Тренинг "Трудная жизненная ситуация - пути преодоления"
план-конспект
Тренинг направлен на профилактику суицидального поведения, формирование позитивного отношения к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenig_preodolenie_trudnoy_zhiznennoy_situatsii.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Трудная жизненная ситуация – пути преодоления» (профилактика суицидального поведения, формирование позитивного отношения к жизни) Цель тренинга: - научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру. Цель: научить использовать личностные ресурсы для определения травмирующих ситуаций; сформировать позитивное отношение к окружающему миру. Задачи: Цель тренинга: - научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру. Задачи:
расслабления; научить открываться перед другими людьми и открывать их для себя, получать от них поддержку в тяжелой жизненной ситуации; психотравмирующей ситуации;
Вводная часть
Все участники называют свое имя и прилагательное, которое характеризует качество личности.
Все участники группы складывают ладони вместе. Ведущий, так же сложив руки, держит между ладонями маленький предмет (колечко, монетку и т.п.). Затем, проходя по кругу, проводит между ладонями каждого из участников. Незаметно он опускает предмет кому-то в ладони. Обойдя весь круг, ведущий командует: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, у кого оказался предмет, должен выскочить в центр круга, а его соседи должны попытаться его задержать. Если участнику удается выскочить, он становится ведущим. Основная часть
Да, чувствуется, какое напряжение вы все испытали, когда в ходе игры пытались выскочить в круг или задержать того, у кого находилось колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры. В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. Трудная ситуация выводит человека из равновесия. Для выхода из нее иногда бывает очень сложно найти решение. Это может быть связано с недостаточным количеством информации, которой располагает человек, или же, наоборот, с избытком, что затрудняет поиск решения. Однако есть люди, которых привлекают трудноразрешимые задачи, и к ним относятся шахматисты, ученые, изобретатели. Они сами активно ищут интеллектуальные и практические трудности, бросая вызов телу и мозгу. Есть несколько выходов, как поступить с той или иной трудностью: 1. Бороться 2. Ничего не предпринимать 3. Бежать Что выбрать?
Поиск — вот что требуется при любой проблеме, ведь выходов всегда много. Превращайте агрессию и энергию трудностей в свое русло.
Задание: Нарисовать линию и представить, что это символический рисунок жизненного пути. Отметить на ней главные, по мнению обучающихся, события, которые уже произошли с ними, и точку «сегодняшнего дня». Необходимо подвести ребят к выводу, что в жизни кроме праздников, удач и хороших дней бывают и отрицательные события. Подросткам предлагается вспомнить, как они решали свои трудные жизненные ситуации, был ли положительный опыт решения, что изменилось в их жизни, характере после этих ситуаций. Плюсы и минусы трудных ситуаций. Вывод: К каждому «препятствию» нужно подходить индивидуально, творчески; у каждого человека есть ресурсы для преодоления любого жизненного препятствия. Из любой трудной ситуации можно извлечь урок, приобрести какой-то опыт, стать мудрее, лучше, сильнее. Заключительная часть
Ведущий перечисляет позитивные качества, предлагая подросткам назвать возможные трудные ситуации, которые могут содействовать их развитию. Например: сила воли, эмпатия, смелость, честность и др. В конце упражнения ведущий подводит обучающихся к выводу: из любой трудной ситуации можно извлечь урок, приобрести какой-то опыт, стать мудрее, лучше, сильнее.
Участники делятся на две группы. Каждой даются темы для инсценировки без слов. Возможные задания: идти против ветра; идти туда, куда не хочется; идти так, чтобы не разбудить; вы идёте и понимаете, что что-то забыли; вы узнаёте, что на рукаве (колготках) дырка; вы видите человека, которому очень хотите понравиться и прочее.
Участники делятся на две группы. Одни играют роль «замороженного», другие – «реаниматора». «Замороженный» принимает любую позу, нельзя зажмуриваться, закрывать лицо руками, смотреть вниз. «Реаниматор» в течение 1 минуты пытается вызвать у «замороженного» какую-то реакцию (смех, улыбку, шевеление рукой и т.д.). Запрещается кричать на ухо, дотрагиваться, брать вещи, оскорблять кого-то. Затем участники меняются ролями. Рефлексия: как пытались “размораживать” и удавалось ли это.
