Секреты инклюзивного образования
статья
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zametka_bulatova.docx | 442.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Секреты инклюзивного образования.
Учитель!
Разве не в твоих руках судьбы детей,
Судьба планеты Земля?
Не считай себя маленьким человеком,
От которого мало что зависит.
Не унижай себя, и Бог возвеличит
И прославит твой труд.
Шалва Амонашвили
Выдвинутая Д. А. Медведевым Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставит перед педагогическим сообществом конкретные стратегические цели. Инклюзивному образованию отводится особая роль: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени». Этот тезис находит свое отражение и в позиции мирового сообщества: «Включающее образование - это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба». В этой ситуации именно инклюзивная практика может стать «точкой кристаллизации» многих инновационных процессов в образовании, отвечая современным целям: доступности непрерывного образования. Подобные глобальные преобразования невозможны без проведения системного анализа и выбора адекватной методологии и разработки соответствующей модели, на базе которой должна быть реализована предлагаемая инновация.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
На заседании Государственной Думы депутат ГД РФ, председатель Общероссийского общественного движения «Образование - для всех». Олег Смолин отметил, что:
- В России более 200 тысяч детей – инвалидов не получают образования вообще.
- Многие дети с ОВЗ, обучаясь в обычных школах, не получают коррекционной помощи в обучении, а иные не числятся инвалидами вообще.
- Необходимо создать специальные условия для обучения детей – инвалидов и детей с ОВЗ, где бы они не обучались, т.к. необходима и очень важна стартовая накопляемость знаний при получении дальнейшего образования и жизни в нашем мире.
- Нельзя при внедрении нового, т.е. инклюзивного образования, разрушать хорошее старое, т.е. спецучреждения для коррекционного обучения ( д/с, или школы для детей со слабым зрением, слухом и т.п.)
- Сегодня широко используется дистанционное обучение, электронные технологии, но детям с ОВЗ не будет вредным живое общение со сверстниками хотя бы 2 – 3 раза в неделю.
Таким образом необходимо не разрушать, а улучшать систему специального образования посредством внедрения инклюзивного образования. Люди с ОВЗ могут все или почти все! Благодаря силе духа. Им просто надо немного помочь!!!
11 мая 2015 года на Психологическом факультете Российского православного университета состоялась презентация книги «Каждый ребенок особенный».
Книгу написали в соавторстве декан этого факультета – священник Петр Коломейцев (как психолог он является специалистом в области специальной и коррекционной психологии) и выдающийся психолог и педагог из Германии Кристель Манске—руководитель созданного ею Института развития функциональных систем мозга в Гамбурге. Более 40 лет она работает с «особенными» детьми -- с синдромом Дауна, аутистами, СДВГ и другими, является автором методик обучения таких учеников чтению и математике.
Как сказал, представляя издание, о. Петр Коломейцев, эта книга призвана преодолеть чувство ксенофобии, отстраненности, которое возникает у многих людей при встрече с «особенными» детьми. Эта тема, которая отзывается болью и страданиями для родителей таких детей, является в обществе «непрезентабельной», она напоминает о «неприятном», побуждает разделять детей на «наших» и «ненаших». «Для большинства такие дети оказываются «никакими» детьми. В этом есть глубокая давняя проблема отвержения всех, кто не такие, как мы.
К созданию этой книги шли долго – (о.Петр) через работу в летнем лагере и интернате для детей-инвалидов, настоятельство на приходе для глухих, курсы сурдопереводчиков, дефектологический факультет, психологическую аспирантуру.
Часть новой книги о. Петр посвятил человеку, которого считает своим главным учителем в области психологии и педагогики, – Л.С. Выготскому. Священнику пришлось «защищать» учителя: «Он считается марксистским ученым, но на самом деле он гораздо ближе нашему православному мировоззрению». Одна из глав так и называется - «Выготский – психолог, который вернул психологии и педагогике душу». психологии и педагогике душу».
Корифеи советской педагогики—Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев – совершили переворот в сознании Кристель Манске 40 лет назад, когда она вместе с коллегами терпела поражение за поражением, работая в школе для детей из социально неблагополучных семей в Мюнхене. Она рассказала, что именно знакомство с советской системой обучения наполнило ее «педагогическим оптимизмом» и стало отправной точкой для создания собственной педагогической системы: «У Выготского особое мышление. Его мысль в том, что проблема «дефекта» ребенка – в наших руках: мы можем действовать так, что дефект ребенка исчезнет! Проблема не в ребенке, а в педагоге. Наследие Выготского надо читать сердцем. Его книги излучают любовь ко всем детям», -- сказала К. Манске, известная в Германии как автор бестселлеров «Плохих учеников не существует», «Сила исходит от детей» и других.
Она не раз убеждалась, что традиционные педагогические инструменты в работе с особыми детьми не работают: «Мы перед этими детьми стоим с пустыми руками, мы терпим крах и должны признать нашу собственную неспособность». Но именно это побуждает К. Манске и ее коллег искать новые пути, с учетом всех возрастных особенностей их учеников.
«Совместно разделенный опыт» -- одно из ключевых понятий педагогики К. Манске. Она рассказала об этом на примере работы с подростком-аутистом, который изо дня в день на занятиях делал только одно – рвал всю свою одежду. Ему не помогали никакие терапии. Кристель догадалась, что надо делать: она просила своих коллег принести из дома одежду, которую не жалко, и всю неделю они вместе с мальчиком увлеченно рвали ее на части, напевая при этом песенку: «Рвать материю прекрасно!» И впервые за много лет юноша остановился, заговорил, а через некоторое время он уже стал складывать из разорванных кусочков картинки, называл их – «Солнце», «Земля»... Так он открыл для себя речь. А потом стал писать тексты! «Мы тогда поняли, что только разрывание ткани доставляет ему удовольствие, и мы разделили с ним эту радость. Чтобы вступить в коммуникацию, нужно совместно разделенное ощущение чистого счастья, общее разделенное настоящее. Важно понять, что другой человек важен для моей радости», -- утверждает профессор Манске.
Она рассказала также об опыте обучения чтению детей с синдромом Дауна с помощью особой азбуки. Ее ученики начинают читать в 3 года!
В коротком выступлении она не смогла описать все подробности своего подхода, но завершила опять словами благодарности учителями, которые оказались общими у нее и у ее соавтора о. Петра: «Я так благодарна советским теориям обучения – они направляют наш взгляд в другую сторону. Это была революционная идея: любого ребенка мы можем привести к цели, если только правильно преподаем. Для особых детей мы не должны заранее определять цель, она возникает в пути, в диалоге. Мы должны доверять той силе, которая есть в ребенке, она может нам помочь».
Главная задача: чтобы ни один ребенок во время урока или занятия не потерпел неудачу.
Ограниченные у нас возможности…
Так, почему – то, принято считать.
Но кто, скажите, может ограничить
Возможность верить и мечтать.
Назло болезни заниматься спортом
И не за грамоты, не за призы.
Пусть мы пока не ставим мировых рекордов,
Рекорды ведь у каждого свои.
Встречать рассвет! И радоваться жизни!
Писать стихи, когда душа поет!
Возможности у нас не ограничены,
Когда мы вместе, а не наоборот!
Ученица Ирина Пронина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование - образование для всех
Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...
Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования
В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь, в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...
Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования
В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...
Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...
Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...
– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»
dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...