Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках
статья (3 класс)
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-1.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках
Большинство детей рождаются с нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира, соответственно, и к хорошей учебе. Почему же дети ленятся, не хотят учиться? Одна из причин низкого интереса к учебе- недостаток учебной мотивации учащихся.
Причины снижения учебной мотивации учащихся:
- Несформированность умений учебной деятельности.
- Нет навыков самостоятельного приобретения знаний.
- Сложностей в понимании материала из-за низкого уровня учебных возможностей.
Также есть причины мотивации, зависящие от учителей:
- Неправильный отбор учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся.
- Не постоянное использование современных методов обучения.
- Неумение строить взаимоотношения с учащимися и отношение школьников друг с другом.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась недавно действующая система образования. Изменилась ситуация социального развития детей: резко возросла информированность детей, современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу, ограниченное общение со сверстниками в живую, поэтому не выработано умение говорить. И сегодня учитель ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?», создает свою собственную модель обучения с соответствиями с современными реалиями.
У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Любая деятельность невозможна без мотивации, стремления учащегося к учебе, что является одним из важнейших факторов. Ведь мотивация-это не врожденное, а приобретенное качество. В основу новых стандартов заложен метапредметный подход. При таком подходе у учащихся формируется отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Данная технология разрабатывалась научной группой под руководством Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик Эльконина-Давыдова; школа Щетинина. Это образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Результатом освоения метапредметных связей:
- Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
- Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.
Немаловажно и то, что учителя должны формировать умения продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии. Мотивация-не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения, ситуации, конкретного предмета изучения и личности учителя.
В процессе работы, учителям, при реализации исследовательского подхода в обучении, отводится роль сопровождения в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Учитель должен понимать проблемы, с которыми могут столкнуться ученики при исследовании, уметь ставить перед ними реальные задачи в понятной форме; выполнять функцию координатора в исследовательской деятельности и партнера, избегать директивных указаний; стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
Процесс развития метапредметных результатов требует от учителя кардинального переосмысления, владения в совершенстве активными методами и приемами обучения, осуществления исследовательского, системно-деятельностного подхода и проблемного метода обучения, широкого использования ИКТ для создания новых интересных заданий, активизирующих мыслительную деятельность учеников.
Литература
Бажович Л.И. Проблема формирования личности.-М-Воронеж., 1995
Гузева Н.Ю. Современные образовательные технологии на уроках русского языка: учебно-методические рекомендации. Биробиджан: Изд-во СДВГСГА, 2007
Файн Т.А. Формирование метапредметных результатов обучающихся при исследовательском подходе в обучении: Методические рекомендации. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"...
"Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников"
Наличие учебно-познавательной мотивации является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и его правильной организации. XXI век - эпоха информационного общества. Информационные ...
Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка.
Методическая разработка на тему: "Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка"....
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках...
Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....
Формирование учебно –познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.
Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования ученик должен уметь самостоятельно мыслить...
«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления».
В статье рассказывается о технологии развития критического мышления....