Конспект непосредственно - логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Конспект непосредственно - логопедической деятельности адресован детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей.
Цель: формирование фонематических операций анализа и синтеза.
Коррекционно – образовательные задачи: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование фонематических представлений. Автоматизация правильного произношения звука [Л].
Коррекционно – развивающие задачи: Развитие фонематических операций, автоматизация звука [Л], зрительного внимания, восприятия и гнозиса; мышления, памяти.
Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитание навыков самостоятельности, ответственности, инициативности, стремление получения дальнейших знаний в школе.
Оборудование: магнитная доска, магниты, карточки – «звуковые домики», фигурки сказочных героев из киндер – сюрпризов, дидактическое задание «определи место звука в слове»,контейнеры с карандашами, фломастерами, схемы – шифровки, листы бумаги в клеточку.
Оборудование, изготовленное логопедом с помощью графического редактора Paint: презентация логопедического занятия «В гостях у Золушки», карточки с шифровками ключ к шифру, дидактическая игра «определи место звука в слове» звуковые домики, фигурки бокалов, тарелок, чайников.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность детей | Результаты |
I | Организационный момент. Логопед: предлагаю отгадать загадку: Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает откуда я, как я зовусь, но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. Догадались? Кто это? Правильно! Это Золушка А вы знаете, почему Золушку так называют? Ведь ей приходилось очень много работать, и она часто чистили печку в которой оставались остатки от сгоревших дров – зола. Поэтому Золушку так и назвали. Логопед: Золушка очень хотела попасть на бал, но злая мачеха дала ей очень много заданий. Золушка очень огорчилась: вдруг она не успеет все сделать? Тогда она не сможет попасть во дворец и танцевать с прекрасным принцем. Поможем Золушке сделать все задания злой мачехи? | Дети слушают, принимают решения. Отгадывают загадку.
Ответы детей
| Умеют внимательно слушать, анализировать ситуацию, принимать решения, сопереживать. |
II | Основная часть. 1. Логопед: Первое задание злой мачехи такое: прослушайте слова Лампа, мыЛо, стоЛ, кЛубника, беЛка. Прошу определить, какой одинаковый звук есть во всех этих словах? Дайте характеристику этому звуку.
| Дети слушают слова, определяют одинаковый звук, дают звуку характеристику.
| Умеют внимательно слушать, выделять одинаковый звук в словах, характеризовать звук (согласный твердый).
|
| 2. Логопед: во втором задании предлагается следующее: перед вами листы, на которых нарисованы картинки и схемы, на первой схеме звук [Л] находится в начале слова, на второй - в середине, на третьей - в конце. (показывается слайд). Назовите картинки, выделяя голосом звук [Л]. Найдите картинку, на которой звук [Л] находится в начале (середине, конце) слова и соедините ее со схемой. Кирилл, назови слова, в которых звук [Л] находится в середине слова. Настя – в конце слова, Лера - в начале слова. | Дети слушают, определяют место звук в слове, соединяют слово со схемой | Умеют определять место звука в слове |
| 3. Логопед: третье задание злой мачехи. Предлагаю определить порядковый номер звука в слове. Перед вами лежат звуковые линейки, где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово. У вас есть фигурки из киндер – сюрпризов, они будут ходить в гости к какому – то звуку, который живет в своем домике, в каком по счету домике живет звук [Л] в слове ласточка В этот домик и пойдет в гости ваш герой. (картинки на слайде 4: ласточка, узел, глаза) | Дети слушают, определяют порядковый номер звука в слове, «отправляют в гости к звуку героя». | Умеют определять место звука в слове. |
| 4. Логопед: следующее задание мачехи. Посмотрите на картинки назовите их (лыжи, утюг, кубики; глаза, облако, лак .петух, иголка, ладони, арбуз) По первым звукам этих картинок составьте слово и назовите его. | Называют картинки, определяют первый звук в словах, составляют новое слово. | Умеют четко произносить слова со звуком [Л]. Умеют определять первый звук в слове, умеют составлять новое слово по первым звукам предложенных слов. |
| 5. Логопед: Золушка по дому выполняла очень много работы, вспомните, что она делала, покажите эти движения | Дети припоминают слова – действия (стирала, полы мыла,, и посуду мыла, бельё выжимала, грядки полола, веником пол подметала) изображают их действиями | Умеют подбирать слова действия, показывать действия движениями |
| 6. Логопед: Злая мачеха попросила Золушку навести порядок в шкафу, где храниться посуда. Предлагаю вам расставить по росту Бокалы, чайники и тарелки. Выполнив это вы сможете прочитать написанное слово. | Дети расставляют по росту предметные картинки и читают слова (бал, стол, мыло) | Умеют располагать предметы ориентируясь на размер, умеют читать слова. |
| 7. Логопед: злая мачеха заколдовала слова знаками, необходимо их распутать. Вот как мачеха заколдовала слово (показ слайда) Перед вами таблица, на которой каждая буква обозначена каким – то знаком, посмотрите на знаки на экране и найдите, какая буква стоит рядом с этим знаком в таблице, напишите ее на листе. Какое слово у вас получилось? | Дети смотрят и соотносят знаки с буквой. | Умеют соотносить буквы и символы составлять слово из букв и читать слово. |
III. | Итог занятия: логопед вот и выполнили вы все задания злой мачехи и теперь Золушка сможет попасть на бал во дворец. А какие задания вам особенно запомнились? Какие задания вам было трудно выполнять? | Дети слушают отвечают | Умеют анализировать ситуацию, давать ответы. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с.Кинель - Черкассы
муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области
структурное подразделение детский сад «Солнышко»
Конспект логопедической деятельности по формированию операций фонематического анализа и синтеза у детей подготовительной группы СП Д/с «Солнышко» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы
“В гостях у Золушки»
Тема: Формирование операций фонематического анализа и ситнеза у детей подготовительной группы
Составила:
Голева Мария Валентиновна
читель – логопед
высшей квалификационной категории
2017 г.
Цель: формирование фонематических операций анализа и синтеза.
Коррекционно – образовательные задачи: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование фонематических представлений. Автоматизация правильного произношения звука [Л].
Коррекционно – развивающие задачи: Развитие фонематических операций, автоматизация звука [Л], зрительного внимания, восприятия и гнозиса; мышления, памяти.
Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитание навыков самостоятельности, ответственности, инициативности, стремление получения дальнейших знаний в школе.
Оборудование: магнитная доска, магниты, карточки – «звуковые домики», фигурки сказочных героев из киндер – сюрпризов, дидактическое задание «определи место звука в слове»,контейнеры с карандашами, фломастерами, схемы – шифровки, листы бумаги в клеточку.
Оборудование, изготовленное логопедом с помощью графического редактора Paint: презентация логопедического занятия «В гостях у Золушки», карточки с шифровками ключ к шифру, дидактическая игра «определи место звука в слове» звуковые домики, фигурки бокалов, тарелок, чайников.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность детей | Результаты |
I | Организационный момент. Логопед: предлагаю отгадать загадку: Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает откуда я, как я зовусь, но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. Догадались? Кто это? Правильно! Это Золушка (слайд 1). А вы знаете, почему Золушку так называют? Ведь ей приходилось очень много работать, и она часто чистили печку в которой оставались остатки от сгоревших дров – зола. Поэтому Золушку так и назвали. (слайд 2) Логопед: Золушка очень хотела попасть на бал, но злая мачеха дала ей очень много заданий. Золушка очень огорчилась: вдруг она не успеет все сделать? Тогда она не сможет попасть во дворец и танцевать с прекрасным принцем. Поможем Золушке сделать все задания злой мачехи? | Дети слушают, принимают решения. Отгадывают загадку. Ответы детей | Умеют внимательно слушать, анализировать ситуацию, принимать решения, сопереживать. |
II | Основная часть. 1. Логопед: Первое задание злой мачехи такое: прослушайте слова Лампа, мыЛо, стоЛ, кЛубника, беЛка. Прошу определить, какой одинаковый звук есть во всех этих словах? Дайте характеристику этому звуку. | Дети слушают слова, определяют одинаковый звук, дают звуку характеристику. | Умеют внимательно слушать, выделять одинаковый звук в словах, характеризовать звук (согласный твердый). |
