Сказкотерапия как один из приемов коррекционной работы с учащимися с ОВЗ и инвалидностью
презентация к уроку

Волкова Любовь Владимировна

Мастер-класс на городском семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.pptx429.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия как один из приемов коррекционной работы с учащимися с ОВЗ и инвалидностью Составитель: педагог-психолог МАОУ СОШ № 7 Волкова Л.В.

Слайд 2

Сказкотерапия наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми; снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть, восстановить силы; создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний; способствует развитию речевой активности детей; подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Слайд 3

Приемы работы со сказкой Обсуждение содержания сказки Характеристика героев и своего отношения к ним Изменение конца сказки Продолжение сказки (А что случилось дальше?) Сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок. Включение в сказку персонажа другой сказки Создание комикса по сказке Мини-сочинение «Письмо герою» Придумывание вопросов, адресованных персонажам Словесное рисование Театрализация Суд над персонажем «Кого бы ты мог сыграть в сказке?» (Кем меня видят?) 14. Сказка наизнанку 15. Сказка-калька (по имеющейся модели)

Слайд 4

Сочинение сказки По опорным словам Как завершение имеющегося зачина В результате соединения случайно выбранных сказочных персонажей разных сказок («салат из сказок») 4. Сказка по кругу 5. Сказка по заданной теме 6. Свободное сочинение сказок

Слайд 5

Все сказки похожи НАЧАЛО (история традиционно начинается со слов « однажды » , « давным-давно » , « в далеком королевстве » и т.д.) МЕСТО (действие происходит в выдуманной или далекой стране, х отя бывают и исключения) ЗЛО (главному герою противостоит злодей) МАГИЯ Ее проявлениями могут быть чары, волшебные предметы или животные, невероятные способности. ПОВТОР (Волк наведывается к 3-м поросятам. Белоснежка поселяется в домике у 7-и гномов) МОРАЛЬ ( жадины и злодеи получают наказание, а добрые персонажи, прежде обделенные жизнью, вознаграждаются исполнением желаний) ХЭППИ-ЭНД ( до самого конца повествования он кажется почти невозможным)

Слайд 6

Сочиняем сказку Шаг 1. Какова мораль вашей истории? (проблема) Шаг 2. Какими будут главные герои сказки? Шаг 3. Каким будет ваш злодей? Шаг 4. Какая цель заставит главных героев сказки действовать? Шаг 5. Какие препятствия ждут героев? Шаг 6. Где происходит действие? Шаг 7. Составьте краткий план сказки. Шаг 8. Начинаем писать…

Слайд 7

Мораль Попробуйте взять за основу проблемы , с которыми сейчас сталкивается ваше чадо: застенчивость; страхи; отсутствие друзей и сложности коммуникации; слишком маленький рост и слабость на фоне более крепких и драчливых сверстников и т.д. Выбирая тему сказки, можно попробовать скорректировать нежелательные аспекты поведения ребенка: лень и полное отсутствие дисциплины; грубость; жадность; нетерпеливость; излишняя доверчивость.

Слайд 8

Сочиняем Главные герои Основными персонажами сказки могут выступать: люди, обычные или наделенные волшебными способностями; животные, непременно говорящие, поскольку без диалогов не обойтись; вымышленные существа, от кикиморы и лешего до драконов и троллей; одушевленные предметы, обычно заколдованные. Придумывать сказку будет легче, если сделаете на каждого персонажа мини-досье с такими пунктами: имя; возраст; происхождение. внешность. характер. мечты. особенности.

Слайд 9

Злодей Строго говоря, злодей не обязателен. Можно обойтись и сложными обстоятельствами. Тем не менее злодей может быть полезен. На контрасте с главными героями он помогает показать, как отрицательные черты приводят к краху. Отрицательному персонажу тоже потребуется краткая характеристика. У него обязательно должен быть веский мотив навредить или помешать положительным героям. Кстати, злодей тоже может измениться по ходу повествования и раскаяться в своих прегрешения в конце истории.

