Программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Одарённые дети - это те, которые демонстрируют высокий уровень в одной или нескольких областях. Одной из ярких проявлений одарённости - это ранняя речь и большой словарный запас. Многие исследователи отмечают также необычно развитое внимание, ненасытное любопытство и отличную память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologo_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_odaryonnyh_detey.docx | 59.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области
Программа
психолого-педагогического
сопровождения одаренных детей
на 2019 – 2023 учебные годы
(приложение к программе психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности обучающихся)
2019 год
Введение
Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческие или продуктивные способности; лидерские способности; психомоторные способности; художественные и исполнительские способности в искусстве. Одаренные дети – это те, которые демонстрируют высокий уровень в одной или нескольких областях. Одной из ярких проявлений одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас. Многие исследователи отмечают также необычно развитое внимание, ненасытное любопытство и отличную память. Умственная одаренность, основанная на хорошей памяти, далеко не всегда приводит к высшему ее проявлению - творчеству. Имеются данные психологических исследований, согласно которым высокий уровень развития интеллекта не всегда связан с таким же высоким уровнем творческого потенциала. Можно, оказывается, много знать, но не уметь ничего изобрести нового и оригинального. Поэтому одним из приоритетных направлений работы гимназии является выявление таких учащихся и развитие их способностей. На данное время это невозможно реализовать без психолого- педагогического сопровождения развития личности учащихся.
Принципы, заложенные в основу программы
- Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое общество, учет и реализацию социального заказа образованию.
- Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для разных детей.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации как ведущего приоритета образовательной системы демократического общества. Право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие является основным критерием успешного образования и развития одаренного ребенка.
- Принцип вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей.
- Принцип единства деятельностного, оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
- Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
- Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
- Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
- Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
- Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
- Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
- Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
- Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
- Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
- Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
- Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
- Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально- нравственных норм и отношений.
Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.
Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:
- Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
- Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
- Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
- Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
- Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
- Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
- Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя: не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.
Проблемы одаренных детей
- Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
- Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
- Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
- Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
- Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных
детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть подготовлен к такой работе.
Из рекомендаций по развитию одаренного ребенка можно предложить следующее:
- Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
- Предоставление большей самостоятельности.
- Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах
- Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для самоопределения и саморазвития одаренной личности.
На основании этого определились следующие задачи:
- Развитие индивидуальных особенностей учащихся (интересов, способностей, склонностей, увлечений).
- Создание благоприятного для развития учащегося психологического климата.
- Оказание психологической помощи и поддержки участникам образовательного процесса
Данная программа позволит создать систему работы с одаренными, способными детьми с учетом особенностей школы, условий, которые могут быть использованы для их интеллектуального развития и обеспечит изменение содержания образовательного процесса и поможет адаптировать его к одаренному ребенку.
При разработке программы мы исходили из положения о том, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрируют небольшая часть детей.
Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей:
Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
Просветительское направление: развитие психолого-педагогической
компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера и Учителя.
Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счёт других.
Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы.
Содержание психологического сопровождения осуществляется в рамках программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения и с учетом основного комплекса психолого-педагогического сопровождения первичной профессиональной ориентации учащимися. Учитывается информация полученная при обучении в начальной школе и связанная с такими особенностями личности учащихся, как: темперамент, работоспособность, образная креативность, интересы и склонности. Эти данные занесены в психологическую карту развития одаренного ребёнка. В основной школе определяется коммуникативные и организаторские умения и навыки, комплекс диагностических процедур по первичной профессиональной ориентации учащихся, образная креативность (методика Ф.Вильямса в модификации Е.Е.Туник), уровень мотивов к достижениям (методика А. Мехрабиана). Данная методика изучает потребность преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствовании, реализации своих талантов по доминирующему мотиву личности (стремление к успеху или избегание неудач). Отслеживается, с учётом поставленных задач, уровень эмоционального благополучия подростка (шкала М.В.Соколовой). Эта диагностика определяет состояние основного эмоционального фона, настроения личности, а в целом уровень психологического здоровья. На основании результатов комплексной работы по первичной профессиональной ориентации учащихся, их личностных особенностях и дополнительно полученной информации даются рекомендации выбора вектора индивидуального маршрута обучения.
