Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство
статья

Миронова Екатерина Геннадиевна

Рекомендации психолога педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация к новому коллективу – довольно сложный процесс для любого ребенка, а тем более для ребенка с ОВЗ. В норме адаптация длится до полугода. Это то время, когда нужно уделить особое внимание взаимоотношениям в коллективе.
Но на самом деле подготовка к приходу особенного ребенка в класс должна начинаться гораздо раньше. Такая возможность есть не всегда (например, если такой ребёнок приходит вместе со всеми детьми первый раз в первый класс), но стоит принимать во внимание, что ребёнок с ОВЗ может прийти в любой класс, и каждый класс в школе должен быть готов принять его.
Школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
Поэтому основное значение для успешной интеграции в коллектив ребёнка, отличающегося от других, имеет подготовительный период.

Подготовительный этап включает в себя:

• Предварительное знакомство ребенка со школой, классным руководителем и классным помещением вместе с родителями. Во время посещения класса будущий ученик может заранее выбрать место, которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения, снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых незнакомых людей вокруг.

• Беседу с родителями ребёнка с ОВЗ. Узнать особенности характера, поведения ребёнка. Ограничения, которые накладывает на него заболевание. Важно узнать также, как родители объясняют ему происхождение его заболевания, чтобы именно в таких словах передать эту информацию другим ученикам и их родителям.

• Беседу с родителями учеников класса. Не секрет, что от них в большой степени зависит, как к особенному ребёнку будут относиться одноклассники. При этом важно употреблять правильные слова. - Когда-то мы все называли людей с ограниченными возможностями здоровья инвалидами. А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»? - Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не и слова «valido» - ценный. То есть «не имеющий ценности». И отношение к инвалидам было такое же. Сейчас принято говорить «с ограниченными возможностями здоровья», «особенный ребёнок». При беседе с родителями класса имеет смысл сказать: «ребёнок, который…(не очень хорошо видит, не очень хорошо разговаривает, часто отвлекается, не ходит). Скорее всего, именно такими словами родители потом и назовут его в беседе со своими детьми.

• Беседу с учениками. Классному руководителю нужно сказать им примерно следующее: «Ребята, с вами вместе будет учиться новый ученик, его зовут.... Когда он придет в класс, вы увидите, что ему трудно... (усидеть на месте, запоминать материал, легко общаться с другими, отвечать на вопросы и т.д.). Но он будет стараться и со временем научится это делать лучше. Отнеситесь к нему с терпением и пониманием. Вы можете ему помогать. Это будет очень хорошо». Рассказ о ребенке с особенностями развития должен быть больше похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одноклассника. Для детей начальной школы важна четкая информация о том, как себя правильно вести.
Если ребенок по своему поведению (и внешнему виду) не отличается от остальных, то необходимости в проведении специальных бесед нет. Возникающие проблемы могут решаться в обычном режиме.

Ответы на «каверзные» вопросы

«А почему он такой?» - обязательно спросят дети. Сначала можно поинтересоваться у того, кто спрашивает «он такой?»: «А какой?» Исходя из того, что ответит ребенок, строить свой ответ.

– О физических проблемах ребенка (ДЦП и другие нарушения движения) можно сказать: «Так случилось, что он заболел, и его мышцы перестали его слушаться. Его мышцы не могут сгибаться и разгибаться так, как ему хотелось бы».

– О поведенческих проблемах (аутизм, гиперактивность) можно сказать: «Ему трудно общаться, усидеть на месте, но он старается научиться, он очень этого хочет, поэтому и пришел учиться с вами».

– О необычной внешности (шрамы, гемангиомы) можно сказать: «Так случилось, что, когда он был совсем маленький, работа его организма нарушилась. А потом, когда организм стал развиваться дальше, это нарушение осталось. Но в остальном он – обычный ребенок, такой же, как ты» (говорится тому, кто задает вопрос).

– О других проблемах (медлительность, сниженный слух, сниженное зрение, задержка психического развития и пр.) говорится: «Ему трудно видеть мелкие картинки, слышать тихие звуки, быстро понимать задания, но если ему помочь, то он обязательно справится».

В конце каждого ответа обязательно скажите: «А в остальном он такой же, как все»

Также не стоит забывать об игровой деятельности.
Есть целый пласт подходящих игр. Вот, например, простое упражнение «Закрой глаза и…» позволяет почувствовать, каково это - оказаться без такой привычной опции, как зрение.
Сущность игр заключается не столько в результате, сколько в самом процессе переживаний, который связан с игровыми действиями. Поэтому после игры обязательно надо обсудить, что чувствовали дети.
Целенаправленное, систематическое использование этих и подобных игр формирует правильное отношение к детям с ОВЗ и к окружающим вообще; формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях; воспитывает социальные навыки и формирует социальную компетентность.

Подготовка социального пространства – залог успешной интеграции ребёнка с ОВЗ. Разумеется, трудности всё равно возможны. Разумеется, нужно и самого ребенка учить правилам общения с одноклассниками, объяснять при необходимости, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам. Но дружественное социальное пространство - это та платформа, на которой можно строить всю социальную, психологическую и педагогическую работу с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о городском семинаре "Организация интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство"

Тема семинара " Организация интеграции детей с ограниченными ВОЗ в общеобразовательное пространство" очень актуальна. В процессе работы рассматривались вопросы......

ПУТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗАТО СЕВЕРСК

Описывается опыт создания модели инклюзивного образования на уровне муниципалитета....

«Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»

Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижен...

Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)

Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. В ка...

Педагогический совет "Сопровождение детей - инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве МБОУ "Акташская СОШ имю Ст. Мохова"

Данный педагогический совет рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ и детей - инвадидов в образовательном пространстве  школы. Подводится и итог работы по всем направлениям:урочная и внеурочная ...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...