Слайд 10

Вариантов много: избавление от опасности или какого-то бремени – бедности, физического изъяна, болезни, проклятия; стремление к свободе; возвращение домой или, наоборот, поиск волшебной страны; погоня за кладом; попытка обрести магические способности; спасение друзей, родственников, любимой, родной деревеньки или целого мира; победа в состязании; поиск справедливости; осуществление мечты. Главное, чтобы цель была по-настоящему важной, иначе зачем вашему герою рисковать и прилагать усилия? Цель

Слайд 11

каждая следующая проблема должна быть сложнее предыдущей; покажите, что задача почти невыполнима; т ем самым вы удержите внимание слушателя и заставите его переживать; цена поражения в каждом испытании должна быть высока. Поставьте героя на грань гибели или большой утраты; не забывайте согласовать препятствия с моральным уроком. Пусть в каждом эпизоде ваш главный герой демонстрирует то качество или модель поведения, которую вы хотите привить ребенку. Препятствия

Слайд 12

Где происходит действие? В мире вашей сказки: солнце бьет в глаза и мрачные тучи предвещают грозу? мучает жара, или зубы стучат от холода? ветер сбивает с ног? зеркала разговаривают, животные и растения вообще тарахтят не умолкая, а феи и единороги играют в догонялки? все ходят вверх тормашками или странно разговаривают? Не перегружайте обстановку лишними деталями. Желательно отмечать те элементы, которые вы будете использовать для развития сюжета или создания нужной атмосферы. Детальные описания обстановки не требуются. Но нужно помочь маленькому слушателю поймать настроение места действия, буквально почувствовать обстановку.

Слайд 13

Краткий план Начало сказки. Описание места действия и знакомство с главными персонажами. 2. Событие, которое побудит героев к действию. Например, матушка заболела, злой колдун наложил чары, герой нашел загадочную карту и ключ, или ему что-то приснилось нехорошее. 3. Первая преграда – решение – результат. 4. Вторая преграда… 5. Третья… 6. Развязка. Последнее испытание благополучно пройдено. 7. Конец сказки. Положительные герои добиваются цели, преображаются, получают награду, а злодея не забываем наказать.

Слайд 14

Остается только дать вам еще несколько советов, чтобы история получилась интересной: В сказке главное – динамичное действие, а не описания. Поэтому все описания должны быть краткими, а вставлять их в текст надо только там, где они совершенно необходимы. Не забывайте давать слово своим героям. Сообщайте через диалоги существенные сведения о персонажах и событиях. Каждый элемент и каждый герой, которого вы включаете в повествование, должен иметь значение для преодоления препятствий и достижения конечной цели. Изображайте, а не описывайте. Если ваш герой беден, не говорите прямо « он был беден » . Расскажите, что он ходит в дырявых башмаках и залатанной одежде, а еще тяжело работает за корку хлеба с водой и ночлег в хлеву. Используйте намеки, предупреждения, раскрывайте слушателю важные секреты, которых еще не знают герои. Словом, создавайте интригу. Учитывайте возраст ребенка. Используйте короткие предложения из 3-5 слов и самые простые слова, какие можете подобрать. И последнее – смело заимствуйте образы и сюжетные повороты из знакомых сказок, переделывая их на свой лад. Вряд ли ребенок осудит вас за легкий художественный плагиат.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один из приемов организации работы по формированию вычислительных навыков

Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразие в ее организацию.Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приемов разно...

Зрительный диктант как один из приемов коррекционной работы на логопедических занятиях

Использование зрительного диктанта на логопедических занятиях открывает возможности для развития ребенка – логопата в нескольких направлениях:осуществляется развитие навыка чтения;развивается оператив...

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приемов и методов коррекционной работы с учащимися

Авторитет учителя определяется его отношением к преподаваемой нау­ке, увлеченностью, которая передается ученикам, слу­жит важным стимулом возникновения у них познава­тельного интереса. Увлеченность, е...

Видеоролики как один из приемов в работе с глубоко умственно отсталыми детьми.

Использование видеороликов относится к наглядным приемам. В видеороликах музыкальный ряд объединен с видеорядом....

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...