Содержание психологического сопровождения в старшей школе (10-й класс) осуществляется с учётом работы по адаптации десятиклассников. Кроме этого повторно используется шкала эмоционального благополучия М.В.Соколовой, мотивация достижений по методу А.Мехрабиана, уровень учебной мотивации
по методу М.Р.Гинзбурга. Методика М.Р.Гинзбурга даёт возможность определить ведущие мотивы учебной деятельности (учебные, игровые, позиционные, социальные, внешние), личностный смысл, целеполагание, реализация мотивов учебной деятельности. В последний год обучения в гимназии (11-й класс) продолжается психологическое сопровождение индивидуального учебного маршрута одаренных учащихся. Применяются уже используемые ранее методики М.В.Соколовой, А.Мехрабиана, М.Р.Гинзбурга. Дополнительно, в рамках групповой работы с выпускниками гимназии, изучаются жизненные ценности учащихся (методика М.Рокича). Этот метод позволяет определить развитость системы ценностей и направленности личности обучающегося: в какой мере осознаются и разделяются цели и средства, является ли ценностные ориентации устойчивым действенным личностным образованием.
Используемый комплекс перечисленных выше диагностических процедур позволяет оказать вовремя нуждающимся необходимую психологическую поддержку, а также определить эффективность данного направления работы.
План реализации
по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся
№п/п | содержание | класс | срок | предполагаемый результат |
1 | Образная креативности. Методика П.Торренса. | 1 | октябрь | Исследование выраженности и структуры образно креативности учащихся |
2 | Уровень умственной работоспособности. Диагностика Тулуз-Пьерона. | 1 | октябрь | Определение уровня умственной работоспособности и продуктивности умственной деятельности. |
3 | Интересы учащихся. Анкета А.И.Савенкова. | 2 | декабрь | Выявление интересов и склонностей учащихся. |
4 | Общие способности. Матрицы Дж.Равена. | 2 | декабрь | Определение выраженности и структуры общих способностей учащихся. |
5 | Статус учащихся в классе. Шкала Н.В.Бахаревой. | 2 | май | Изучение структуры межличностных отношений. |
6 | Интересы учащихся. Анкета А.И.Савенкова. | 3 | декабрь | Выявление интересов и склонностей учащихся. |
7 | Интересы учащихся. Анкета А.И.Савенкова. | 4 | февраль | Выявление интересов и склонностей учащихся. |
8 | Образная креативности . Методика П.Торренса. | 4 | март | Исследование выраженности и структуры образно креативности учащихся |
9 | Общие способности. Матрицы Дж.Равена. | 4 | февраль | Определение выраженности и структуры общих |
способностей учащихся. | ||||
10 | Выраженность и структура общих способностей. Р.Амтхауер. | 4 | февраль | Исследование уровня обучаемости. |
11 | Определение уровня сформированности операций анализа, синтеза, установления аналогий, обобщения. ГИТ, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова и Г. П. Логинова. | 4 | апрель | Исследование уровня обученности. |
12 | Изучение системы отношений ученик-ученик по критерию учебной деятельности. Я.Л. Коломинский | 4 | март | Выявление лидерских тенденций учащихся в классном коллективе. |
13 | Школьная тревожность. Опросник Филлипса. | 4 | май | Выявление школьной тревожности. |
14 | Учебная мотивация. М.Р.Гинзбург. | 5 | октябрь | Изучение учебной мотивации. |
15 | Уровень волевой саморегуляции. Диагностика А.Зверьков, Е.Эйдеман. | 6 | ноябрь | Изучение уровня волевой саморегуляции. |
16 | Карта интересов, Методика А.Е.Голомштока. | 7 | декабрь | Изучение интересов и склонностей учащихся. |
17 | Опросник «Типы мышления» Г.Резапиной. | 7 | февраль | Определение уровня развития различных видов мышления. |
18 | Образная креативности. Методика Ф. Вильямса, в модификации Е.Е.Туник | 7 | январь | Исследование выраженности и структуры образно креативности учащихся |
19 | Уровень творческой активности. Методика, подготовленная М.И. Рожковым и др. | 7-9 | В течение года | Выраженность и структура творческой активности |
20 | Диагностика типа самоутверждения | 7-11 | По запросу | Степень выраженности различных типов самоутверждения. |
21 | Тип личности. Тест Голланда. | 9 | февраль | Выявление отношения к различным видам профессий |
22 | Карта интересов, Методика А.Е.Голомштока. | 9 | декабрь | Изучение интересов и склонностей учащихся. |
23 | Опросник «Типы мышления» Г.Резапиной. | 9 | февраль | Определение уровня развития различных видов мышления. |
24 | Тип личности. Тест Голланда. | 9 | февраль | Выявление отношения к различным видам профессий |
25 | Методика ШТУР. | 9 | март | Определение уровня умственного развития учащихся. |
26 | Опросник В.Смекалы и М.Кучера. | 9 | март | Выявление направленности личности учащихся. |
27 | Индивидуально-типологические особенности личности учащихся. Методика А.Личко | 9 | декабрь | Исследование индивидуально- типологических особенностей личности учащихся и психологические риски. |
28 | Методика Т.В.Снегирёвой. | 10 | октябрь | Исследование уровня социально-психологической адаптации. |
29 | Опросник М.Р.Гинзбурга. | 10 | ноябрь | Изучение ведущих мотивов учебной деятельности , личностный смысл, целеполагание, реализация мотивов. |
30 | Диагностика мотивации достижений. Методика А. Мехрабиана. | 10 | ноябрь | Изучение потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствовании, реализации своих талантов по доминирующему мотиву личности. |
31 | Шкала эмоционального состояния М.В.Соколовой. | 10 | ноябрь | Отслеживается состояние основного эмоционального фона, настроения личности, а в целом уровень психологического здоровья. |
