Техника работы по анализу и решению жизненных ситуаций
статья по теме

 

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения,  прежде всего,  и развиваются на данном  предметном содержании.  Обозначим ключевые: это умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор,  умения оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: нравственных, гражданско-патриотических, эстетических, умения самоопределяться в системе ценностей,   действовать и  поступать в соответствии с этой системой ценностей и  отвечать за свои поступки и действия, объясняя (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника работы по анализу и решению жизненных ситуаций 

Петроченкова Галина Борисовна

МбОУ «СОШ№8»

Г. КРАСНОКАМСК

Образовательная система «Школа 2100», по которой я работаю,   содержит  средства для реализации такой цели, как выращивание функционально грамотной личности, которая способна использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Именно как средство достижения этой цели в новых учебниках «Окружающий мир» есть специальные темы,  обучающие школьников  описанию и  решению жизненных ситуаций, в которых они  могут оказаться или оказываются.  Особое значение в этом виде деятельности  приобретает умение  сформулировать жизненную задачу, составить и осуществить  план действий по  ее решению,  перебрать варианты,  сделать выбор решения и реально оценить прогнозируемый результат. Чтобы научиться самим решать проблемы,  их надо решать постоянно.  Жизненные ситуации,  которые волнуют моих учеников,  самые разные:  домашние животные и здоровье, пользование бытовыми приборами и дорога в школу,  дружба и семья,  школа,  уроки и  хорошие отметки. Все эти темы были представлены детьми в своих мини - проектах  для обсуждения, в результате которого была названа главная тема «Как быть успешным в школе». Вот что у нас получилось. Ситуация: хочу хорошо учиться. Описание ситуации: я хочу хорошо учиться, но у меня не всегда это получается. Что мне делать?  Определили главные направления. 1)  Иметь желание, мечту в жизни. 2) Стремиться быть успешным.  Составили план действий.  1. Не отвлекаться на уроках,  не списывать у одноклассников. 2. Выполнять домашнее задание на черновике и внимательно и аккуратно переписывать в тетрадь. Отрабатывать почерк.  3. Выполнять дополнительные задания. Для этого читать книги из домашней и городской библиотеки.  4. Заучивать стихи и прозу для развития памяти. 5.  Постоянно работать над собой над своими недостатками. 6. Не расстраиваться, если  сразу что- то не получается, а попытаться попробовать еще несколько  раз, пока не получишь  хороший результат. Прогнозируемый результат: если я буду выполнять этот план, я стану успешным в учении. Итак, все мы решаем жизненные задачи каждый день, даже не замечая, что мы это делаем. Одни из них простые или только  кажутся такими,  другие сложные, требуют обдумывания для того, чтобы можно было выйти из них  без потерь. Задача обычно не дается человеку в явном виде, надо потрудиться, чтобы ее понять  и точно сформулировать. Для решения задач человек использует способы и средства (ресурсы) - то, что находится в голове и под руками и может помочь в решении данной задачи. Способы и средства можно использовать готовые, уже существующие, либо создавать новые и у каждого есть свой  выбор. Учить детей видеть ситуацию и действия героев в ней  дает возможность сказка. Техника работы по анализу и решению жизненных ситуаций средствами  сказки позволяет увидеть, что одни из сказочных героев   жизненные задачи решают неумело, а другие успешно, кто-то пользуются помощью других, а есть и те, кто сам помогает другим.  Для анализа сказок  мы с детьми  алгоритм:  1) Описание последовательности ситуаций и действий героев в них – это краткое, но, ясное изложение,  необходимое для понимания ситуации. 2)Анализ  ситуации - это выявление невидимого, того, что обнаруживается только разумом. ( Какие задачи герои должны решить?  Какие трудности должны преодолеть? Как они будут это делать?)  

3)  Характеристика  сказки. (Вывод, о чем эта сказка). Какие учебные задачи можно решать, используя эту технику? Учить детей умению видеть и отличать сложную ситуацию от простой, формулировать задачу героя в каждой ситуации,  оценивать использованный героем способ и средства решения задачи и делать выводы о том, какая мудрость заключена в сказках.

Давайте посмотрим, как это можно сделать. Возьмем для примера коротенькую русскую народную сказку «ЛИСА И РАК».  (Р. Н. Бунеев. Литературное чтение, 2 класс.)

Лиса говорит раку: Давай перегоняться! Что ж, лиса, давай. Начали перегоняться. Лиса побежала,  а рак уцепился лисе за хвост.  Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит: А я уже давно тебя тут жду.

Ситуация. Лиса и рак решили перегоняться. Анализ  ситуации. Какие задачи герои должны решить?  Какие трудности должны преодолеть?  Как они будут это делать? Задача каждого героя придти к финишу первым,  хотя  лиса и так  знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу.  Трудности должны были  быть у рака, но  он сам  согласился участвовать в соревновании, значит,  и у него был свой план победы.

Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические данные, а рак – находчивость,  смекалку и самонадеянность  лисы. Характеристика  сказки. Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим,  а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника А эта сказка авторская. Она написана по заданию учебника Р. Н. Бунеева Русский язык 3 класс. Задание. Придумай и запиши маленькую сказку о героях, которые живут в сказочной стране. В этой стране все время идет дождь. Какие герои могут там жить? Работа по содержанию сказки.  Название страны, особенности в  поведении  и отношениях между ее жителями, возможные трудности и пути их разрешения. Работа над структурой сказки. Сказка не должна быть длинной. Это сказка – миниатюра. В ней надо написать  об одном приключении героев, которых вы придумали. Примерный план: I. Вводная часть. ( Где происходят события, когда,  с кем?) II.  Основная часть. С чего все началось? Что произошло? Как развивались события. III. Заключительная часть. Чем все закончилось?  Рассмотрим эту сказку с позиции решения жизненных проблем.  Что можно узнать об авторе  сказки, познакомившись с ее содержанием? Какие вопросы можно задать автору по содержанию сказки. Какую проблему решал герой? Как он это делал? Что бы могло случиться, если бы герою не пришли на помощь родители?  Какой способ мог придумать герой, чтобы не погибнуть?

Страна Дождей.

Жили – были в одном водном государстве Туча, Тучиха и Тучонок.

Как-то раз Тучонок пошел гулять, ушел очень далеко от дома и заблудился.

Вдруг он увидел что-то яркое и вспомнил,  как папа говорил ему: « Если ты увидишь что-то яркое,  то убегай оттуда немедленно,  потому что это солнце». Солнце было очень жаркое,  и силы начали покидать Тучонка.  Он заплакал и сил стало еще меньше. А в это время мама с папой начали волноваться,   пошли искать Тучонка и спасли его от горячих лучей солнца.

С тех пор Тучонок хорошо запомнил,  что солнца надо опасаться, а чтобы не погибнуть гулять лучше всем вместе. Самоанализ сказки. Ситуация. Тучонок оказался один и первый раз увидел солнце. Проблема. Тучонок мог высохнуть от лучей солнца и погибнуть. Пути разрешения проблемы. 1) Мама с папой вовремя оказались рядом с Тучонком. 2) еще один способ спастись от солнца – позвать на помощь другие тучки, объединиться  и защитить себя от солнечного тепла. Но второй путь будет действовать только в том случае,  если жители страны заранее договорились о том, какими  способами они будут сообщать всем об опасности. Вывод.  Чтобы не погибнуть гулять лучше всем вместе. Сочиняя сказки, дети развивают не только свои творческие способности,  но и получают реальную возможность косвенно представить свои жизненные трудности и представить читателю свою гражданскую позицию в разрешении  ситуации. Для того чтобы научить детей извлекать смысл проблемы из сказки можно воспользоваться методом   продолжения зачинов сказок. На карточках записаны начала сказок. В них отражены реальные проблемы людей. Дети сочиняют продолжение сказочной истории. Условие – в продолжении должно быть только пять предложений. По завершении этой работы все сказки анализируются и выбирается та из них, в которой точнее  сформулированы задачи для героя и найдены лучшие  способы решения этой задачи. Возьмем для примера одну.  «Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал...» В целом, можно сделать вывод о том, что какой бы сказка не была, она содержит совет, или инструкцию по преодолению какой-то проблемы, и в результате развития сюжета герои либо успешно разрешают ее, либо оказываются побежденными. Но народная мудрость не позволяет сказке завершиться на этом, и всегда ставит перед героем проблему, которую привычным способом он, оказывается,  решить уже не способен – и тогда сказка приобретает развитие, в продолжение которого герой вынужден искать новые средства. Жизнь не знает универсальных ответов на все вопросы, и сказочники тоже.

Итак, для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения,  прежде всего,  и развиваются на данном  предметном содержании.  Обозначим ключевые: это умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор,  умения оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: нравственных, гражданско-патриотических, эстетических, умения самоопределяться в системе ценностей,   действовать и  поступать в соответствии с этой системой ценностей и  отвечать за свои поступки и действия, объясняя (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...

План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В данном плане отражена воспитательная работа с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он предназначен также для детей "группы риска"....

Реабилитационная работа с семьей и детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию

В докладе подробно описаны этапы работы специалиста по социальгной работе с семьей в сложной жизненной ситуации...

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

Работа с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации

Учащиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют к себе особенного внимания. Чаще всего на детях сказываются семейные проблемы....

Занятие по внеурочной деятельности « Занимательная математика» в 3 классе: «Решение задач, связанных с бытовыми, жизненными ситуациями».

Цели:Обучающая:- Формировать прочные теоретические знания по математике.- Совершенствовать вычислительные навыки.- Контролировать уровень усвоения учебного материала.- Формировать умение применять мат...