set as one teacher, and, therefore, it can be argued that a halo effect was observed. The second group included assessments on drawing and technology, which exhibited the incoming teachers. Finally, the third group consisted of music scores.

The success of education is a key issue in education. It is determined by the correspondence between the various parameters in the evaluation of the result of education: the quality of knowledge, the degree of formation of skills and abilities, the development of abilities, value orientations, the degree to which these parameters correspond to the possibilities and result of practical use in life and professional activity. However, the assessment does not fulfill the function that is embedded in it by the standard. At present, many researchers report a decline in academic achievement.

The significance of the problem of measuring intellect and mental development is primarily determined by the role that they play in resolving a complex of social and individual psychological problems of man. Intellect mediates the success of the activity performed by a person, the rationality of his behavior and relationships with others, the social value and social status of the individual depend on him.

Ключевые слова: интеллект, успешность, образование, школьник, оценка, семья.

Key words: intellect, success, education, schoolchild, evaluation, family.

Вопрос соотношения академической успешности и интеллекта школьников значим уже многие годы. Это связано с тем, что часто отличники, закончив школу, в дальнейшей жизни никак не проявляют себя, тогда как те ученики, которые регулярно получали тройки, вдруг обнаруживают яркие таланты, делают открытия и новые изобретения.

В одном исследовании изучались оценки четвероклассников [8,9]. Оказалось, что все оценки в факторном анализе распадались на три группы. Оценки по основным предметам коррелировали друг с другом и входили в один фактор. Они ставились одним учителем, а, следовательно, можно утверждать, что наблюдался гало-эффект. Гало-эффект состоит в том, что учитель ставит ученику оценку не за конкретный ответ в конкретный момент, а по общему впечатлению, когда четверочник получает всегда 4, а троечник – 3, хотя сегодня троечник ответил чуть лучше, а четверочник не готовился совсем и отвечал плохо.

Во вторую группу попали оценки по рисованию и технологиям, которые выставляли приходящие учителя. Самое удивительное, эти оценки коррелировали со скоростью ответов учеников в простой сенсомоторной реакции. Следовательно, эти преходящие учителя не знали детей так, как классный руководитель, и ставили им оценки за реально полученный результат.

Наконец, третью группу составили оценки по музыке. Этот предмет также вел приходящий учитель. Только его задачей было чтобы все дети сидели тихо и не мешали другим в школе. Эти оценки не соотносились ни с чем.

Успешность обучения является ключевым вопросом образования. Она определяется соответствием между различными параметрами в оценке результата образования: качеством знаний, степенью сформированности умений и навыков, развитостью способностей, ценностных ориентаций, степенью соответствия этих параметров возможности и результату практического использования в жизни и профессиональной деятельности.

Однако, в данном случае оценка не выполняет той функции, которая заложена в нее стандартом. В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении [4].

Но многие школьники оказываются не готовы в процессе учебы к принятию адекватного решения в ситуациях выбора, оптимальным образом соответствующего индивидуальным особенностям личности [4].

Со времен Ж. Пиаже [8] интеллект рассматривается как инструмент адаптации к новым условиям, в том числе к процессу обучения. Однако объективные данные свидетельствуют о том, что интеллект либо не связан с академической успешностью, либо даже имеет с ней отрицательную корреляцию [7, 11].

Значимость проблемы измерения интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально - психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида [1].

В тоже время интеллект ребенка и его готовность учиться в школе в значительной мере определяются особенностями семьи ребенка [5]. Семья влияет на проявление интеллекта разными способами. Прежде всего, родители передают свои гены детям, и доказано, что интеллект передается генетически [6]. Кроме того, родители могут ценить у ребенка интеллектуальные проявления и поддерживать его развитие или, напротив, не уделять этому никакого внимания. Именно поэтому показано, что интеллект у детей из детских домов тем выше, чем меньше времени они провели вне семьи [7].

Семья может заботиться о здоровье ребенка, тем самым повышая его интеллект косвенным образом [5]. Наконец, экономический статус семьи и число детей в семье также может предопределять интеллект ребенка: показано, что чем меньше детей в семье и чем меньше порядок рождения ребенка в семье, тем выше его интеллект [8].

При этом совсем нет данных о том, как интеллект соотносится с успешностью обучения ребенка в школе. Отсутствие этих данных не позволяет учителю создавать программу поддержки ребенка в школе.

        

Библиография:

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой

  СПб.: Питер, 2005.- 303с.

Akimova M.K. Psychological diagnostics / Ed. M.K. Akimova

  St. Petersburg: Peter, 2005.  303s.

Akimova M.K. Psychologicheskaya diagnostica / Pod red. M.K. Akimova

 St. Petersburg: Peter, 2005.  303s.

2. Кагарманова В. А. Прогнозирование готовности старшеклассников к успешному обучению в вузе // Педагогический журнал Башкортостана.  2011.  №2(33).  С.93-98.

Kagarmanova VA Forecasting the readiness of high school students for successful education in high school // Pedagogical Journal of Bashkortostan.  2011.  №2 (33). P.93-98.

Kagarmanova VA Prognosirovanije gotovnosty starsheklassnikov k uspeshnomu obucheniju v vuse// Pedagogicheskii jurnal Bashkortostana. 2011.  №2 (33).  P.93-98.

  1. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

Lukyanova MI, Kalinina NV Educational activity of schoolchildren: the essence and possibilities of formation. Methodical recommendations for teachers and school psychologists. - Ulyanovsk: IPK PRO, 1998.

Luk'yanova M.I., Kalinina N.V. Uchebnaya deyatel'nost' shkol'nikov: sushchnost' i vozmozhnosti formirovaniya. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej i shkol'nyh psihologov. - Ul'yanovsk: IPK PRO, 1998.

  1. Марусяк Н.Л. Школьные факторы риска. URL.: www.sinergi.ru/DswMedia/7-shkol-nyiefaktoryiriska.doc (дата обращения 17.07.2010).

Marusyak N.L. School risk factors. URL: www.sinergi.ru/DswMedia/7-shkol-nyiefaktoryiriska.doc (circulation date 17.07.2010).

Marusyak N.L. SHkol'nye faktory riska. URL.: www.sinergi.ru/DswMedia/7-shkol-nyiefaktoryiriska.doc (data obrashcheniya 17.07.2010).

  1.  Меренкова В.С.         Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей раннего возраста // Воспитание дошкольников. 2013. С. 24.

Merenkova VS. Influence of the mother's emotional response to the health of young children / / Education of preschool children. 2013. P. 24.

Merenkova V.S.         Vliyanie ehmocional'nogo reagirovaniya materi na zdorov'e detej rannego vozrasta // Vospitanie doshkol'nikov. 2013. S. 24.

  1. Николаева Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 2. С. Nikolaeva E.I. Comparative analysis of the views of children and their parents about the characteristics of encouragement and punishment in the family // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2006. T. 3. No. 2. P. 118-125.118-125.        

Nikolaeva E.I. Sravnitel'nyj analiz predstavlenij detej i ih roditelej ob osobennostyah pooshchreniya i nakazaniya v sem'e // Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. 2006. T. 3. № 2. S. 118-125.        

  1. Николаева Е.И., Анжиганова О.Р. Связь интеллекта ребенка с длительностью пребывания в детском доме (на примере приемных семей республики Хакасия) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 35 (3). С. 25-33.

Nikolaeva EI, Anzhiganova O.R. Communication of the child's intellect with the length of stay in the orphanage (on the example of foster families of the Republic of Khakassia) // Psychology of education in a multicultural space. 2016. No. 35 (3). Pp. 25-33.

Nikolaeva E.I., Anzhiganova O.R. Svyaz' intellekta rebenka s dlitel'nost'yu prebyvaniya v detskom dome (na primere priemnyh semej respubliki Hakasiya) // Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2016. № 35 (3). S. 25-33.

  1. Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Прогноз психофизиологической «стоимости» эффективности процесса обучения у старших школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 1. № 21. С. 47-52.

Nikolaeva EI, Vergunov Ye.G. Forecast of the psychophysiological "cost" of the effectiveness of the learning process in older schoolchildren // Psychology of education in multicultural space. 2013. Vol. 1. No. 21. S. 47-52.

Nikolaeva E.I., Vergunov E.G. Prognoz psihofiziologicheskoj «stoimosti» ehffektivnosti processa obucheniya u starshih shkol'nikov // Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2013. T. 1. № 21. S. 47-52.

  1. Николаева Е.И., Вергунов Е.Г., Плотников С.Г. Соотношение показателей общего и невербального интеллекта и креативности с оценками по предметам у учащихся четвертых классов //  Вестник практической психологии образования. 2014. № 3. С. 106-109.

Nikolaeva EI, Vergunov EG, Plotnikov SG The ratio of indicators of general and nonverbal intelligence and creativity with assessments on subjects in fourth grade students // Bulletin of Practical Psychology of Education. 2014. No. 3. P. 106-109.

Nikolaeva E.I., Vergunov E.G., Plotnikov S.G. Sootnoshenie pokazatelej obshchego i neverbal'nogo intellekta i kreativnosti s ocenkami po predmetam u uchashchihsya chetvertyh klassov //  Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2014. № 3. S. 106-109.

  1. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб: Питер, 2003.

Piaget J. Psychology of the intellect. St. Petersburg: Peter, 2003.

Piazhe ZH. Psihologiya intellekta. SPb: Piter, 2003.

  1. Сотникова И. Д. Влияние интеллектуального и личностного развития первоклассников на их адаптацию в школе: автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Тамбов: 2009. - 23 с.

Sotnikova ID Influence of intellectual and personal development of first-graders on their adaptation in school: the author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of psychological sciences. - Tambov: 2009. - 23 p.

 Sotnikova I. D. Vliyanie intellektual'nogo i lichnostnogo razvitiya pervoklassnikov na ih adaptaciyu v shkole: avtoreferat na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. – Tambov: 2009. - 23 s.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРофессиональные компетенции. Статья по теме: "Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе" - 2011г.

Статья-практикум содержит теоретическое и практическое описание методов и технологий личностно-ориентированного обучения в начальной школе по нескольким предметам. Это выступление на школьном семинаре...

Родительское собрание на тему: "Мотивация учения-основное условие для успешного обучения в начальной школе"

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности - учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, р...

«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....

Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.

Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...

Статья.Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Настоящая статья посвящена рассмотрению процесса обучения базису геометрического материала в начальной школе, а именно – обучение взаимодействию с геометрическими фигурами при смешанном обучении. В хо...

Статья на тему: «Применение инновационных технологий в обучении учащихся начальной школы»

В современном мире, где информационные технологии развиваются со скоростью света, применение инновационных методов обучения становится все более актуальным и необходимым. Особенно важно обращать внима...

статья "Факторы влияющие на успешное обучение в начальной школе"

Многолетний опыт работы с младшими школьниками показывает увеличение количества учащихся испытывающих трудности в обучении. Какие причины, факторы влияют на успешное обучения ребенка в начальной школе...