32 | Шкала социально-психологической адптации. Методика Т.В.Снегирёвой. | 10 | октябрь | Исследование уровня социально-психологической адаптации. |
33 | Оценка межличностных отношений. Методика С.Духновского. | 10 | январь | Изучение субъективной оценки межличностных отношений в социуме. |
34 | Жизненные ценности учащихся. Методика М.Рокича | 11 | февраль | Определение развитости системы ценностей и направленности личности выпускников школы. |
Литература
- Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.; Воронеж, 1997.
- Панов В.И. Одаренность, диагностика, тренинг // Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. - М., 1997.
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление—обучение—развитие // Педагогика. 2001. № 4.
- Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. -М., 1998.
- Учителю об одаренных детях/Под ред. В.П.Лебедевой, В.И. Панова.-М.,
1997.
- Источник: Научно-теоретическая конференция "Проблемы одарённости учащихся": материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми Учитель должен:
- быть доброжелательным и чутким;
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- иметь широкий круг интересов и умений;
- иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
- иметь живой и активный характер;
- обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия
учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе
необходимо:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его
самообразования, склонности (гуманитарные, математические,
естественнонаучные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
- название темы,
- план изучения темы,
- основные вопросы,
- понятия и термины, которые он должен усвоить,
- практические работы,
- список необходимой литературы,
- формы контроля,
- задания для самопроверки.
- Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- предмет
- дата и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время работы с темой по программе
- фактически затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
- причины отклонений от сроков.
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
- Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности
- Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих
- Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску
- Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
- Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
- Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.
Творческое развитие вашего ребенка. советы для родителей
- Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел. Сделайте стенд, где ребенок
может показывать свои работы.
- Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
- Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы. Помогайте ему
строить свои собственные планы и принимать решения. Помогайте ему улучшать результаты его работы.
- Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
- Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев,
- Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
- Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
- Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
- Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
- Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
- Приучайте его к регулярному чтению с малых лет. 12.С вниманием относитесь к его потребностям.
13.Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине. 14.Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел. 15.Не упрекайте ребенка за ошибки.
- Хвалите за любые успехи.
- Учите его общаться со взрослыми любого возраста. 18.Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку
больше узнавать.
- Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.
- Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их. 21.Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это
искренне.
- Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку. Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком. Давайте ребенку возможность
самостоятельно принимать решения и ответственность за них. Помогайте ребенку стать личностью.
- Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
- Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. 25.Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых. 26.Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему. Никогда не
отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему «этого тоже не умеешь». Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
- Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.
Рекомендации родителям
- Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
- Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной
информации.
- Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
- Избегайте сравнивать детей друг с другом.
- Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
- Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
- Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
- Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
- Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
- Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем
- Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
- Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью данной программы являются:1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаев...
Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...
Цикл занятий «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС» . «Маленький гений»
Создать условия для выявления поддержки и интеллектуального развития одаренных детей...
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей...