Эколого-психологический тренинг для детей младшего школьного возраста
презентация к уроку (2 класс) на тему

Сонина Виктория Алексеевна

Знакомство детей с экологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_trening.rar621.77 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эколого-психологический тренинг для детей младшего школьного возраста

Слайд 2

На рубеже XX—XXI веков в отечественной педагогике и психологии отчетливо прослеживается поиск новых форм экологического воспитания и образования. В начальной школе такими формами могут быть экологические тренинги, авторами которых являются С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин .

Слайд 3

Задачи тренинга Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга. Он направлен на решение следующих задач: формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь, преодоление антропоцентрического , прагматического отношения к природным объектам; 2) коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами; 3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия; 4) развитие перцептивных возможностей субъекта при его контактах с природными объектами; 5) расширение индивидуального экологического пространства.

Слайд 4

Участники тренинга Тренинг может проводиться в группах из 8—12 человек под руководством ведущего — тренера. Этот тренинг является достаточно универсальным в отношении социально- возрастного состава группы. Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень сформированности отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой. Группы могут комплектоваться из школьников, начиная с семилетнего возраста (отдельные элементы эколого-психологического тренинга могут быть использованы в работе и с пятилетними детьми). Эффективно проведение тренинга в группах, состоящих из нескольких семей (3—4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае, кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются и общие социально- психологические проблемы семьи.

Слайд 5

Квалификация и личность ведущего (учителя) Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга. Материальное обеспечение Большинство упражнений (техник) не требует специального обеспечения и может, в принципе, проводиться в самых обычных условиях, но эффект от тренинга существенно выше, если он проходит на базе зоопарка, экологического клуба, экологического кафе и т. п., соответствующим образом оформленных.

Слайд 6

Динамика проведения Тренинговые упражнения применяются тренером в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно используется следующая стратегия. Вначале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта(восприятие) взаимодействия с природой. Затем — на формирование экологической эмпатии , стимулирование идентификации с природными объектами, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширение субъективного экологического пространства — зоны персональной ответственности за природу.

Слайд 7

Базовые упражнения Приведем для примера некоторые базовые упражнения (техники) эколого-психологического тренинга, которые могут служить основой для конструирования по аналогии серии соответствующих заданий. Упражнение № 1. «Экскурсия» Основные цели. В основе упражнения — экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе. Ориентировочное время. Около одного часа (с обсуждением). Материалы и подготовка. Живой уголок (зоопарк, музей природы и т. п.), подготовка к экскурсии. Форма проведения. Рассказывая об объектах природы, ведущий подчеркивает особенности их образа жизни, те опасности, которые им грозят, любопытные случаи, связанные с ними и т. п. Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным, ощущение: «Как их жизнь напоминает мою собственную судьбу...». Эффективно использование механизма идентификации: «Вот представьте...» или «А если бы на вас...». Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: «Что он, по вашему мнению, чувствует сейчас?», «Не кажется ли вам, что они теперь...» и т. д. Целесообразно подчеркивание факторов, запускающих соответствующую эмоциональную реакцию: «Какие у него огромные глаза!» или «Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!»

Слайд 8

Упражнение №2. «Природа в моей жизни» Основные цели. Позволяет участникам составить представления друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга. Упражнение может проводиться как в начале занятий, так и после обсуждения впечатлений от экскурсии. Ориентировочное время. 30—40 минут. Материалы и подготовка. Листок бумаги, ручка. Форма проведения. Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно. Примечание . Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение целесообразно высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.

Слайд 9

Упражнение № 3. «Музыкальные картинки» Основные цели. Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения. Ориентировочное время. 20 минут. Материалы и подготовка. Магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков. Форма проведения. Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок. Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т. д. Примечание. Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке. Вообще оценка «успешности» или « неуспешности » того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнения противоречит принципам эколого-психологического тренинга.

Слайд 10

Упражнение № 4. «Чистописание» Основные цели. Развитие эмпатии , усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения. Ориентировочное время. 20 минут. Материалы и подготовка. Бумага, цветные карандаши, фломастеры. Форма проведения. Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга ( большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — мирный) и т. д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы она попалась ему на глаза». Упражнение заканчивается обсуждением. Примеры выполнения упражнения «Чистописания». Примечание.  Выполнение этого упражнения «включает» работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Слайд 11

Слайд 12

Упражнение № 5. «Зоологический балет» Основные цели. Идентификация с животными и растениями. Ориентировочное время. 30 минут. Форма проведения. Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем за 20 минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т. п. О своем выборе не нужно объявлять. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключение участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнения. Примечание . Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее — наоборот: обсуждение получается более интересным.

Слайд 13

Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» Педагог-психолог:  А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.  Учащиеся  становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: « Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение. Педагог-психолог:  На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Слайд 14

Сонина Виктория Алексеевна педагог – организатор Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 763» г.Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ  ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДанная программа направлена на коррекцию школьных страхов у учащихся начальной школы.Цель программы: коррекци...

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность....

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...