2. Логопед: во втором задании предлагается следующее: перед вами листы, на которых нарисованы картинки и схемы, на первой схеме звук [Л] находится в начале слова, на второй - в середине, на третьей - в конце. (показывается слайд). Назовите картинки, выделяя голосом звук [Л]. Найдите картинку, на которой звук [Л] находится в начале (середине, конце) слова и соедините ее со схемой. (слайд 3) Кирилл, назови слова, в которых звук [Л] находится в середине слова. Настя – в конце слова, Лера - в начале слова. | Дети слушают, определяют место звук в слове, соединяют слово со схемой | Умеют определять место звука в слове | |
3. Логопед: третье задание злой мачехи. Предлагаю определить порядковый номер звука в слове. Перед вами лежат звуковые линейки, где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово. У вас есть фигурки из киндер – сюрпризов, они будут ходить в гости к какому – то звуку, который живет в своем домике, в каком по счету домике живет звук [Л] в слове ласточка В этот домик и пойдет в гости ваш герой. (картинки на слайде 4: ласточка, узел, глаза) | Дети слушают, определяют порядковый номер звука в слове, «отправляют в гости к звуку героя». | Умеют определять место звука в слове. | |
4. Логопед: следующее задание мачехи. Посмотрите на картинки (слайды 5 - 10) назовите их (лыжи, утюг, кубики; глаза, облако, лак .петух, иголка, ладони, арбуз) По первым звукам этих картинок составьте слово и назовите его. | Называют картинки, определяют первый звук в словах, составляют новое слово. | Умеют четко произносить слова со звуком [Л]. Умеют определять первый звук в слове, умеют составлять новое слово по первым звукам предложенных слов. | |
5. Логопед: Золушка по дому выполняла очень много работы, вспомните, что она делала, покажите эти движения | Дети припоминают слова – действия (стирала, полы мыла,, и посуду мыла, бельё выжимала, грядки полола, веником пол подметала) изображают их действиями | Умеют подбирать слова действия, показывать действия движениями | |
6. Логопед: Злая мачеха попросила Золушку навести порядок в шкафу, где храниться посуда. Предлагаю вам расставить по росту Бокалы, чайники и тарелки. Выполнив это вы сможете прочитать написанное слово. | Дети расставляют по росту предметные картинки и читают слова (бал, стол, мыло) | Умеют располагать предметы ориентируясь на размер, умеют читать слова. | |
7. Логопед: злая мачеха заколдовала слова знаками, необходимо их распутать. Вот как мачеха заколдовала слово (показ слайда) Перед вами таблица, на которой каждая буква обозначена каким – то знаком, посмотрите на знаки на экране и найдите, какая буква стоит рядом с этим знаком в таблице, напишите ее на листе. Какое слово у вас получилось? (слайды 11, 12,13,14) | Дети смотрят и соотносят знаки с буквой. | Умеют соотносить буквы и символы составлять слово из букв и читать слово. | |
III. | Итог занятия: логопед вот и выполнили вы все задания злой мачехи и теперь Золушка сможет попасть на бал во дворец. А какие задания вам особенно запомнились? Какие задания вам было трудно выполнять? (слайд 15) | Дети слушают отвечают | Умеют анализировать ситуацию, давать ответы. |
Составила _____Голева М. В. учитель – логопед
высшей квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.
Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...
Музыкально-дидактические игры и особенности их проведения на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Игровые формы и методы являются активными для развития интереса учащихся. Игровая деятельность предшествует учебной деятельности, и следовательно, лежит в ее основе. В процессе игровой деятельно...
Логопедические игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Игры для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, которые позволят развить длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю, а так же вызвать, уточнить и дифференцировать изолиров...
Методика заданий с условиями: возможности в коррекционной работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Описание методики заданий с условиями (автор - Коновалова Ю.А.). Материалы для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....
Модификация методики "Рисование бус" (составитель Ю.А. Коновалова): опыт применения в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Описание модифицированной психодиагностической методики "Рисование бус". Автор -И.И. Аргинская, составитель - Ю.А. Коновалова. Для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....