Формирование учебно-познавательной мотивации у будущих первоклассников.
статья
Появление учебной мотиавции является одним из главных направлений в психологической подготовке ребенка к школьному обучению, непременным условием его успешной социализации в школе и основной для развития у него личностных черт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_motivatsiya_agonen.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебно-познавательной мотивации у будущих первоклассников.
В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Ребенок начинает активно интересоваться познавательной литературой, пытается найти объяснения различным явлениям. Задания начинает выполнять, ориентируясь на достижение результата, а не на игровое восприятие процесса. С этого и начинает постепенно формироваться внутренняя позиция школьника. Непременно следует уточнить, что желание быть школьником еще не является готовностью к школе. Для нас важно, чтобы мотив был направлен не на нахождение в школе, с ощущением взрослости, а на достижение успехов в учебной деятельности. Впоследствии именно этот мотив становится достаточно устойчивым и доминирует над мотивом избегания неудач, что ускоряет развитие различных способностей ребенка, таких как самооценка, и уровень притязаний. Таким образом, появление учебной мотивации является одним из главных направлений в психологической подготовке ребенка к школьному обучению, непременным условием его успешной социализации в школе и основной для развития у него личностных черт.
Готовность ребенка к школе состоит из трех основных аспектов – физиологический, социальный и психолого-педагогический:
- Физиологическая готовность – это в первую очередь, выносливость будущего ученика, а именно, как быстро наступает физическая усталость и как долго он может занимать трудоемким процессом учебы без существенной смены деятельности. Наблюдая за своим ребенком обратите внимание на то, как долго он способен заниматься чем-либо подобным без значительных признаков усталости – раздражительность, отвлекаемость, возбудимость, мышечная усталость и т.п. Информацию о выносливости своего ребенка вы можете получить из поездок в гости, музее, зоопарки и иные культурно-развлекательные места. Поинтересуйтесь у воспитателей, как ваш ребенок физически справляется с нагрузками на занятиях.
- Социальная или социально-личностная готовность к школе. Основными компонентами здесь являются: отношения с окружающими взрослыми; взаимоотношения со сверстниками; отношения ребенка к самому себе. В старшем дошкольном возрасте дети уже должны уметь выполнять правила, которые предъявляют взрослые. Отношение к ним должно быть уважительное. Должны быть сформированы такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность. Детки должны уметь договариваться, играть и трудиться сообща. Отношение к себе в первую очередь должно выражаться через постановку адекватной самооценки, направленность на саморазвитие, заинтересованность в самоопределении и смыслообразовании. Ребенка отличают глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быть лучше, то есть возможность самосовершенствоваться.
- Психолого-педагогическая готовность к школе выражается в:
- запасе знаний об окружающем мире (здесь важен не только их объем, но и качество – правильность, четкость, обощенность);
- представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности;
- достаточный уровень развития познавательных интересов (интерес к новому и интерес к самому процессу познания);
- определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов - сформированность сенсорных эталонов; качество восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства; качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы; определенная степень децентрации мышления; высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Именно это служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе; развитие воображения.
- Начало формирования произвольности психических процессов;
- Развитие речи.
- Формирование волевых потребностей.
Итак, формированию учебно-познавательной мотивации у будущих первоклассников способствует постепенная многомерное воспитание, выработка адекватной самооценки и других личностных черт ребенка. Что же должны сделать близкие, чтобы мотив был направлен на достижение целей и направлен на саморазвитие ребенка:
- Конечно, задолго до наступление предшкольного возраста, мы внимательно следим за развитием нашего малыша – речь, внимание, память, моторика, характерологические и поведенческие особенности малыша;
- Формируем в домашней обстановке произвольность, послушание.
- Вырабатываем терпимость к неудачам;
- На своем опыте прививаем любовь к книгам и познавательному вопрошанию;
- Непосредственно перед поступлением в первый класс обговариваем все детальные изменения в режиме дня, в поведении ребят, в понимании деятельности учителя.
- В процессе обучения обсуждаем, что ребенок сегодня нового узнал. Для нас главное – знания, а не сколько раз его похвалили. Иначе, при наступлении последовательных неудач для малыша будет проще опустить руки и не стремиться больше к новым знаниям.
Успех вашего ребенка зависит в первую очередь от правильного возрастного старта школьного пути и включения родителей в образовательный процесс вашего ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"...
"Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников"
Наличие учебно-познавательной мотивации является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и его правильной организации. XXI век - эпоха информационного общества. Информационные ...
Презентация по теме "Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации "
Презентация мастер- класса по теме "Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников»Цель: Продемонстрировать использование современного...
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на-чальных классов через применение технологии проблемного диалога
В условиях современного образования, введения ФГОС второго поколения в практику работы школ, когда личность растущего человека находится в центре образовательной и воспитательной деятельности, поиск э...
Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников
Выступление на ШМО...
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках...
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках...