«Роль детско-родительских отношений в личностном развитии детей с ограниченными возможностями»
статья (4 класс)
Общеизвестно, что «формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития». Особенности социального развития ребенка определяются таким важнейшим социальным институтом, как семья. Именно в семье происходит определение социальной ситуации развития и формирование зоны ближайшего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_detsko.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
Статья «Роль детско-родительских отношений в личностном развитии детей с ограниченными возможностями»
Автор-составитель:
Волченкова Татьяна Евгеньевна,
Учитель надомного обучения –
олигофренопедагог,
Санкт-Петербург
2019
Роль детско-родительских отношений в личностном развитии детей с ограниченными возможностями
Общеизвестно, что «формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития». Особенности социального развития ребенка определяются таким важнейшим социальным институтом, как семья. Именно в семье происходит определение социальной ситуации развития и формирование зоны ближайшего развития ребенка.
Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии вызывает серьезные социальные затруднения, обостряет внутренние проблемы, приводит к нарушению межличностных отношений внутри семьи и ее социальных связей.
О положении родителей с ребенком с ОВЗ можно говорить как о внутреннем (психологическом) и внешнем (социальном) тупике.
Качественные изменения в таких семьях затрагивают психологический, социальный и соматический уровни.
- Психологический уровень
Нередко рождение ребенка с ОВЗ является серьезнейшей психологической травмой для родителей. Часто родители воспринимают это событие как огромное несчастье, крест на собственной жизни. Они не могут поверить, что это случилось именно с ними, с их семьей. Особенно же тяжело, как это следует из жалоб родителей, переносить постоянные выражения сочувствия окружающих. Нередко от семьи, где есть больной ребенок, постепенно отдаляются их прежние друзья, и семья остается один на один со своей проблемой. Деформируется сложившийся стиль семейных взаимоотношений, система отношений членов семьи с окружающими, миропонимание и ценностные ориентации родителей. Матери часто испытывают депрессивные состояния. Отклонения в развитии ребенка и личностные особенности матери могут привести к материнской депривации.
2. Социальный уровень
Семья становится более избирательной в своих контактах, сужая круг знакомых, многие матери меняют профиль работы или оставляют ее. У некоторых родителей происходит формирование иждивенческой или безынициативной позиции.
3.Соматический уровень
Стресс, связанный с наличием отклонений у ребенка, может служить источником заболеваний матери (колебания давления, бессонница, головные боли и пр.). Длительность психопатогенной ситуации усугубляет проблемы со здоровьем.
Психологами выделен ряд кризисных этапов, переживаемых семьями с детьми с ОВЗ.
В последние годы происходит совершенствование нормативно-правовой базы социальной поддержки детей с ОВЗ, развиваются реабилитационные центры, осуществляется подготовка социальных работников, что позволяет обеспечить социальную и морально-психологическую поддержку подобных семей.
Ряд семей успешно выходят из стрессового состояния, но их меньшинство. Основная масса семей испытывают сложности адаптации в течение многих лет. И. Ю. Левченко и О.Г. Приходько говорят о следующих признаках неблагополучных («деструктивных» и «дисфункциональных») семей: жалобах на ситуацию, саботаже реабилитационных мер, гиперопеке ребенка, большом числе соматических жалоб; социальной депривации, сознательном ограничении социальных контактов. В дальнейшем могут добавиться враждебность в отношении ребенка, его избегание.
Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к неадекватному оцениванию возможностей ребенка, его неправильному воспитанию (речь идет о неприятии ребенка, непонимании его личностного развития, неадекватной оценке его действий, негибкости в отношениях с детьми, непоследовательности, несогласованности воспитательных мер и пр.).
Одна из классификаций выделяет следующие типы неправильного воспитания:
1) гипопротекция (безнадзорность);
2) доминирующая гиперпротекция (мелочный контроль);
3) потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»);
4) эмоциональное отвержение;
5) гиперопека и симбиоз;
6) воспитание посредством нарочитого лишения любви;
7) воспитание посредством вызова чувства вины.
Все эти типы воспитания приводят к деформации личности ребенка, затруднению его дальнейшей социальной адаптации. Наиболее негативно на ребенка влияет тип симбиоза, когда ребенок длительное время зависит от матери, отношение к ребенку приобретает амбивалентность, происходит рост внутреннего конфликта и невротизации. В работах И. И. Мамайчук и В. В. Ткачевой показано, что в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, наиболее частый тип отношений – гиперопека. Гиперопека тормозит личностное развитие ребенка, лишает его самостоятельности. Иногда можно встретить эмоциональное отвержение, которое приводит к формированию неуверенности в себе у ребенка, реакциям активного протеста. Патологическим типом семейного воспитания является воспитание по типу повышенной моральной ответственности, когда высокие требования к ребенку сочетаются с пониженным вниманием к его потребностям, вследствие чего происходит формирование личности с тревожно-мнительными чертами.
Любой негармоничный тип семейного воспитания затрудняет эффективную абилитационную работу и является причиной для проведения психокоррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателя по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья, предназначена ге толлько для воспитателей, воспитывающих детей с ОВЗ,но и учителей и родитетей. Важными задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ являются формирование у них образцов позитивн...
Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...
Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...
«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат)
«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат) ...
ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА
ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМАСовременный мир многогранен и многоголосен, а взаимодействие и взаимовлияние языков все...
Направления работы по коррекции личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с форм...
Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. И...