Рекомендации «Как можно выйти из трудной ситуации»
|
Отчет о проведении тренинга
Провела: Непочатова Ирина Дмитриевна (социальный педагог)
Цель тренинга: научить использовать личностные ресурсы для определения травмирующих ситуаций; сформировать позитивное отношение к окружающему миру.
Тема занятия: «Трудная жизненная ситуация – пути преодоления».
Организационная структура тренинга состоит из трех частей: вводной (игры на знакомство и упражнения для определения осведомленности участников о теме тренинга), основной (теоретический блок информации о проблеме) и заключительной (упражнение на закрепление нового материала).
Содержание материала занятия: Были определены правила группы. Далее была проведена игра знакомство «Имя + прилагательное (качество личности) » и для включения в деятельность подростков игра-активатор «Колечко». Упражнение «Колечко» использовалось для того чтобы создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссии. На этом была закончена вводная часть.
В основной части занятия была дана основная информация, в жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Информационный блок «Пути преодоления трудных жизненных ситуаций - что выбрать?». Упражнение «Жизненная линия», помогло подросткам увидеть, что в жизни кроме праздников, удач и хороших дней бывают и отрицательные события. Подростки вспоминали, как они решали свои трудные жизненные ситуации, был ли положительный опыт решения, что изменилось в их жизни, характере после этих ситуаций. Называли плюсы и минусы трудных ситуаций.
В заключительной части было проведено упражнение «Позитивные качества», которое не только закрепляло знания участников, но и проверяло, что нового они узнали. Упражнения «Узнай чувство», «Замороженный» были направлены на распознавание чувств других и помощи им в трудную минуту.
В ходе тренинга используются:
1.Игра-активатор.
2. Беседа
3. Интерактивные упражнения
Многообразие методов позволяет информировать группу, вести прямой контакт с участниками тренинга.
Организация самостоятельной работы. Подростки самостоятельно принимали решения, активно участвовали в обсуждениях.
Методика изложения нового материала: материал используемый во время тренинга соответствовал возрастным особенностям подростков, не одно из заданий не вызвало затруднений. Что позволило поддерживать положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия.
Методика закрепления нового материала: после каждого блока выдаваемого материала подростки могли задать вопросы, которые им не раскрыли или были ими не понятны, а в конце занятия они сделали упражнение «Интересное - полезное», которое потребовало от них вспомнить всю информацию, которую им выдал педагог во время тренинга.
Приемы активизации познавательной деятельности: чтобы сразу включить всех участников в тренинг, была проведена игра-активатор «Колечко», после чего также в игровой форме участники отвечали на вопросы по теме тренинга. Данная тема была интересна участникам, так как помогла им с другой стороны посмотреть на трудности, встречающиеся в жизни.
Поведение группы: дисциплина во время проведения тренинга в целом была хорошей, один из участников пытался выделиться, обратить внимание на себя, но постепенно заинтересовавшись, включился в процесс работы. Все участники принимали активное участие в тренинге, было заметно их не безразличное отношение к изучаемому материалу, в кабинете присутствовала атмосфера взаимопонимания.
Анализ результатов занятия: с помощью данного занятия, удалось донести до подростков, что они не одни в трудные минуты. Помощь может придти не только от близких людей (семьи), но и друзей, специалистов школы. Проанализировав полученную информацию в ходе тренинга, подростки сделали выводы с негативными эмоциями можно бороться, т.е. направлять их в творческое русло; и обязательно в случаях трудных жизненных ситуациях, с которыми они не могут справиться самостоятельно, обращаться за помощью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция мотивационной сферы у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Статья содержит практические рекомендации по коррекции и развитию мотивационной сферы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию....
Техника работы по анализу и решению жизненных ситуаций
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развиваются на данном предметном сод...
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...
Конспект открытого занятия по теме: "Формирование правового поведения и юридической ответственности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации"
«Правовой турнир»Педагогические задачи:1.Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия – « права и обязанности».2.Способствовать формированию отрицательного отношения к про...
План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В данном плане отражена воспитательная работа с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он предназначен также для детей "группы риска"....
Реабилитационная работа с семьей и детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию
В докладе подробно описаны этапы работы специалиста по социальгной работе с семьей в сложной жизненной ситуации...