Тренинг "Трудная жизненная ситуация - пути преодоления"
план-конспект

Непочатова Ирина Дмитриевна

Тренинг направлен на профилактику суицидального поведения, формирование позитивного отношения к жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenig_preodolenie_trudnoy_zhiznennoy_situatsii.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  «Трудная жизненная ситуация – пути преодоления»

(профилактика суицидального поведения, формирование позитивного отношения к жизни)

Цель тренинга: - научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих

ситуаций; сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.

Цель: научить использовать личностные ресурсы для определения травмирующих ситуаций; сформировать позитивное отношение к окружающему миру.

Задачи:

Цель тренинга: - научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих

ситуаций; сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.

Задачи: 

  • дать представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения; 
  •  помочь приобрести навыки телесного и эмоционального расслабления;

расслабления;  научить открываться перед другими людьми и открывать их для себя, получать от них поддержку в тяжелой жизненной ситуации;

психотравмирующей ситуации; 

  • раскрепощение для эффективного взаимодействия с ровесниками.

Вводная часть

  • Знакомство «Имя + прилагательное»

     Все участники называют свое имя  и прилагательное, которое характеризует качество личности.  

  • Игра-активатор «Колечко».

    Все участники группы складывают ладони вместе. Ведущий, так же сложив руки, держит между ладонями маленький предмет (колечко, монетку и т.п.). Затем, проходя по кругу, проводит между ладонями каждого из участников. Незаметно он опускает предмет кому-то в ладони. Обойдя весь круг, ведущий командует: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, у кого оказался предмет, должен выскочить в центр круга, а его соседи должны попытаться его задержать. Если участнику удается выскочить, он становится ведущим.

Основная часть

  • Ведение в тему занятия.

    Да, чувствуется, какое напряжение вы все испытали, когда в ходе игры пытались выскочить в круг или задержать того, у кого находилось колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры.

    В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. Трудная ситуация выводит человека из равновесия. Для выхода из нее иногда бывает очень сложно найти решение. Это может быть связано с недостаточным количеством информации, которой располагает человек, или же, наоборот, с избытком, что затрудняет поиск решения.

     Однако есть люди, которых привлекают трудноразрешимые задачи, и к ним относятся шахматисты, ученые, изобретатели. Они сами активно ищут интеллектуальные и практические трудности, бросая вызов телу и мозгу.
Трудности познавательного характера рассматриваются как условие или результат этих ситуаций.

      Есть несколько выходов, как поступить с той или иной трудностью:

      1. Бороться

      2. Ничего не предпринимать

      3. Бежать

     Что выбрать? 

  • Борьба — естественная реакция организма, но так человек попадает в водоворот агрессии, и, в конце концов, он ломается.
  • Ничего не делать-то, как обычно и поступаем все мы. Сдержанно выносим все удары, просто потому что боимся показать себя и дать отпор.
  • Бегство бывает разным   (Географическое бегство — смена декораций, но от себя и своих проблем не убежишь.  Бегство артистическое — вот что самое интересное. С помощью него создаются величайшие предметы искусства, когда агрессия трансформируется в чистую энергию и дает нам творить прекрасные вещи. Это выброс эмоций.  Пример б.а. Лермонтов М.Ю.  узнал о гибели А.С. Пушкин  и  создал произведение, которое назвал «Смерть поэта»..)

     Поиск — вот что требуется при любой проблеме, ведь выходов всегда много. Превращайте агрессию и энергию трудностей в свое русло.

  • Упражнение «Жизненная прямая».

      Задание: Нарисовать линию и представить, что это символический рисунок жизненного пути. Отметить на ней главные, по мнению обучающихся, события, которые уже произошли с ними, и точку «сегодняшнего дня». Необходимо подвести ребят к выводу, что в жизни кроме праздников, удач и хороших дней бывают и отрицательные события. Подросткам предлагается вспомнить, как они решали свои трудные жизненные ситуации, был ли положительный опыт решения, что изменилось в их жизни, характере после этих ситуаций. Плюсы и минусы трудных ситуаций.

Вывод: К каждому «препятствию» нужно подходить индивидуально, творчески; у каждого человека есть ресурсы для преодоления любого жизненного препятствия. Из любой трудной ситуации можно извлечь урок, приобрести какой-то опыт, стать мудрее, лучше, сильнее.

Заключительная часть

  • Упражнение «Позитивные качества».

      Ведущий перечисляет позитивные качества, предлагая подросткам назвать возможные трудные ситуации, которые могут содействовать их развитию. Например: сила воли, эмпатия, смелость, честность и др. В конце упражнения ведущий подводит обучающихся к выводу: из любой трудной ситуации можно извлечь урок, приобрести какой-то опыт, стать мудрее, лучше, сильнее.

  • Упражнение «Узнай чувство».

      Участники делятся на две группы. Каждой даются темы для инсценировки без слов. Возможные задания: идти против ветра; идти туда, куда не хочется; идти так, чтобы не разбудить; вы идёте и понимаете, что что-то забыли; вы узнаёте, что на рукаве (колготках) дырка; вы видите человека, которому очень хотите понравиться и прочее.

  • Упражнение «Замороженный».

     Участники делятся на две группы. Одни играют роль «замороженного», другие – «реаниматора». «Замороженный» принимает любую позу, нельзя зажмуриваться, закрывать лицо руками, смотреть вниз. «Реаниматор» в течение 1 минуты пытается вызвать у «замороженного»  какую-то реакцию (смех, улыбку, шевеление рукой и т.д.). Запрещается кричать на ухо, дотрагиваться, брать вещи, оскорблять кого-то. Затем участники меняются ролями. Рефлексия: как пытались “размораживать” и удавалось ли это.

  • Рефлексия «Интересное - полезное».

Рекомендации

«Как можно выйти из трудной ситуации»

  • Не вините себя. 
    Склонность винить себя во всех своих неудачах — это не выход, ведь вы можете быть ответственны за себя и свои поступки. А значит, только вы можете изменить свою жизнь, выбрать правильное решение, найти выход из ситуации.
  •  Не торопитесь. 
    Трудные жизненные обстоятельства способны вызвать тревогу, панику, раздражение, а эти факторы могут выбить из колеи и не помогут сделать правильный шаг в сторону решения проблемы. Не принимайте решений «на горячую голову», сделайте передышку.
  • Найдите источник бед.
    Необходимо точно определить, какие чувства вы испытываете. При сильной обиде, злости, ревности разум не позволяет воспринять действительность правильно. Необходимо помнить, что все пройдет и ваши трудности уже через некоторое время будут восприниматься как пустяки.
  • Поймите, в чем проблема. 
    Не помешает тут и ручка с бумагой, ведь за мыслями часто не угонишься — а тут все будет структурировано. Вам нужно полностью описать сложившуюся трудность, а потом выяснить ее самый плохой исход. Если вы уже знаете худший вариант — это лучше, чем неизвестность. Затем вам нужно написать самый хороший исход ситуации. В соответствии с ним уже напишите план действий, который поможет достичь этого благоприятного исхода.
  • Если же вы не знаете исход проблемы, то придумайте ее вероятные варианты, а затем по мере течения жизни у вас будет конкретизироваться факторы и может вы сможете повлиять на ситуацию. Не живите в подавленном состоянии, отвлекайтесь, займитесь тем, чем нравится, отдохните. Воспринимайте трудную ситуацию как важный жизненный опыт.

 

Отчет о проведении тренинга

Провела: Непочатова Ирина Дмитриевна (социальный педагог)

Цель тренинга: научить использовать личностные ресурсы для определения травмирующих ситуаций; сформировать позитивное отношение к окружающему миру.

Тема занятия: «Трудная жизненная ситуация – пути преодоления».

Организационная структура тренинга состоит из трех частей: вводной (игры на знакомство и упражнения для определения осведомленности участников о теме тренинга), основной (теоретический блок информации о проблеме) и заключительной (упражнение на закрепление нового материала).

Содержание материала занятия: Были определены правила группы. Далее была проведена игра знакомство «Имя + прилагательное (качество личности) » и для  включения в деятельность подростков игра-активатор «Колечко». Упражнение «Колечко» использовалось  для того чтобы  создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссии.  На этом была закончена вводная часть.

     В основной части занятия была дана основная информация, в жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Информационный блок «Пути преодоления трудных жизненных ситуаций - что выбрать?». Упражнение «Жизненная линия», помогло подросткам увидеть, что в жизни кроме праздников, удач и хороших дней бывают и отрицательные события. Подростки вспоминали, как они решали свои трудные жизненные ситуации, был ли положительный опыт решения, что изменилось в их жизни, характере после этих ситуаций. Называли плюсы и минусы трудных ситуаций.

     В заключительной части было проведено упражнение «Позитивные качества», которое не только закрепляло знания участников, но и проверяло, что нового они узнали. Упражнения «Узнай чувство», «Замороженный» были направлены на распознавание чувств других и помощи им в трудную минуту. 

 В ходе тренинга используются:

1.Игра-активатор.

2. Беседа

3.  Интерактивные упражнения

Многообразие методов позволяет информировать группу, вести прямой контакт с участниками тренинга.

 Организация самостоятельной работы. Подростки самостоятельно принимали решения, активно участвовали в обсуждениях.

Методика изложения нового материала: материал используемый во время тренинга соответствовал возрастным особенностям подростков, не одно из заданий не вызвало затруднений. Что позволило поддерживать положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия.

Методика закрепления нового материала: после каждого блока выдаваемого материала подростки могли задать вопросы, которые им не раскрыли или были ими не понятны, а в конце занятия они сделали упражнение «Интересное - полезное», которое потребовало от них вспомнить всю информацию, которую им выдал педагог во время тренинга.

 Приемы активизации познавательной деятельности:  чтобы сразу включить всех участников в тренинг, была проведена игра-активатор «Колечко», после чего также в игровой форме участники отвечали на вопросы по теме тренинга. Данная тема была интересна участникам, так как помогла им с другой стороны посмотреть на трудности, встречающиеся в жизни.

 Поведение группы: дисциплина во время проведения тренинга в целом была хорошей, один из участников пытался выделиться, обратить внимание на себя, но постепенно заинтересовавшись, включился в процесс работы. Все участники  принимали активное участие в тренинге,  было заметно их не безразличное отношение к изучаемому материалу, в кабинете присутствовала атмосфера взаимопонимания.

 Анализ результатов занятия:  с помощью данного занятия, удалось донести до подростков, что они не одни в трудные минуты. Помощь может придти не только  от близких людей (семьи), но и друзей, специалистов школы. Проанализировав  полученную информацию в ходе тренинга, подростки сделали выводы с негативными эмоциями можно бороться, т.е. направлять их в творческое русло; и обязательно в случаях трудных жизненных ситуациях, с которыми они не могут справиться самостоятельно, обращаться за помощью.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция мотивационной сферы у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Статья  содержит практические рекомендации по коррекции и развитию мотивационной сферы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию....

Техника работы по анализу и решению жизненных ситуаций

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения,  прежде всего,  и развиваются на данном  предметном сод...

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...

Конспект открытого занятия по теме: "Формирование правового поведения и юридической ответственности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации"

«Правовой турнир»Педагогические задачи:1.Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия – « права и обязанности».2.Способствовать формированию отрицательного отношения к про...

План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В данном плане отражена воспитательная работа с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он предназначен также для детей "группы риска"....

Реабилитационная работа с семьей и детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию

В докладе подробно описаны этапы работы специалиста по социальгной работе с семьей в сложной жизненной ситуации...